ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ МУСОР
Конец лета и начало осени — пора сбора
не только ягод и грибов, но и… мусора. К
сожалению, пластиковые бутылки и металлические
банки стали неотъемлемой частью пригородных
лесов и берегов рек. И это — признак, прямо
скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит
«отдыхать» на природе. Проблема отходов сейчас
остро стоит во многих странах. И решать ее нужно
комплексно: не только путем поиска новых
технологий переработки мусора, но и с помощью
экологического воспитания. Причем чем раньше мы
начнем это делать, тем больше шансов
сформировать поколение с новой культурой
поведения. Однако для этого недостаточно просто
призывать детей не сорить и не разводить костры.
На наш взгляд, запретами делу не поможешь, хотя во
многих детских садах выстраивают
природоохранную работу именно на лозунгах:
«Нельзя», «Не делай», «Не бросай». Но поведение
даже маленького человечка должно быть
осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что
мусору не место в лесу, он должен прийти
самостоятельно, хотя и под чутким руководством
взрослого. Именно этим целям служит проект
«Мусор», по которому мы работаем в последнее
время. Наш детский сад расположен рядом с
прекрасным лесопарком Тропарево, где мы и
проложили экологическую тропинку. К сожалению, в
некоторых местах лесопарка мусора бывает порой
не меньше, чем природных объектов, поэтому начать
мы решили с уборки на тропе. Хорошо, если к такой
работе присоединятся родители и ученики
ближайшей школы.
Любой экологический проект можно
разделить на несколько этапов: подготовительный,
исследовательский и обобщающий.
Подготовительный этап
1. В течение нескольких дней обращаем
внимание детей на то, что каждый день мы
выбрасываем мусор. Куда он девается? А дома у
ребят накапливается мусор? Что с ним делают
родители? Что делают с отходами в детском саду?
Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского
сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с
территорией сада мусорные баки, урны, куда можно
выкидывать мусор, не загрязняя среду?
2. Читаем и обсуждаем литературу по
проблеме, в частности, сказку Н.А. Рыжовой «Серая
Шапочка и Красный волк».
Исследовательский этап
1. Идем в поход по экологической
тропинке, чтобы проверить, есть ли мусор в
лесопарке. В каких местах его больше всего и
почему? Обращаем внимание ребят на то, как
красивы незахламленные участки леса и как
неприятно посещать места, где люди за собой не
убрали. Как дошкольники думают, почему
отдыхающие так поступили? А какое место для
отдыха мы выберем?
2. Обращаем внимание ребят на то, что
под деревьями много старых опавших листьев.
Предлагаем найти среди них самые молодые и самые
старые. Разложим их по порядку: от зеленых, желтых
до почти разложившихся, темно-коричневых,
прозрачных на просвет. Какие из них опали в этом
году, а какие — в прошлом? Что происходит в
природе с листьями?
3. Есть ли в лесу дождевые черви? Что они
здесь делают? Поищем самих червей и небольшие
холмики земли, которые они выбросили на
поверхность.
4. Собираем мусор на экологической
тропинке, при этом взрослые строго следят за
безопасностью детей, все пользуются резиновыми
перчатками. Дети берут только относительно
чистые банки, бутылки, не трогают аэрозольные
баллончики, упаковку из-под химических веществ,
лекарств. Складываем все в ведро или другую
емкость.
5. Все собранное сортируем:
металлический мусор, пластиковый, бумага и т.п.
Среди мусора мы, например, обнаружили
пластиковые бутылки, металлические банки из-под
газированной воды, бумагу, кусочки стекла,
пластиковые пакеты.
6. Предлагаем детям внимательно
рассмотреть весь мусор: откуда он мог здесь
появиться? Кто из ребят оставлял пакеты, банки в
лесу? А что они с ними делают, когда отдыхают с
родителями на природе? Может ли этот мусор
как-нибудь навредить лесу, его обитателям?
(Например, от солнечных лучей, которые проходят
через стекло, может начаться пожар; в пакеты
заползают разные насекомые, улитки, которые не
всегда могут выбраться оттуда и погибают.) Куда
девается этот мусор? Что с ним произойдет через
год? Через много лет? (Записываем предположения
детей.) Обычно кто-нибудь из ребят предлагает
закопать мусор. Воспользуемся этой подсказкой и
предложим дошкольникам проверить их гипотезы.
