Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2008
С этого номера мы начинаем знакомить читателей с методикой образного обучения грамоте детей предшкольного возраста в изложении кандидата педагогических наук Марины АРОМШТАМ.
На наш взгляд, тексты, игры и приемы, изложенные в методике, могут с успехом использоваться самыми разными педагогами, работающими по самым разным программам.

Раз, два, три, четыре — меня грамоте учили

Шляпа волшебника, или Умение играть как необходимое условие образного преподавания

Единственным, хотя и неотменимым условием использования в работе методов образного преподавания является умение педагога играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов их крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.

Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове шляпу волшебника и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего — в виде детского вопроса. А вопрос — это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.

Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию — позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее, игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.

Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т.е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! — буквой!), или парами, или микрогруппами.

Основной эффект такой организации пространства — разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А возможно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных конечно же с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации — страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.

Не это ли наша заветная педагогическая мечта — пробудить в ребенке желание учиться?

В подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие части игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.

Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть и играть либо только слушать и слушать сказку. Педагог должен быть готов изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в параллельных плоскостях, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества. И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника.

Итак, умение играть и быть чутким к детским запросам и настроениям — залог успешности обучения. Не только в рамках методики образного преподавания, а вообще — в рамках любой методики.

Но образ и детская игра едины по своей природе. Поэтому в данном случае реализовать поставленные задачи может только игровой педагог.

Что такое образное преподавание?

Образное преподавание родилось на свет много сотен лет назад, в Древней Греции, и родоначальником его можно считать Евклида. Большинство геометрических понятий классической геометрии являются «видимыми» и отсылают к реалиям окружающего мира. Слово «линия», например, происходит от греческого lin — льняная линия, а слово «трапеция» означает «столик»: за столиками-трапециями греки трапезничали, или, попросту говоря, ели. Так что «трапеза» и «трапеция» — слова однокоренные.

Правда, греки не рассказывали сказок. Незаменимость жанра сказки в обучении — открытие нового времени. Впервые ее роль в жизни ребенка была по-настоящему осмыслена в психотерапии. Со всей свойственной этой науке обстоятельностью и убедительностью ученые-психотерапевты доказали, что психика ребенка в буквальном смысле слова «питается» сказочными образами, что сказка — не только развлекательный, но и терапевтический жанр, к тому же жанр «освоения ребенком жизненного пространства». Ведь она вооружает ребенка специфическим оружием — системой сказочных образов, с помощью которых можно строить гипотезы, искать объяснения событиям и явлениям, определять свое место в мире.

Парадоксальным образом умение ребенком ухватить сказочную логику событий и изложить сказочную версию является замечательной подготовкой к овладению в будущем научным мышлением. Ведь относительность сказочной гипотезы налицо, а относительность суждения — основная черта сегодняшней науки. Кроме того, по мнению известного отечественного психолога В.П. Зинченко, наука сегодня «все чаще пользуется живыми метафорами, образами… Она возвращается к визуальному мышлению, являющемуся замечательным средством порождения новых визуальных форм и делающих понятие видимым». Гений самонаблюдения А.Эйнштейн как-то заметил, что мыслит посредством зрительных образов и некоторых мышечных ощущений.

Образное преподавание включает в себя несколько основных линий — использование собственно образов — словесных и изобразительных, сказочные сюжеты и сказочную мотивацию, образное движение.

Образное преподавание и обучение грамоте

Практически во всех предшествующих современности культурах одной из главных целей школы было обучение грамоте: дети поступали учиться, чтобы стать «грамотными».

Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих страданий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».

Умение читать и по сей день остается стартовым рубежом, без которого невозможно дальнейшее продвижение в мир знаний. И, как ни смешно, значительная часть современных родителей полагает, что обучение, несмотря на возраст ребенка, не может быть связано с игрой, не может быть увлекательным приключением: оно должно быть методически занудным и основательно скучным. Иначе как заподозрить педагога в серьезных намерениях?

Если ребенок учится читать, перед его глазами должны быть буквы и только буквы. Он должен сидеть, желательно — прямо, и практически не двигаться. Современным родителям (да и некоторым современным учителям) невдомек, что такое обучение ворует у ребенка множество возможностей творческого развития за счет узкоутилитарных целей. А главное — оно ворует у него живое чувство языка, ощущение его возможностей. То есть лишает обучение чтению гуманитарного характера.

Образное преподавание должно помочь избежать этих опасностей.

Обучение грамоте в системе образного преподавания, с одной стороны, опирается на методы вальдорфской педагогики, с другой стороны, использует звуковые игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, и, наконец, использует мимические и подвижные игры как элемент образной и двигательной активности на занятиях.

Вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Сначала надо научить ребенка писать и только потом читать. Аргументируют они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в онтогенезе должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества — в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом — печатные.

Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. В частности, критически отзывался об этом Л.С. Выготский. Но в данном случае методика опирается не столько на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза, сколько на роль рисования и изобразительного образа в развитии ребенка, в частности, на взгляды того же Л.С. Выготского на рисование как дографическую стадию становления письма.

Если под письмом дошкольников понимать не рукописное письмо, а «рисованное», в подходе вальдорфских педагогов обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, прежде всего начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют эти буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и для усвоения графического образа буквы.

Поэтому рисование букв, их выкладывание различными способами и из различных материалов широко используется в образном преподавании.

Итак: использование образов — главная отличительная черта предлагаемой методики обучения грамоте. Метафоричность — основной принцип построения речи преподавателя. Изложение материала во многом подчинено не только представлениям о звукобуквенной структуре русского языка, но и сказочной логике.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru