Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2008
Елена КРАВЦОВАРазвитие ребенка — в том числе и перспектива его обучения в будущем — во многом определяется умением играть.
Что может сделать семья дошкольника для полноценного становления его игровой деятельности?
Об этом рассказывает доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, профессор Елена КРАВЦОВА. Ее позиция сформулирована в результате многолетних экспериментальных исследований и размышлений.

Игра, ребенок и семья

Продолжение. Начало в № 19, 20/2008

К чему приводит запрет на игру

Родители обращаются за консультацией к психологу по самому разному поводу. Анализ бесед с ними показывает: многие называемые ими проблемы вторичны. Глубинные причины невозможности установить конструктивные отношения с ребенком, помочь ему успешно учиться и вести себя в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения кроются в одном и том же: дети не могут в полной мере реализовать собственную игру. При этом малыши часто считают справедливым, что родители не разрешают им играть, что мать спрятала или даже выбросила их игрушки.

Как правило, родители таких детей в детстве имели похожие проблемы. В результате в отношениях со своими детьми и даже со своими супругами они реализуют не реальные взаимоотношения, а игровые.

Но они играют не с детьми, а в детей. Это в игре можно поставить точку в любом месте и заявить: «Все, я больше не играю». Это в игре, помимо игровых отношений, есть и реальные, в большинстве случаев не совпадающие с игровыми. Это в игре можно контролировать партнера и управлять своими отношениями с ним. В игре больно, страшно и неприятно «понарошку». Если же реальную жизнь строить по игровому принципу, это приводит к довольно печальным последствиям: супруги без конца обижаются друг на друга, а иногда стараются найти другие условия для жизни; дети же всеми правдами и неправдами доказывают, что они не игрушки и что к ним нельзя так относиться.

Говоря о том, что отношения в семье помогают ребенку реализовать игру, нужно иметь в виду: необходимые условия для такой реализации качественно отличаются в зависимости от психологического возраста ребенка. Для маленьких детей нужны зрители, которые, с одной стороны, восхищаются игрой ребенка (ее сюжетом, героями, с помощью которых этот сюжет реализуется, и т.п.), а с другой стороны, являются очень любопытными и задают ребенку множество вопросов.

Ответы на такие вопросы, как правило, реализуются в развитии сюжета, в создании новых сюжетных линий, в использовании разных историй и сказок, объединенных в игровое целое. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста зрители необходимы как советчики, помогающие решить возникающие в игре проблемы, дающие импульс для развития сюжета и включения в игру новых героев.

В дореволюционное время проблема зрителей детской игры во многом решалась за счет домашних театров. Дети принимали в домашних спектаклях непосредственное участие, сами бывали в роли зрителей и порой организовывали игру, связанную с предстоящей или прошедшей театральной премьерой.

Итак, в семье закладываются основы детской игры. Семья помогает ребенку создать условия для игры и реализовать себя в игре. Иными словами, адекватные взаимоотношения дошкольника с близкими взрослыми обеспечивают проективный характер игровой деятельности.

Игра и псевдоигра

Фото Александра Степанова

Фото Александра Степанова

В последние пять–семь лет среди детей, имеющих разного рода трудности и проблемы, выделились те, кто никак не может прекратить играть. Ребенок играет и играет, невзирая на возраст, на изменение предъявляемых к нему социальных требований, хотя в детстве у него вроде бы были все возможности для обучения игре и реализации игровой деятельности. В чем дело?

Если проанализировать игры таких детей, выяснится: несмотря на возраст играющего, она представляет собой типично «детскую игру» с обязательным присутствием всех героев сюжета и с воспроизведением всех действий этих героев. То есть ребенок не может внутри игры обозначить действие словом, сказать «он пошел» или «она легла спать». Он обязательно имитирует это действие, передвигая куклу, укладывая ее в кроватку.

Игровые сюжеты, используемые такими детьми, многократно повторяются, все время воспроизводится одна и та же схема, правда, достаточно детализированная. К примеру, ребенок, играя в семью, всегда воспроизводит одну и ту же ситуацию: дети не слушаются маму, которая не может с ними справиться, а папа в это время на работе. Беседа с родителями этого ребенка и диагностика по рисункам показали: изображаемый в игре мальчика сюжет не имеет никакого отношения к его реальной жизни.

Выясняется следующее: в играх детей, протекающих описанным способом, не отражаются, не проявляются, не перерабатываются ни их действительные ощущения и переживания, ни их реальные проблемы. Они играют так исключительно потому, что их так научили, или они сами этому научились, наблюдая за игрой других детей. В психологическом смысле эти дети не играют. Они реализуют псевдоигру, которая для них оказывается отчужденной деятельностью и в силу этого не имеет своего развивающего значения.

 Почему игра не становится развивающей?

Причина в первую очередь кроется в отношениях членов семьи ребенка между собой. Как правило, в них отсутствует искренность и реальное взаимодействие. Иногда родители считают, что ребенку не надо знать об особенностях жизни семьи, о ее проблемах, и намеренно исключают его из обсуждений и совместных переживаний. В других случаях семья может считаться семьей лишь формально: хотя люди живут под одной крышей, у каждого из них своя жизнь, свои интересы; они взаимодействуют между собой весьма условно. Бывает также, что ребенок так и не преодолел позицию «пра-мы», характерную для более ранних возрастных ступеней и проявляющуюся в отождествлении себя с кем-то из родителей, то есть у него практически не сформирован собственный образ «я», который и реализуется в игровой деятельности.

Несмотря на разницу причин, для всех псевдоиграющих детей характерны общие черты: с одной стороны, они не проявляют в игре свою индивидуальность, не способны играть творчески, с другой — как бы «залипают» на ней. Если с отсутствием проективного отношения к игре вроде бы все ясно (оно не складывается в результате отсутствия достаточных условий для реализации игровой деятельности, несложившегося образа «я» и формальных отношений между членами семьи), то «залипание на игре» требует специального рассмотрения.

По-видимому, привязанность таких детей к игре связана с необходимостью разнообразить свою жизнь. Можно даже сказать, что игрой эти дети заменяют реальную жизнь и реальные взаимоотношения. Повзрослев, такие дети часто оказываются «приклеенными» к компьютеру. Они не просто играют в разного рода компьютерные игры — они «живут» в нем: переживают не реальные взаимоотношения, а те перипетии, которые случаются между героями игр. На этом психологическом феномене во многом основаны и достаточно популярные сегодня ролевые игры в литературных героев («толкиенистские игры») и в исторические события.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru