ЛАБОРАТОРИЯ
ЗАЖЖЕМ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ!
В детский сад № 523
приходят дети с ослабленным здоровьем. Главные
их заболевания связаны с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Часто основному
диагнозу сопутствуют другие болезни.
В детском саду есть все, чтобы медики вместе с
педагогами могли помочь ребенку справиться со
своим недугом: бассейн, гидромассажная ванна,
солярий, массажные кабинеты, зал для занятий
лечебной физкультурой, сауна и фитобар. В
столовой в кадках растут живые елки: дети во
время еды могут дышать целебным запахом хвои.
Все медицинские работники — врач-педиатр,
врач-ортопед, массажисты, инструкторы по
лечебной физкультуре — являются штатными
сотрудниками ДОУ. (Это стоило заведующей детским
садом Светлане Козловой невероятных усилий.)
Наш специальный корреспондент беседует с
врачом-ортопедом детского сада № 523 Ярославом
Даниловичем СЕРБИНОВИЧЕМ.
Кор.: Ярослав Данилович! С какими
заболеваниями в основном поступают к вам малыши
и как вы подбираете для них курс лечения?
Я.С.: Большинство наших
воспитанников из ясельной и младшей группы
страдает последствиями рахита — картина,
типичная для всех городов России.
Это искривление нижних конечностей (ноги
Х-образные или О-образной формы), деформация
грудной клетки (когда дуги ребер растопырены) и
нарушение осанки. Искривления ног обычно
сочетаются с деформацией стоп — с плоскостопием.
Однако каждый ребенок — это всегда
индивидуальный случай. И курс лечения ему
подбирается индивидуально, и результаты бывают
различными. Конечно, мы стараемся, чтобы наш
воспитанник заканчивал детский сад, имея первую
группу здоровья. Но это удается не всегда. Однако
вторую группу здоровья имеют почти все наши дети,
которые ходят к нам с 4—5 лет.
Нам удается то, что не под силу поликлиникам. Там
и специалистов недостаточно — поэтому нет
условий для индивидуальной работы с каждым
ребенком, и уровень диагностики часто оставляет
желать лучшего: мы постоянно сталкиваемся с
небрежно поставленными диагнозами.
Мы не только работаем с ребенком. Мы
тщательнейшим образом за ним наблюдаем:
эффективны ли назначаемые процедуры? Есть ли
динамика в преодолении дефектов? Как все это
сказывается на общем состоянии здоровья, на
общем развитии?
Для этого мы разработали специальную
диагностическую карту, в которой используется
принцип светофора.
Вот пришел малыш в ясельную группу. Его
посмотрели психолог, логопед, невропатолог,
ортопед, педиатр. Все занесли свои данные в карту,
используя специальные цветные значки. Например,
ортопед в своей графе ставит красный значок:
значит, состояние здоровья по ортопедическим
параметрам очень тревожное. А логопед рисует
желтый значок: ребенок говорит не блестяще, но
дефекты речи не очень тяжелые. Психолог опять
пользуется красным цветом: у ребенка много
личностных проблем. Специалисты передают карту
друг другу, и им не надо долго вчитываться:
картина сразу ясна, вся в цвете.
Красный — знак тревоги: положение
серьезное, требует большой работы.
Желтый цвет — промежуточное положение
между нормой и патологией. Когда желтый сменяет
красный, это свидетельствует о положительной
динамике развития ребенка.
Зеленый — это полное излечение.
Карта удобна не только для
специалистов, но и для анализа результатов, для
подведения итогов по работе детского сада в
целом, для беседы с родителями.
Кор.: Как вы считаете, ваш опыт
можно использовать в неспециализированном
детском саду?
Я.С.: Что-то хорошее всегда можно
позаимствовать. Но никаких иллюзий по поводу
достижения результатов в работе с действительно
больными детьми я не питаю и не хочу никого
обнадеживать.
Кто из медработников работает в обыкновенном
детском саду? Медсестра. Средние медицинские
учреждения готовят сестер широкого профиля.
Уровень их подготовки в ортопедии — нулевой.
В чем состоят функции медсестры в дошкольном
учреждении? Это контроль за диетой, за общим
гигиеническим состоянием групп и за прививками.
Все. Ни в сутулости, ни в плоскостопии она ничего
по-настоящему не понимает.
Если в штате есть преподаватель физкультуры, он
занимается с детьми общефизической подготовкой.
Лечебная физкультура — это не его специализация.
Он тренирует у детей выносливость, быстроту,
силу, скорость реакции... Но детям с
ортопедическими заболеваниями этого
недостаточно. Порой им это даже вредно.
Они в первую очередь нуждаются в корректировке
тех мышечных групп, которые у них недостаточно
развиты: именно их надо укреплять.
Поэтому будем говорить честно: заниматься
коррекцией заболеваний в обыкновенном детском
саду — нереально. Профилактикой — да. Это нужно
делать обязательно. Хотя еще раз отмечу: всем нам
не мешало бы пройти хотя бы элементарный ликбез
по ортопедии — для того чтобы не заблуждаться на
свой счет по поводу своих возможностей и
правильности своих действий. Тем более что такие
диагнозы, как плоскостопие и нарушения осанки,
характерны для каждого второго из ныне живущих.
Кор.: Что бы вы могли посоветовать
родителям?
Я.С.: Родителям в первую очередь
надо объяснять, что для ребенка вредно, как у него
формируются вредные привычки, впоследствии
сказывающиеся на осанке, на состоянии
позвоночника. Популярная литература, к
сожалению, ничего толкового и действенного
предложить родителю не может, а
специализированной литературы мамы и папы не
читают. Выход один: наглядно показать им, что
хорошо и полезно для их ребенка, а чего ни в коем
случае нельзя допускать. Для родителей нужны
практические занятия на базе детского сада и
консультация специалиста.
Беседу вела Галина СОЛОВЬЕВА
Диагностические тесты для
оценки физической
подготовленности детей, имеющих ортопедическую
патологию
(разработаны в ДОУ № 523)
1. Бег 30 метров (сек.).
2. Прыжок в длину с места (см).
3. Метание теннисного мяча (м).
4. Бросок медбола (м).
5. Сгибание и разгибание туловища из положения
лежа на спине, согнув ноги, руки скрещены на
груди, ноги фиксирует взрослый — количество
повторений за 30 секунд (развитие мышц брюшного
пресса).
6. Разгибание туловища в положении лежа на бедрах,
руки за головой, ноги фиксирует взрослый —
количество повторений за 30 секунд (развитие мышц
спины).
7. Наклон вперед из исходного положения сидя ноги
врозь. Контролирует гибкость позвоночника и
подвижность в тазобедренных суставах.
8. Равновесие. Стойка на одной ноге, другая
согнута в колене назад под прямым углом, руки
внизу. Закрыть глаза и устоять на одной ноге как
можно дольше. Оценивается время (в сек.) удержания
позы с момента принятия исходного положения до
момента, когда ступня опорной ноги сдвинется с
места или свободная нога коснется пола.
Контролируется способность сохранять
равновесие.