Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2001


Рабочий стол

Любить глазами и душой

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ЛЮБИТЬ ГЛАЗАМИ И ДУШОЙ

У нас в гостях
Владимир ХРОМОВ,
старший ветеринарный врач цирка «Радуга»,
заместитель директора циркового коллектива

Кор.: Как, по-вашему, должны действовать наши читатели, если они обнаружили на территории детского сада приблудных животных, причем животные эти неагрессивны, симпатичны и все идет к тому, чтобы их оставить здесь жить?

В.Х.: Смотря какие это животные.

Кор.: Кошки, собаки, иногда птицы.

В.Х.: Прежде всего надо вызвать ветврача. Приблудные животные — это всегда опасно. Они могут быть носителями инфекций, которыми болеют и люди. Причем дети оказываются особенно восприимчивы к таким болезням. А врач уже решит, что делать.

Кор.: Что может решить врач?

В.Х.: Врач осматривает животное и отправляет его на карантин на специальную станцию или в дома для бездомных животных.

Кор.: В дома для бездомных животных?

В.Х.: Это наше недавнее общественное приобретение. Люди, которые очень любят животных, организуют на добровольные пожертвования такие дома-питомники, где они ухаживают за животными и стараются найти для них хозяев.

Кор.: Как о таких питомниках узнать?

В.Х.: В обществе охраны животных. В Москве есть несколько таких питомников. И сейчас дома для бездомных животных появляются во многих крупных городах России.

Кор.: На сколько времени животное попадает в карантин?

В.Х.: Все зависит от того, в каком оно состоянии. Примерно на 30 дней. Если при осмотре выясняется, что животное в хорошем состоянии, срок карантина может быть сокращен. Во время карантина можно помочь работникам питомника в кормлении и лечении бездомного животного: закупить сухой корм на срок карантина, приобрести медикаменты. В период карантина животных прививают.

Кор.: Неужели так легко устроить животное в питомник?

В.Х.: Нет, трудно. Питомники, как правило, переполнены. Мы только еще учимся быть гуманными к животным. Вот в западных странах система помощи животным хорошо отработана. Там при каждом полицейском участке существует специальное помещение для заблудившихся, приблудившихся животных.

Кор.: У них что же, нет бродячих животных — собак, кошек?

В.Х.: Бродячих нет. Там очень хорошо работают бюро по устройству обездоленных животных. И все животные там маркированы. Каждое родившееся животное имеет свою «татуировку» — процедура для щенка или котенка практически безболезненная. Все животные носят ошейник с биркой (и кошки, и собаки), где указаны кличка животного, имя владельца, телефон и адрес проживания.
Если хозяина не находят в течение трех дней, собаку или кошку пристраивают к новому владельцу. Новый владелец при «усыновлении» должен представить свою характеристику (несовершеннолетний должен представить поручительство от родителей), из которой бы явствовало, что он любит животных и будет за ними ухаживать.

Кор.: Вернемся в Россию. Котята — ужасный вопрос. Вот кошка отсидела в карантине (хотя мне с трудом в это верится). В общем, живет эта кошка при детском саде.

В.Х.: В наличии кошки в детском саду я очень сомневаюсь. Кошки являются переносчиками очень многих заболеваний (не считая стригущего лишая). Когда кошка живет в семье — это одно дело. Там за ней хорошо смотрят. Кстати, если кошка ходит гулять, она должна обязательно прививаться. Особенно от стригущего лишая (сейчас для этого существует много разных вакцин). На мой взгляд, наиболее эффективна вакцина «Поливак» Игоря Полякова. Она не только от лишая, но и от широкого спектра грибковых заболеваний кожи животных. А в детском саду эта кошка при огромном количестве «нянек» все равно ничейная. Значит, это источник опасности.
Поэтому кошку надо не в детском саду прикармливать, а постараться пристроить в хорошие руки.

Кор.: А если «хороших рук» не нашлось?

В.Х.: Отвезти в ветлечебницу.

Кор.: На усыпление?

В.Х.: Нет, зачем же. Через лечебницу животных стараются пристраивать. Иногда в лабораторию берут. Острых опытов на животных сейчас не проводят (раньше резали нещадно) — отношение к животным в последнее время заметно изменилось в лучшую сторону. И кошка может принести пользу и другим животным, и людям.

