ЗИМНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
Обобщающее занятие по развитию речи
и знакомству с окружающим миром
для детей старшей группы
Тема:
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ»
Педагогические задачи:
Уточнить и пополнить знания детей о
своеобразии животного мира Севера.
Закрепить знания детей о зимних
явлениях природы.
Закрепить правила поведения людей в
лесу.
Развивать память, быстроту реакции,
выдержку.
Способствовать формированию у
ребенка умения выделять себя из внешнего мира,
осознавать свое «я».
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку
Чайковского из сюиты «Времена года».
Ведущий встречает детей
словами:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Ведущий:
Белые, белые, снежные
В форточку письма влетают,
Кружатся — тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
Посмотрите, какая большая снежинка
залетела к нам в зал! Да она не простая —
волшебная!
Звучит голос Деда Мороза
в магнитофонной записи:
«Здравствуйте, ребята!
Слышал я, что вы веселые, любознательные и
находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли
вы природу своего родного края и нравится ли вам
зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушиночку. Принесет
она вам задания интересные, конкурсы
необыкновенные, а вы покажите свою удаль да
находчивость».
Воспитатель: Мы с
удовольствием поиграем в снежинкины игры. Для
начала надо разбиться на две команды и придумать
им названия.
(Незаметно дергает за веревочку, которая
привязана к серебристому кругу. С него падают
ватные снежки и бумажные снежинки.)
Ой, что это такое? Глядите: снежинки и снежки. Ай
да Дед Мороз! Вот ловко придумал, как подсказать
нам названия для наших команд.
Сегодня будут соревноваться две команды: команда
«Снежинки» и команда «Снежки». Сейчас члены
команд выберут капитанов — самых находчивых и
смелых.
Главное правило наших соревнований — быть
выдержанными и терпеливыми: на каждый вопрос
отвечает только один специально выбранный
представитель команды, остальные должны хранить
молчание, не выкрикивать с места и не
подсказывать.
Ведущий представляет жюри и объявляет
разминку.
Разминка
Задание 1. Каждая из команд
должна загадать загадки о зиме и о животных
нашего края. Какая команда знает их больше?
Задание 2. Каждая команда
должна придумать как можно больше предложений, в
которых сообщается, чем ребятам нравится зима и
чем не нравится. Капитаны тянут жребий,
определяющий, будет ли их команда хвалить зиму
или высказывать свое недовольство, а также
очередность выступлений. Жюри подсчитывает
количество высказываний от каждой команды.
Конкурс «Что ни страница, то зверь или
птица»
Ведущий: Ребята, Дед Мороз
прислал нам фотографии и рисунки зверей и птиц и
спрашивает: «Все ли эти звери и птицы живут в
наших краях?»
Для каждой команды приготовлено по шесть
иллюстраций из календарей или журналов о
природе.
Капитаны назначают по два человека, принимающих
участие в данном конкурсе.
Дополнительные вопросы жюри к остальным членам
команд:
— Назовите других животных, живущих
в наших краях, но отсутствующих на иллюстрациях.
— Назовите других птиц, живущих в наших краях, но
отсутствующих на иллюстрациях.
Конкурс «Живые картинки»
Ведущий: Сейчас нашим
игрокам предстоит выполнить еще одно
удивительное задание. Надо «оживить» некоторые
из этих фотографий.
Члены команд посовещаются, выберут по два из
представленных здесь животных и попробуют
изобразить их без слов при помощи движений. Это
будет загадка-пантомима для команды соперников.
Жюри оценивает не только правильность ответов,
но и остроумность и точность пантомимы.
Конкурс следопытов
Детям показывают плакаты с
изображением следов животных и птиц на снегу.
Ведущий: Взгляните на эти странные
картины и попытайтесь угадать, каких животных и
птиц встретил Дед Мороз, обходя свои владения?
Музыкальная пауза
Детям предлагается потанцевать под
музыку, кто как хочет.
Конкурс капитанов
Капитаны выходят вперед. Очередность
их ответов определяется жребием.
Ведущий задает вопросы.
— На каких деревьях зимой можно
увидеть листья?
— Где ночуют в зимнем лесу глухари?
— Какие еще птицы прячутся под снегом?
— Чем питается белка в зимнем лесу?
— Детенышей какого зверя называют белек?
Конкурс «Прятки»
Командам предлагается рассмотреть
картины, на которых «спрятаны» животные и птицы.
Каждая команда должна отыскать по пять животных
и сказать, как они называются.
Музыкальный конкурс
Ведущий: Ребята, вы песни о
зиме знаете? И спеть их сможете?
Команды совещаются, выбирают для коллективного
исполнения песню о зиме и поют для зрителей и
жюри.
Домашнее задание
В записи звучит голос Деда
Мороза:
«Облетал я свои владения и видел красавицу Весну.
Захотела она спросить вас, ребята: «Знаете ли вы
правила поведения в лесу?»
Ведущий: Сейчас и жюри, и наши зрители
смогут посмотреть две маленьких
инсценировки-загадки о том, как надо вести себя в
лесу.
Участники игры должны будут прокомментировать
инсценировку команды-соперника и ответить на
вопросы капитана.
Первая инсценировка
Лес. На полянке мать-ежиха и два ежонка.
Они что-то обсуждают. Потом ежиха уходит
(«уползает»).
По тропинке идут два мальчика, останавливаются
возле ежат:
— Смотри, маленькие ежики. Такие маленькие,
глупые.
— Давай их возьмем.
— Давай.
Мальчики берут ежат и уходят по тропинке, а в это
время возвращается ежиха. Не найдя ежат, плачет и
уползает.
Ежата тоже начинают плакать.
Мальчики:
— Смотри, они такие грустные, плачут, давай
отнесем их обратно в лес.
— Я согласен, отнесем их обратно к маме.
Дети приносят ежат и оставляют на той же полянке.
Отходят недалеко и смотрят, когда вернется
ежиха-мать. Но ежиха не возвращается.
Вопрос: Что неправильно сделали дети?
Ответ: Нельзя ловить и уносить
детенышей зверей, в природе о них заботятся
взрослые животные.
Вторая инсценировка
Две птички собирают веточки для
гнезда. Кладут туда яйца и улетают. По тропинке
идут двое детей. Они рассматривают цветы и
неожиданно обнаруживают гнездо.
— Смотри, что это?
— Это гнездо птицы.
— Из этих яиц вылупляются птенцы. —
Дотрагиваются до яиц.
— Не будем их брать, птенцы подрастут и будут нас
радовать своими песнями. — Дети уходят.
В это время по дорожке идет лиса, нюхает следы,
подходит к гнезду.
— Ой, какие вкусные, аппетитные яйца, вот уж я
угощу своих лисят. — Берет яйца и уходит.
Прилетают птицы. Они летают около гнезда, кричат
и улетают.
Вопрос: Какое правило поведения в
лесу не знают эти дети?
Ответ: Нельзя подходить к гнездам
птиц. По твоим следам их могут отыскать разные
хищники.
Дополнительный вопрос командам: Какие
еще правила поведения в лесу вы знаете?
Жюри подводит итоги игры.
Вручение медалей и подарков.
Ведущий: Мне кажется, Дед
Мороз остался бы доволен нашими ответами на его
вопросы. Да и Весна-Красна захочет побыстрее
прийти к нам. Давайте отправим обратно Деду
Морозу его волшебную снежинку. Пусть она
расскажет, какой интересный КВН у нас сегодня
был.
Евгения КАНДАУРОВА,
воспитатель яслей-сада «Радуга» № 58,
г. Апатиты
Мурманской обл.