Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2000


Архив

Публикация произведена при поддержке компании «ТЕРМОКОМ». В широкий спектр предложений инжиниринговой компании «ТЕРМОКОМ» входят услуги монтажа, обслуживания и продажи кондиционеров, от ведущих мировых производителей. Посетив официальный сайт компании «ТЕРМОКОМ», который располагается по адресу http://www.airclimat.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и каталогом климатического оборудования. Все кондиционеры, представленные на сайте http://www.airclimat.ru/, сопровождаются подробным описанием технических характеристик, и фотографиями внешнего вида. Опытные специалисты компании «ТЕРМОКОМ» помогут подобрать нужную модель кондиционера и произведут профессиональный монтаж приобретенного оборудования, обеспечив его надежную и бесшумную работу на долгие годы.

КАК ВЗОБРАТЬСЯ В ГОРУ?

Жанна ХОРОШАВИНА

Работа начинается со знакомства ребенка с линией.
Но, даже не оформленная в какой-либо предметный образ,
кривая или прямая линия имеет свой характер.
Раскрыть его поможет подключение пластического и музыкального образа линий.
Ведь маленькие зубчики ломаной звучат вовсе не так, как плавная дуга, и
совсем разные движения оставляют на бумаге такой след.
А как отличалось настроение у тех, кто рисовал эти две линии…

 

 

 

 

На втором этапе мы знакомимся с цветом. Связываем его с эмоциональными состояниями, со звуковым образом. Для этого мы с детьми подбираем из звучащих музыкальных фраз или звуков, контрастных по характеру, те, что подходят к выбранному нами цвету.
Спектр выразительных возможностей линий и цвета далее расширяется благодаря знакомству с работой в объеме, с характером разных поверхностей. «Объемное» изображение воспринимается ребенком не только контрастом к плоскостному, но и несет собственную смысловую и выразительную нагрузку.
Далее мы переходим к иллюстрации. Причем иллюстрировать можно не только сказку или стихотворение, но и музыкальное произведение. Отталкиваясь от звукового или речевого образа, мы приходим к выражению воспринятого не только на бумаге, но и в движении, к театру.
Педагог, выстраивая ход занятия, старается использовать игровые ситуации так, чтобы ребенок сам вышел на решение изобразительной задачи, не испытав при этом особенных затруднений. Любая изобразительная деятельность предполагает создание образа предмета, действия, звука, поэтому все в структуре занятия должно нести образную нагрузку, расширяющую спектр восприятия ребенком объекта изображения.
Приведу примерную структуру занятия.

Гимнастика для рук в игровой форме

— это прелюдия к основной теме занятия, способная расширить рамки изобразительного образа. Строя вместе изображение руками, через характер движения, величину, форму взрослый и ребенок проникают в пластическую жизнь предмета, начинают чувствовать его. Речевые интонации, сопровождающие и окрашивающие характерные движения, наполняют предмет звучанием. Часто гимнастика является репетицией для движения рук при работе с кистью, графическим материалом или пластилином в основной части занятия.
Уместно использовать для ручной гимнастики не только начало занятия, но и паузы, переходы между разными видами деятельности. Игры для развития мелкой моторики, своеобразные пластические миниатюры в состоянии придумать любой педагог, исходя из задач и темы занятия. Например: «Кошка и котята», «Встреча гостей», «Я — ожившее дерево», «Строим снеговика», «Жизнь цветка», «Фонарики», — и т.д.

Поэтапное решение изобразительной задачи в игровой форме

— основная часть занятия. Готовясь к занятию, педагог уже имеет примерное представление о том, каким в итоге получится рисунок у ребенка, и выделяет этапы рисунка. Потом каждый этап надо превратить в часть образной игры, сказки и т.д. Чтобы преобразовать технический этап рисунка в образное действие, историю, можно оттолкнуться либо от образа цвета (а), либо от выразительного образа движения, линии (б), либо от образной нагрузки изображаемой формы (в).