Кор.: А собаки?

В.Х.: Собаку может иметь в детском саду только сторож, который будет нести за нее полную ответственность. Днем она должна быть изолирована от детей. Собака должна быть поставлена на учет и регулярно прививаться. Каждый микрорайон Москвы закреплен за определенным ветврачом государственной службы.
Если животное поставлено на учет, врач в соответствии с планом проводит осмотр и вакцинацию.

Кор.: Где можно получить данные о ветслужбе микрорайона?

В.Х.: В каждом округе есть своя ветстанция. Туда нужно позвонить и получить справку о том, какой врач обслуживает данный дом.

Кор.: Это касается только предприятий?

В.Х.: Нет, любого гражданина, который имеет дома животное. В обязанности врача-инспектора входит контроль за состоянием животных и благополучием конкретной территории. Его вызывают при возникновении конфликтных ситуаций с соседями, в случае появления большого количества бродячих собак.

Кор.: Что вы скажете о птицах? Об их содержании в живых уголках.

В.Х.: Если честно, лично я очень против существования так называемых «живых уголков» в детском саду, если нет специалиста, который бы хорошо разбирался в животных, умел бы за ними ухаживать, разбирался бы в их поведении и умел бы определить заболевание по первым признакам.
Детям, конечно, важно общение с животными, но не ценой жизни этих животных и риска заболеваний самих детей. Все эти ежики, белки, ужи, которые летом отлавливаются в лесу и помещаются в детский сад, — все это претенденты на верную гибель — пусть медленную, но мучительную.
Животных надо любить. Но это не так просто, как кажется, и требует ума, знаний и определенных навыков.
Ежи, например, зимой должны спать. А их вынуждают бодрствовать. Им обязательно нужен живой корм: в природе они питаются насекомыми (жуками и их личинками), мелкими грызунами. А в детском саду, кроме молока с хлебом и кусочка фарша, им рассчитывать не на что. Ну, разве что еще на кашу, которая является для них несвойственным кормом. У них от этой каши развиваются желудочно-кишечные заболевания, язвы, нарушение обмена веществ. На ежика лучше посмотреть в лесу, в огороде. Можно даже прикормить его немного: например, собрать ему личинок или налить молочка. А уж пить или не пить, есть или не есть, он сам решит. Если ему это понравится, он будет приходить регулярно. Может даже «подружиться» с хозяевами. Это такой «заповедный» принцип. Сейчас во всем мире на смену зоопаркам-зверинцам приходят заповедники и зоопарки-сафари.
С этой точки зрения птиц лучше не в клетке держать, а подкармливать зимой и летом.

Кор.: Летом?

В.Х.: Взять тех же воробьев. В период выкармливания они собирают для птенцов «живой» корм — личинок, гусениц. Но для поддержания самих себя они с удовольствием воспользуются и крошками, и крупой.

Кор.: И водоплавающих птиц надо подкармливать?

В.Х.: Надо. Только не в зоопарке, где достаточное количество корма, а там, где существуют местные популяции, например, городских уток-крякв. Особенно зимой, в сильные морозы, когда полыньи покрываются льдом. Но надо помнить, что большое количество хлеба принесет больше вреда, чем пользы. Хлеб, когда размокает в воде, делается мягким, как пластилин, и забивает птице глотку. От этого она вообще может умереть голодной смертью. Поэтому уток, гусей, лебедей лучше кормить крупой, тертыми сухарями, смешанными с крупой, мелко порезанными овощными остатками.

Кор.: А что вы думаете по поводу прикармливания собак?

В.Х.: Этого делать не стоит. В результате собираются стаи из бродячих собак, которые в месте кормежки начинают жить по законам стаи: охраняют кормовую территорию. Это может быть причиной проявления агрессии по отношению к любому мимо проходящему человеку или животному. И это даже отдаленно не напоминает детскую истину, что «собака — друг человека».
Отношение к животным относится к сфере культуры поведения и является частью общей культуры человека. Надо любить глазами и душой, как весь окружающий нас природный мир, а не сводить это очень важное чувство к эгоистическому отношению, к сюсюканью, к тисканью, к клетке.

Владимир Хромов

Рейтинг@Mail.ru