Для этого мы закопаем разные виды мусора и
посмотрим, что с ними произойдет через месяц, год,
два года.
7. Выбираем из каждой группы мусора
один предмет (пластиковую бутылку, металлическую
банку, картон или бумагу, стекло), добавляем к
этому принесенную с собой яичную скорлупу,
очистки от картофеля, яблочную и апельсиновую
кожуру (любые варианты пищевых отходов).
8. Выкопаем вместе с детьми ямки для
разных видов мусора. В одну положим упаковочные
материалы, в другую — пищевые отходы, в третью —
опавшие листья. Делать это лучше всего летом или
ранней осенью.
Мусор и листья закапываем и отмечаем эти участки,
чтобы их можно было найти и через год. Наш опыт
показал, что очень важно оставить хорошо
заметные знаки, которые не размоются дождем и
снегом, например, металлические таблички или
куски тонкой трубы. Первый раз, начиная работать
по проекту осенью, мы выбрали места с небольшим
количеством растительности и обозначили их
деревянными палочками. Каково же было наше
удивление, когда весной эти участки оказались
полностью заросшими травой, а палочки исчезли.
Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы
обнаружить закопанные «клады».
9. В течение года мы периодически
откапывали ямки и смотрели, что происходит с
мусором. Дети участвуют в этом процессе с
огромным интересом. Перед тем как откопать ямки,
мы с ребятами вспоминали, что именно клали в
землю (удивительно, но и через год дошкольники
точно описали все предметы), а также свои
гипотезы о том, что произойдет с разным мусором.
Так, через два месяца исчезли апельсиновые и
яблочные корки, практически не осталось
картофельной кожуры, бумага помялась, стала
влажной, мягкой, в некоторых местах порвалась,
потемнела. Все остальное не претерпело
изменений. Через 10 месяцев мы уже не обнаружили и
бумагу, и яичную скорлупу. Краска на
металлической банке отшелушилась, но сама банка
не изменилась. А вот опавшие листья деревьев
стали совсем другими: от них остались лишь жилки,
а ткань листа превратилась в темную тонкую
паутину, как бы нанизанную на эти жилки.
Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и
полиэтиленовые пакеты. Результаты своих
исследований мы заносили в специальную табличку.
Что происходит с мусором (фрагмент
таблички)
Вид мусора
---------
Время захор.: сентябрь 2000 г. |
Стекло зеленого цвета |
Полиэт. пакет с
рис. |
Пласт. бутылка
тз-под "Спрайта! |
Металлич. банка
оранжевого цвета |
Оберт. бумага |
Апельсин. кожура |
Яблочная кожура |
Картоф. очистка |
Ноябрь 2000 г. |
Без изм. |
Без изм. |
Без изм. |
Без изм. |
Помялась и стала мягкой, мокрой,
легко рвется |
Исчезла |
Исчезла |
Небольш. кусочки, нашли с
трудом |
Июнь 2001 г. |
Без изм. |
Без изм. |
Без изм. |
Облезла часть краски, банка
целая |
Небольшие. трудно опред.
остатки |
Нет |
Нет |
Нет |
В конце работы по проекту весь
оставшийся мусор мы обязательно убираем из ямок,
уносим в мусорный бак.
Обобщающий этап
1. Выясняем с детьми, куда же могли
пропасть листья? Обычно ко времени такого
обсуждения дети уже занимались по блоку «Почва»
(программа «Наш дом — природа») и поэтому
отвечают, что дождевые черви питались листьями и
превратили их в почву.
