Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2001


Садовница

Этюд для флейты — позвоночника

САДОВНИЦА

ЭТЮД ДЛЯ ФЛЕЙТЫ-ПОЗВОНОЧНИКА

Если у вас вдруг выдалось свободное время и ему сопутствует лирическое настроение с легким налетом меланхолии, не исключена опасность, что на горизонте появятся призраки извечной интеллигентской повинности самопознания или даже (что еще ужаснее) самосовершенствования. Иными словами, вам потребуется «погрузиться» в себя.
Американцы, как люди конструктивные и не любящие метафор, решили буквально подойти к делу: создали музей под названием «Человек» — сооружение, попадая в которое оказываешься внутри модели человеческого тела. Хочешь — гуляй по кровеносным сосудам, от сердца к почкам. Интересно — поплутай среди мозговых извилин. Можешь и запретные органы навестить.
Вот тебе и «погружение».
У нас — увы! — такого музея нет. Поэтому подобные путешествия приходится проделывать мысленно, при помощи волшебной силы воображения, которым, как известно, и сильна Россия.
Но цель нашего «погружения» вполне родственна изобретению американцев.
И посвятим мы его позвоночнику — одному из самых загадочных органов человека.
Как известно, именно позвоночник обеспечил человеку возможность стоять и ходить прямо со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. стал тем стержнем, вокруг которого и осуществилась трансформация неких древних существ в представителей рода Homo sapiens. Некоторые философы даже осмелились утверждать, что человек в силу этой своей способности и сам стал некой осью, связующей небо с землей.
Фундаментальная роль позвоночника настолько отложилась в психических структурах человека, что родная планета тоже не могла помыслиться им иначе, как вращающаяся вокруг своей оси. Посмотрите на глобус: чем не шар с позвоночником?

Но в обычной, бытовой жизни мы редко размышляем о философских материях, и вспоминаем про позвоночник тогда, когда он начинает болеть. Мы говорим «спина ноет», видимо, подразумевая, что у позвоночника есть голос. О чем он ноет и что таким образом нам сообщает, мы чаще всего не понимаем, упаковывая все сигналы в унифицированную формулу: «Все болезни — от позвоночника» и надеясь при помощи костоправов от «всего вылечиться».
Доля истины в этом есть, но всего лишь доля.
Изменения в позвоночнике, безусловно, сказываются на работе других органов человека. Но сам он гораздо больше подвержен влияниям со стороны различных систем организма и в огромной степени связан с нервными и психическими структурами.
Позвоночник может страдать от механических повреждений (при подъеме тяжестей, от сидячего образа жизни, от ушибов и т.п.), но может реагировать и на нервные перегрузки, на психические напряжения, даже на социальное положение человека.

Одна из странностей позвоночника заключается в том, что он, главный орган, предназначенный для выполнения опорной функции организма, самостоятельно справиться с этой задачей не может и целиком зависит от окружающих его мышц. Зато он обладает колоссальной подвижностью и гибкостью. Это хорошо видно на металлической модели, состоящей из позвонков и дисков: позвоночник легко сворачивается в кольцо и укладывается в небольшой тазик. Такой запас подвижности не способны полностью использовать даже самые от природы гибкие, хорошо тренированные люди.
А именно подвижность делает позвоночник органом выражения эмоций.
Как ни странно на первый взгляд это звучит, позвоночник способен передавать наши эмоциональные состояния в не меньшей степени, чем, например, мимические мышцы лица. Ведь любые эмоции переживаются нами телесно, через тот или иной внешний жест, выражающий наше внутреннее состояние.

Наиболее подвижным является верхний конец позвоночника, где шея соединяется с головой. Таким образом обеспечивается некоторая независимость головы от тела, ее отделенность, самостоятельность в движениях. Изящная шея и «свободная» голова всегда производят впечатление присутствия духовности в человеке.
Голова, втянутая в плечи, свидетельствует об обратном. У человека с такой посадкой головы резко снижается возможность ориентироваться в окружающем мире. Голова теряет свою относительную независимость от тела и вынуждена реагировать на все другие, даже элементарные движения. Человек оказывается самым грубым образом связан со своей физиологией, «утопает» в ней.
Поэтому, если мы смотрим на кого-то сзади и видим отвердевшую, малоподвижную, «заросшую» шею, то и спереди мы невольно ожидаем увидеть достаточно тупое выражение лица.
Тут, правда, важно случайно не перегнуть палку: втянутая в плечи голова и голова на мощной шее — это две разные вещи.
У профессиональных боксеров может быть невероятно толстая шея (55-го размера и больше), но длинная и хорошо подчеркивающая «отдельность» головы, ее «жесткое» держание по отношению к другим движениям тела. Это объясняется требованием объективно оценивать ситуацию на ринге: уметь видеть, что тебя окружает, и вести себя адекватно обстоятельствам. Понятно, что такие люди ориентированы иначе, чем «качки».
Создатели куклы Барби совершили гениальное открытие в игрушечной индустрии, соединив кукольную голову с шеей при помощи вращающегося шарнира. Видимо, именно этому шарниру, взявшему на себя функции верхних позвонков, а вовсе не выпуклостям и длинным ногам, в первую очередь принадлежит заслуга в завоевании куклой мирового признания: благодаря подвижной голове Барби может принимать очень выразительные позы.

