Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2000


Архив

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА?

Геннадий БОГРАШ, глазной врач (г.Москва)

В первом приближении глаз подобен фотоаппарату. В фотоаппарате свет проходит через систему линз, преломляющих его лучи, и попадает на чувствительный слой фотопленки, где формируется изображение. Аналогичным образом свет действует и на человеческий глаз. Здесь роль объектива выполняют преломляющие среды глаза — роговицы, внутриглазная жидкость, хрусталик, стекловидное тело; роль диафрагмы выполняет радужка, а роль чувствительного слоя фотопленки — сетчатка.

Что такое близорукость? В норме для человека естественно хорошо видеть предметы на расстоянии 30—33 см от глаз. У близорукого это расстояние сокращается. Чем сильнее выражена близорукость, тем короче это — фокусное — расстояние.

Близорукость ребенка может быть связана с генетической предрасположенностью, диктуемой формой глаза.

В этом случае она проявляется в большей или меньшей степени под воздействием внешних факторов. Эти факторы — неправильные, или, как говорят врачи, нефизиологичные зрительные нагрузки, которые, в свою очередь, могут являться самостоятельной причиной снижения зрения. Что это означает?

От природы человеку предназначено быть активным в светлое время дня и мелкую работу выполнять при хорошей освещенности. Человек научился искусственно продлевать световой день, но при этом не всегда может создать необходимую для зрения освещенность. Результат работы при недостаточной освещенности — сверхнагрузки на глаза, зрительное утомление и спазм глазных мышц. Особенно это чувствительно при чтении, письме и другой мелкой работе.

Обследования показали, что чем старше дети, тем больше среди них близоруких и тем эта близорукость выше.

Контрольные замеры освещенности, проведенные в разных московских школах, показывают, что во многих классах освещенность не соответствует требованиям санитарных норм к учебным помещениям. Пониженная освещенность классных комнат и групп детского сада оказывает прямое воздействие на зрительное (и, следовательно, общее) утомление детей. Причинами сниженной освещенности становятся недостаточное количество ламп, их низкая мощность, загрязненные плафоны (грязный плафон забирает до 15% мощности лампы). Случается, что лампы есть, но они неисправны или их конструкция устарела.

Эта группа внешних факторов очевидна и легкоустранима при внимательном и доброжелательном отношении к здоровью детей как со стороны администраторов детских учреждений, так и со стороны родителей.

Главный принцип прост: света должно быть много. Чем выше освещенность, тем выше работоспособность ребенка и ниже утомляемость.

Если у вас есть возможность выбирать светильники, надо оказывать предпочтение лампам теплых тонов, спектр излучения которых ближе к спектру дневного солнечного света (или костра). Лампы накаливания обычно не вызывают сомнений. Главное требование к ним — их достаточная мощность. А вот про лампы «дневного» света холодных тонов нужно знать, что они действуют угнетающе на центральную нервную систему. Так как глаз — это кусочек головного мозга, вынесенного наружу, при таком освещении он утомляется гораздо быстрее. По этой причине на центральных магистралях Москвы за последние несколько лет изменен спектр осветителей — с холодного на теплый.

Еще одним серьезнейшим «нефизиологичным» фактом, влияющим на зрительное утомление, являются электронно-лучевые приборы (телевизор, видео, компьютер).

В быту мы редко соблюдаем не только гигиенические, но даже и чисто технические требования, предъявляемые к этим приборам.

Чаще всего мы не хотим помнить, что это именно приборы. Мы не соблюдаем гигиенически оправданное расстояние от экрана до глаза, не соблюдаем рекомендуемое физиологами время работы за компьютером и не делаем перерывов. Особенно опасно это в отношении детей, у которых еще не закончен физический рост глаза и формирование преломляющей способности (рефракции).

Влияние экранных приборов на ухудшение зрения детей стало особенно чувствительным в последние двадцать лет, т.е. с того момента, когда телевизор (точнее, телевизоры: каждая городская семья в среднем имеет сейчас не менее двух телевизоров в квартире) прочно вошел в быт.

Раньше до 6—7-летнего возраста глаза ребенка развивались относительно спокойно: основную нагрузку на зрение ребенок получал с момента начала обучения чтению и письму, т.е. практически с момента поступления в школу. Теперь эта нагрузка возникает с момента знакомства с телевизором.

Случается, что ребенок оказывается перед экраном еще до достижения двухлетнего возраста. Это фактор, способствующий резкому росту близорукости детей.

Что в связи с этим должны помнить родители? Телевизор, видео и компьютер — это электронно-лучевые приборы, которые, превращаясь в игрушки, вредно отражаются на состоянии здоровья детей (физического и психического).

Следуя моде и сажая трехлетнего ребенка за компьютер, надо учитывать, что современная психологическая и физиологическая наука не успевает за развитием информационной техники и что нигде в мире еще не созданы программы психологического и физиологического сопровождения компьютерных занятий маленьких детей (да и взрослых тоже!). Овладение компьютером как машиной начинается с обучения десятипальцевому методу работы на клавиатуре, что практически невозможно для детей с неразвитой моторикой. Если проводить параллели между движениями пальцев машинистки и пианиста, то полезно помнить, что за фортепьяно детей сажают обычно не раньше пяти—шести лет. А обучение печати связано еще и с овладением грамотой. Но даже если родители исходят из незыблемых принципов «чем раньше, тем лучше!», они должны по крайней мере помнить, что единственная отработанная физиологами рекомендация для работы детей на компьютере сводится к короткому правилу: «Не больше пятнадцати минут в день!».