2. А что же произошло с пищевыми
отходами: кожурой от фруктов, картофельными
очистками? Дети решили, что их тоже кто-то съел,
так как они «вкусные», как и листья. Но почему же
тогда остались бутылки, стекло, пакет? Наши
ребята предположили, что они «невкусные» и
поэтому их никто не ест. Но почему они такие? Ведь
мы уже знаем, что в природе есть «волшебные
превращения», все связано друг с другом, все
куда-нибудь девается. Предлагаем детям
определить, что из того, что мы закапывали,
относится к природе, а что — нет. Получается, что
все природные объекты перерабатываются,
кем-нибудь съедаются и превращаются в конце
концов в почву. А вот бутылки, банки сделаны
руками человека, это не природа, а искусственные
объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и
животных, которые могли бы ее съесть,
переработать. Правда, возникает вопрос: ведь
бумага тоже сделана руками человека, но она все
же со временем исчезает. Почему? Вспомним, из чего
бумага сделана: из дерева, а деревья — это
природа, деревом не прочь поживиться многие
обитатели леса (заметим, что процесс разложения
разных отходов гораздо сложнее, но мы упрощаем
его до уровня дошкольников).
3. Обсуждаем, почему мусор не нужно
оставлять в лесу. Если кто-нибудь из отдыхающих
выбросит полиэтиленовый пакет, что с ним
случится через год? Через десять? Сто? Пакет так и
будет валяться. А что произойдет с лесом, если
каждый его посетитель будет оставлять пакеты?
Бутылки? Банки? Лучше всего уносить из лесу весь
мусор, но если такой возможности нет,
картофельные очистки, яичную скорлупу можно
закопать, закрыв ямку дерном с травой, опавшими
листьями. Консервную металлическую банку в
крайнем случае тоже можно закопать, но перед этим
ее нужно обжечь на костре, тогда она быстрее
проржавеет и разрушится.
4. Каждый год в лесопарке опадает очень
много листьев. Несмотря на это, наша тропинка не
завалена старыми листьями. Почему? А если бы в
лесу каждый год накапливалось столько же
полиэтиленовых пакетов? Иногда листья называют
мусором и считают, что нужно очищать от них лес.
Согласны ли ребята с этим? (Объяснить свою точку
зрения.)
5. Предлагаем детям на основе
собственных исследований и выводов составить
правила поведения в лесу и природоохранные
знаки, связанные с проблемой мусора. Можно
устроить конкурс среди детей и родителей на
лучшую серию знаков.
6. Приглашаем в детский сад родителей и
предлагаем познакомиться с результатами наших
исследований. Мы убедились, что люди выбрасывают
очень много мусора: нельзя ли как-нибудь его
использовать? Предлагаем детям с родителями
сделать сувениры, игрушки из отходов (можно
организовать конкурс на самую оригинальную
поделку), приборы (например, дождемер из
пластиковой бутылки). Из больших пакетов из-под
сока, молока можно создать интересные
скульптуры, из упаковочных материалов —
разнообразные кормушки.
7. Расскажите родителям, как можно
использовать некоторые отходы. Пусть они
поделятся своими находками. Например, многие
используют половинки пластиковых бутылок, чтобы
хранить крупы или делают из них мини-парники на
даче.
8. Если поблизости есть пункт приема
макулатуры, соберите с детьми и родителями
ненужную бумагу и сдайте ее на переработку.
9. Вместе с родителями собираем
коллекцию предметов, на которых есть
экологические значки (полиэтиленовые пакеты,
одноразовая посуда и другая упаковка, некоторые
виды бумаги). Эти значки, в частности, означают: а)
что после использования предметы могут быть
переработаны и еще раз использованы для
производства новых товаров; б) что товары
произведены из вторичного сырья, то есть,
попросту говоря, отходов. На некоторых
полиэтиленовых пакетах указано, что они сделаны
из особого материала и также могут быть
переработаны. Во многих зарубежных странах
покупатели при покупке товаров обращают
внимание на экологические значки и выбирают,
таким образом, более безопасную для окружающей
среды продукцию. Этому учат с детских лет.
10. Организуем совместный с родителями
поход на природу, возьмем с собой
природоохранные знаки. Весь мусор, оставшийся
после завтрака на траве, соберем вместе с детьми,
обратив их внимание на то, что оставляем после
себя поляну отдыха почти такой же, какой она была
до нашего прихода.
Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
Анна ЗЕВАЛЬД, Тамара ЧЕРЕШНЕВА,
воспитатели ДОУ № 1488, Центр образования № 109,
Москва