Выразительность позвоночника наделяет его серьезными диагностическими функциями. Надо только научиться пользоваться этой диагностикой. В первую очередь это важно для родителей и педагогов, так как поза может много сказать о нервно-психических особенностях ребенка и даже о его характере.
Все мы, несмотря на декларируемое прямохождение, держимся далеко не прямо, а под некоторым углом к земле, наклоняясь вперед или назад в зависимости от смещения центра тяжести тела.
Если центр тяжести смещен вперед, человек стоит, опираясь на носки; если оттянут назад — заваливается на пятки. Первый относится к типу людей быстрого реагирования. Его все волнует, до всего ему дело, во все он вмешивается. Жизнь такого человека обычно связана с серьезными энергетическими затратами, и он очень быстро истощается.
Второй обладает хорошей ориентацией в пространстве, лучшим обзором. При этом склонен к уходу в себя и способен многие происходящие вокруг вещи просто игнорировать. Если это ребенок, ему ничего не стоит пропускать мимо ушей все замечания и инструкции. Учитель или родитель также подпадают под категорию вещей, на которые можно не обращать внимания. Никакие уговоры, угрозы и даже ремень здесь не помогут. Выход — только в коррекции центра тяжести тела.
В свою очередь, позвоночный стержень изгибается в зависимости от требования общества к нашему умению держать себя.
Изменения в позвоночнике часто прямо связаны с изменением образа жизни. Например, с повышением социального статуса.

Становится человек начальником. Это не просто род деятельности. Это еще и некая устойчивая поза. Он должен двигаться, жестикулировать соответственно определенному образу: в его пластике прежде всего должно читаться достоинство.
На Руси же с древних времен признаком достоинства был живот. Знатные, уважаемые люди всегда ходили «пузом вперед», и перед ними все расступались. В рамках церковной культуры священники специально нарабатывали себе «пузатую осанку».
Поэтому стройные молодые люди, идя на повышение, совершенно незаметно для себя приобретают сначала небольшое брюшко, а потом и живот — символ солидности. Это их статус сыграл шутку с позвоночником, заставил его выгнуться в области живота. А на изменения в позвоночнике откликнулись окружающие ткани.
Женщинам, занимающим серьезные должности, животом вперед двигаться сложнее, чем мужчинам. Но и у них сильно изменяется фигура. Осанка всех женщин-чиновниц чем-то похожа: в ней чувствуется некоторая одеревенелость, потому что спина становится круглой и затвердевшей. Возможно, они приносят огромную пользу стране, но их организм реагирует на подобное служение серьезными функциональными изменениями.
Другой случай — выдвижение вперед грудного отдела позвоночника.
Когда выдается вперед грудной отдел, создается впечатление легкой, летящей фигуры. Обычно такие люди чрезвычайно эмоционально зависимы и ведут прямо-таки травмирующее психику существование. С точки зрения ортопедии они нуждаются в коррекции осанки, их надо было бы лечить, но по нашим эстетическим критериям это есть сама красота. Секрет кроется в беспрецедентном пристрастии россиян к балету. А балерина обладает именно такой фигурой.
История балетной эстетики в России довольно забавна. В конце XVIII века в наполеоновскую Францию приехали бельгийцы и привезли туда свой балет. Императорский Париж был в восторге от бельгийского балета, а Россия — от всего парижского.
С закатом Наполеона интерес к балетному искусству во Франции заметно угас, а в России — напротив, расцвел. Еще бы! Чиновникам, особенно чиновникам из высшей власти, необычайно нравилась балетная пластика: актер слегка изогнут, головка склоненная, стоит на цыпочках — просто идеальная поза для нагоняя. К тому же он еще и совершенно невесомый: куда дунешь, туда и полетит. Это же просто мечта — подчиненный «без корней», болтающийся в воздухе! Если довести человека до такого состояния, любой начальник испытает чувство удовлетворения и будет спокойно спать ночью.
Вот вам и эстетика летящей фигуры!
Наконец, тип человека, сформированный в результате выдвижения вперед головы. Здесь есть свои нюансы. Можно вытягивать голову в области лба, носа или подбородка. Лбом вперед развернуты к миру люди, фанатично преданные какой-нибудь идее. Нос вытягивают любопытные, эмоциональные и очень деятельные натуры. А подбородок выставляют личности, склонные к подобострастности.

Не стоит, однако, сразу хвататься за нос или подбородок.
В реальности человека совсем не так легко «прочитать», как это обычно обещается в жизнеутверждающих пособиях по технике общения в стиле Корнеги.
В отличие от языка поз животных, где эмоциональные состояния передаются при помощи определенного положения ушей, хвоста, вздыбленной шерсти, человеческая пластика может соединять в себе самые разнородные элементы. И то, что в одной ситуации может казаться негативным проявлением характера, в другой окажется уместным и единственно правильным.
Если прислушиваться к сигналам своего тела (к «нытью» позвоночника в том числе), можно научиться его понимать. А понимание — серьезный шаг в работе над собой. Оно по крайней мере снижает предсказуемость твоего поведения для окружающих, а значит — и твою уязвимость для них.
Вот и шаг к самопознанию, который требовалось сделать в начале. Для самосовершенствования, пожалуй, не хватает достаточно четких инструкций. Но такая задача и не ставилась.
Так что — как ходили, летали, ползали, так и продолжим. Но с оптимистическим чувством причастности к глубинам в результате «погружения».
Играй, флейта-позвоночник!

Рассказал Леонид ЗЕЛЬДИН,
записала Марина АРОМШТАМ

Леонид Зельдин

Рейтинг@Mail.ru