Работа на компьютере вкупе с недозированным телевизором очень сильно «подсаживает» детское зрение.

А с этим вряд ли следует торопиться.

Кроме непосредственного воздействия на глаза, «сидящего» ребенка подстерегают и другие опасности — опасность гиподинамии, ухудшение осанки. Это, в свою очередь, тоже провоцирует снижение зрения (в организме все процессы тесно связаны).

Поэтому физкультура и внимательное отношение к позвоночнику — один из методов профилактики близорукости.

Здесь с уверенностью можно порекомендовать настольный теннис (необходимость следить за движущимся шариком — это своеобразная гимнастика глазных мышц) и плавание (влияет на укрепление околопозвоночных мышц, способствует исправлению осанки).

Говорить про правильную посадку при чтении и письме стало общим местом. Но надо отметить, что замена школьных парт столами оказалась одним из факторов снижения зрения. Наклонная плоскость является более физиологичной для письменной работы и способствует правильной осанке. В домашних условиях, если вы не можете позволить себе купить наклонную парту, используйте чертежную доску. Старая чертежная доска — полифункциональная вещь. Сначала вы на ней чертите, потом пеленаете ребенка, а дальше превращаете ее в детский наклонный рабочий стол.

Важным моментом в профилактике близорукости является правильно организованное питание.

В рационе должны присутствовать молочные продукты, черный хлеб, морковь (желательно тертая и перемешанная с жирами — маслом, сметаной). Для здоровья глаз очень полезна черника. Сейчас в продаже существует множество пищевых добавок, разработанных на основе черники, а также специальные витаминные комплексы для профилактики глазной патологии.

Мы вели речь о бытовых мерах, которые могли бы способствовать сохранению зрения. Но если проблема стоит уже достаточно остро, если ребенок видит все хуже и хуже, можно прибегнуть к специальным способам тренировки глаз, направленным на снижение прогрессирования близорукости и на улучшение остроты зрения.

В качестве общедоступных и пригодных для массовой профилактики миопии в настоящее время можно, например, рекомендовать релаксационные очки с ароматическими добавками производства КНР. Эти очки можно приобрести у фирм-дистрибьюторов. При приобретении необходимо проверить сертификаты качества и соответствия, а также наличие разрешения Министерства здравоохранения России. Очки рекомендуется использовать в первую очередь для детей дошкольного возраста. При использовании очков надо учитывать индивидуальную восприимчивость к травам.

Сейчас разработаны и другие методики улучшения зрения, но они могут быть использованы только под контролем медицинских работников.

1. Методика Аветисова—Мац, применяемая в Москве в летних оздоровительных лагерях более десяти лет. Эта методика разработана методическим центром института им. Гельмгольца, где с ней и можно ознакомиться.

2. Методика тренировок с помощью вакуумного офтальмомассажера. С ней можно ознакомиться на кафедре глазных болезней педфака РГМУ и в глазном кабинете медико-психологического центра «Дар» (г. Москва). Эта методика с успехом применяется в младших классах школы.

3. Компьютерная программа «Relax», разработанная НПО «Астроим-форм» (бывший институт Астрофизики). Тут можно приобрести дискету с этой программой по доступной цене (ориентировочно 120 деноминированных рублей). Здесь же можно приобрести тренировочные программы по лечению косоглазия и амблиопии (некоррегируемое снижение зрения). Эту программу рекомендуется использовать для педагогов в качестве релаксационных упражнений.

4. Детям с близорукостью врачами-офтальмологами в индивидуальном порядке назначаются очки БСПО (бифокально-сферопризматические очки) по методике Утехина. С методикой можно ознакомиться в Центре Утехина в Москве. При использовании этой методики врачам необходима помощь педагогов, потому что проходящие курс лечения дети вынуждены носить нестандартного вида стекла.

Упомянутые методики не требуют дополнительных медицинских знаний и участия специалиста-офтальмолога. Они под силу средним медицинским работникам и педагогам. Достаточно ознакомиться с инструкциями по проведению занятий и приобрести оборудование. В индивидуальном порядке этими методиками могут воспользоваться и родители.

Если врачам, педагогам и родителям удастся объединить свои усилия для сохранения здорового зрения детей, нам и не придется придумывать красивых, но печальных объяснений, отвечая на вопрос «для чего же нужны глаза?». Наши дети будут ВИДЕТЬ.

Публикация произведена при поддержке компании «Евроконтракт». Компания «Евроконтракт» предоставляет услуги производства и продажи высококачественных строительных материалов, по выгодным ценам. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете приобрести пенобетон, пазогребневые плиты, тротуарную плитку, стеновые блоки, бордюрный камень, строительный бетон, пеноблоки, и кирпич, с доставкой во все города России. Современное оборудование и материалы, строгий контроль на всех этапах производства, высокий профессионализм и опыт сотрудников компании, являются гарантами того, что вся предоставляемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Евроконтракт» можно по адресу http://www.evrocontract.ru/

Рейтинг@Mail.ru