Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2000


Архив

ОСТОРОЖНО: ДЕД МОРОЗ!

Новый год — самый детский, самый чудесный праздник в году. Поэтому и самый хлопотный. Чего стоит одна подготовка к новогоднему утреннику в детском саду! Сценарий детской елки сочиняют всей педагогической командой: здесь фантазии можно разгуляться не на шутку и столько всего выдумать, что... в детской голове образуется невероятная «каша» из символов, обычаев и традиций. Собственно, эта «каша» является точным отражением путаницы в голове взрослых, которой в течение долгого времени способствовали эпоха воинствующего атеизма и необыкновенная любовь россиян к празднованию чего бы то ни было. «Каша» эта замешана настолько круто, что претендует уже стать традицией. Бороться с ней бесполезно, да и не нужно. Но отдавать себе отчет в назначении и происхождении некоторых персонажей иногда бывает полезно.

Начнем с самой новогодней елки. Традиционно празднично украшенная елка связывается с символикой христианского праздника Рождество. Не теряющее зимой своей зеленой хвои, деревце было призвано стать символом Вечной жизни, дарованной Христом людям. Звезда на верхушке (шестиконечная как символ дома царя Давида или восьмиконечная) напоминала людям о Вифлеемской звезде, вспыхнувшей на небе в ночь Рождества, а изгибы ветвей — длинный путь к Богу, который предстояло проделать волхвам (и другим тугодумам-интеллигентам), отправившимся поклониться Святому Младенцу.

Наряжать елку как рождественский символ, по преданию, придумал великий немецкий религиозный деятель, реформатор Мартин Лютер. Это было в XVI веке. А на Руси этот обычай ввел Петр Первый — как всегда, безапелляционным приказом. Но обычай прижился и полюбился в России, потому что в народе издавна любили наряжать деревья под праздник. Вспомнить хотя бы весеннее завивание березки. В глубоком язычестве деревьям поклонялись как святым.

После революции 1917 года христианская символика была предана забвению, а организованное веселье детей вокруг елки осталось. Теперь оно приурочивалось к празднованию светского новогоднего праздника. Помните известную историю про елку в Сокольниках, которую почтил своим присутствием В.И. Ленин? Сдвиг в праздновании на несколько дней был незначительный. На фоне глобальных перемен времени — менялась эпоха! — его даже не заметили.

После установки на кремлевских башнях рубиновых звезд красная звезда с пятью концами переместилась на верхушку новогоднего дерева, заменив собой соответственно духу времени другую, Вифлеемскую звезду. Тоже легко и незаметно для глаза. Примерно в это же время в качестве обязательного персонажа детского праздника появился Дед Мороз с подарками.

Несмотря на видимость почтенного возраста, Дед Мороз — самый молодой из действующих лиц новогоднего действа. Смешно сказать, но он даже моложе Снегурочки.

Снегурочка — персонаж фольклорной сказки, вдохновивший русского драматурга Островского на создание одноименной пьесы. Эта пьеса в первую очередь о любви и о всяких жертвах, которые приносятся на ее алтарь. Действие происходит в стране Берендеев — языческого славянского племени, поклонявшегося Солнцу-Яриле. События пьесы начинаются на Масленицу, а заканчиваются в момент праздника летнего солнцестояния и торжества Солнца (и любви). Никаким Новым годом в нашем понимании здесь не пахнет. (Если, конечно, забыть, что древние славяне считали началом нового годового цикла весну.)

Снегурочка, как известно, погибает как существо «переходного периода» — как весенняя «жертва». Она была дочерью Весны и Мороза. Заметьте, дочерью, а никакой не внучкой.

Но борода, служившая отличительным признаком Мороза (в фольклоре — Морозко), послужила причиной перевода его в деды.

А в контексте детского праздника — в дедушки. С точки зрения психологии ход безошибочный.

Понятно, что в эпоху действия христианских символов никакой Дед Мороз рядом с рождественским деревом оказаться не мог. Просто в силу своего языческого происхождения. Но место главного героя по причине вытеснения христианского духа на новогоднем празднике оказалось свободным, и его с успехом занял бородатый дед с красным носом и мешком, полным подарков, — гениальное создание советской детской литературы.

Можно было бы пофилософствовать на тему, что стоит за замещением фигуры Младенца фигурой Старика, но это увело бы нас слишком далеко. А надо еще попробовать разобраться в отношениях Деда Мороза и Санта-Клауса.

Возможно, именно Санта-Клаус натолкнул создателей Деда Мороза на окончательное оформление его образа: шуба, борода, мешок с подарками. Благодаря Санта-Клаусу Дед Мороз и чувствует себя так уютно рядом с елкой. Санта-Клаус, мол, рождественский Дед, и я тоже. Но Санта-Клаус приходит к европейским детям не на Новый год, а под Рождество, которое по европейскому календарю отмечается на неделю раньше 1 января. Именно под, а не на, в период адвента, т.е. в период ожидания рождественского праздника. Иными словами, к детям приходит святой — Николай, предупреждает их о готовящемся событии и за хорошее (богоугодное) поведение дарит подарки.

Поэтому сходство нашенского Деда Мороза и Санта-Клауса чисто внешнее. Никакие они не братья — ни по духу, ни по происхождению.

И уж совсем странные отношения должны быть у Деда Мороза со всякого рода кроликами, тиграми и драконами. Если кроликов он и встречал, то последних по причине проживания в холодном поясе должен представлять себе совсем плохо. Роднит его с ними только языческое происхождение. Но на елку подобные действующие лица прибегают явно заблаговременно. Их магические свойства вступают в силу на полтора месяца позже, чем последние елочные игрушки будут убраны в ящик до следующего года: по восточному календарю Новый год наступает только в феврале.

Возможно, подобная идеологическая «каша» есть характерная черта российской жизни. Мы изо всех сил стремимся предстать людьми рациональными, но обратной стороной нашей рациональности является неудержимое желание обвешать себя защитными амулетами всех времен и народов. Это то ли неразборчивость, то ли доведенная до своего предельного выражения идея толерантности.

Однако в этой путанице есть что-то веселое, карнавальное. И потому Бог с ней: давайте веселиться!..

Ирина ОСИНА

Публикация произведена при поддержке компании FrostProfi. Компания FrostProfi оказывает профессиональные услуги технического обслуживания, монтажа и ремонта морозильных камер, и другого холодильного торгового оборудования в Москве. Посетив официальный сайт компании FrostProfi, который располагается здесь, Вы сможете ознакомиться с расценками на ремонт морозильников и морозильных камер. Воспользовавшись услугами компании, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые в краткие сроки обеспечат высококачественный ремонт холодильного оборудования любой марки и производителя.

Рейтинг@Mail.ru