Например:

а) Для рисунка надо создать розовый фон. Педагог предлагает представить: зацвели яблоневые сады, подул сильный ветер, и полетели белые лепестки по всему свету — ставим кистью белые пятна на листе; пришло время — созрели яблоки красивые, красные — ставим красные пятна кистью; яблок было так много, что даже солнце стало большим и красивым яблоком. И небо порозовело — берем губку и, растирая лист, приходим к розовому фону.
б) На занятии знакомим детей с пластическим, звуковым и изобразительным спектром кривой линии, значит, можно поехать в гости, например, к «людям-землетрясам».
в) Тема занятия — осенние деревья. Кроны деревьев могут участвовать в игре сначала, например, как фрукты — яблоки, апельсины, потом как воздушные шары с приобретением веревочки — ствола и уже после этого как деревья с летящими по ветру листьями.
В лепке применимы те же принципы, например, когда нужно приготовить несколько одинаковых форм и избавиться от нудности изготовления, вводим считалочку, смысл которой заключается в предании одинаковой форме разного образного содержания. Например: чко-чко-чко — получилось яблочко, арик-арик-арик — покатился шарик, син-син-син — вкусно пахнет апельсин, — и т.д.

Этап ассоциативно-образных параллелей

может растворяться в предыдущих этапах занятия или выделяться в самостоятельный момент. Его цель — закрепить образную взаимосвязь языков искусства через их элементы: цвет, звук, линию, движение.
Здесь используются упражнения для развития образного мышления ребенка. Например: в задании ребенку надо изобразить на листе несколько точек, затем соединить их между собой прямыми линиями и замкнуть фигуру. На занятии это может выглядеть следующим образом: застучал по земле летний дождь: «кап, кап (ставим точки)»,и прошел. Бежит мышка от капли к капле, торопится водицы напиться (соединяем точки прямыми линиями):

«Ох, первую капельку не допила! (возвращаем линию в исходную точку)». Посмотрите, какую интересную фигуру очертила мышка, бегая за каплями дождя! На что похожа фигура? Или: кто-то притаился, наблюдает за мышкой, он спрятался в получившейся ломаной фигуре. Где его глаза, нос?

Итак, педагогом задумывается история, в которую вовлекаются дети как активные участники. Чаще всего они выступают в роли защитников и помощников героев, попавших в беду (ими могут быть и сказочные персонажи, и художественные материалы, и изобразительные символы или фигуры). Дети берут на себя функции самых умных, умелых, добрых и сильных людей (художников). Этапы сказочной истории следуют друг за другом, помогая юному художнику прийти к результату легко, на одном дыхании.

Следы на снегу (Конспект занятия)

I. Гимнастика в игровой форме «Альпинисты».

(Руки обыгрывают движения ног, можно топать по столу или, сидя на ковре, по полу.)
Альпинисты шли по скользкой дороге — «топ-топ». Маленький альпинист торопился (шлепаем часто), а большой шел медленно (шлепаем размеренно). Поскользнулись — упали, ноги разъехались. Встали, пошли осторожно — опять упали — «ай-ай-ай». Чтобы не упасть, наступаем на края «стопы» — поворачиваем ладони внешней стороной.
И вот гора! Как взобраться? Краями «стопы» поднимаемся наверх — «у-ух» — не удержались, скатились. Другим краем поднимаемся наверх. Стараемся. — Ура! Мы на самой вершине! Молодцы! Гора снежная, красивая. А как будем спускаться? — Правильно: на попе, на корточках. — «У-ух», — скатились и — в снег (все движения изображаются руками и сопровождаются звуком). Будем отряхиваться — трясем руками.
Пока альпинисты барахтались, в снегу много следов оставили. И на лесной поляне много следов! Что же там произошло?

II. Поэтапное решение основной задачи занятия.

Показ приготовленного на доске или большом листе (снежной поляне) изображения следов человека, птиц, животных, лыж, саней.
Педагог рассказывает историю про то, как получились переплетения следов на снегу, кто успел побывать на снежной поляне и зачем. После этого дети на своих листах-полянах изображают отпечатки следов, связывая их появление на листе с ходом их собственной придуманной истории. Для изображения следов используются печатки из картофеля различных форм и размеров. А некоторые следы можно «оставить» и пальцем или кисточкой. После рисования дети рассказывают друг другу свои истории.

III. Ассоциативно-образные параллели.

Педагог просит прослушать детей частый и легкий по звучанию ритм, а затем найти изображение такого же ритма в следах, оставленных героями детских историй в рисунках. Затем можно предложить прослушать длинный высокий звук и предложить догадаться, кто (или что) могло оставить след на снегу с таким звуком: птица или сани? Или послушать с детьми отрывистые, тяжелые, низкие звуки и спросить: чей след похож больше на такой звук — медвежий или птичий?

IV. Вывод.

Следы на снегу — страница книги, где описаны истории героев, маленьких и больших, легких и тяжелых, и у каждого из них есть свои движения и своя музыка.

Рейтинг@Mail.ru