ДЕТСКИЙ МИР
ШКОЛА ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ
Как сформировать гуманные отношения в
группе детского сада
Продолжение. См №№ 39-40, 43-44, 45-46/2000;
4,9,12/2001
ЭТАП СЕДЬМОЙ
Сегодня мы познакомим вас с 7-м,
заключительным, этапом программы, направленной
на формирование гуманных межличностных
отношений между детьми.
На данном этапе мы проводили игры-занятия,
предполагающие различные формы позитивного
социального поведения: дети должны были делиться
со сверстником, помогать ему в процессе
совместной деятельности.
Нередко в педагогической практике программы по
нравственному развитию предлагается начинать с
организации совместной деятельности, когда дети
объединяются друг с другом в процессе выполнения
определенного задания. Общение в таком случае
строится по поводу какого-нибудь предмета, что
исключает возможность непосредственного
взаимодействия и может провоцировать повышение
демонстративности и конкурентности. Именно
поэтому мы решили вводить занятия на совместную
деятельность в самом конце нашей программы,
когда между детьми уже установлены
доброжелательные и неконфликтные отношения.
Кроме того, на этом этапе впервые вводился
соревновательный момент, причем дети
соревновались не за собственный успех, а за успех
другого. Так, например, широко использовалась
игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы
один мастер выиграл у другого, подмастерья
должны были всячески помогать ему (при
аппликации — вырезать необходимые детали, при
лепке — разминать пластелин, лепить отдельные
детали, при мозаике — подыскивать элементы
нужного размера и цвета).
Такие формы совместной деятельности
способствуют развитию взаимопомощи, способности
принимать планы и замыслы другого и радоваться
его успеху. Все это уводит соревновательный
момент на второй план.
Занятия этого этапа мы советуем делить на две
части: в первой проводить игры предыдущих этапов,
направленные на непосредственное выражение
позитивного отношения друг к другу, типа
«Муравейник», «Обнималка» и пр., и лишь вторую
половину посвящать совместной предметной
деятельности. Игры на непосредственное
взаимодействие способствуют возникновению
эмоциональных связей и чувства общности, что
предотвращает возможные конфликты по поводу
предметов и предметных действий.
1. Коллективные рисунки
Дети сидят в кругу. У каждого — набор
фломастеров или карандашей и листок бумаги.
Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас
начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы
прервете рисование и тут же отдадите свою
незаконченную картину соседу слева. Он продолжит
рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку
прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех
пор, пока тот рисунок, который вы начинали
рисовать в начале, не вернется к вам». Дети
начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем
по хлопку воспитателя передают ее одному соседу
и одновременно получают от другого соседа его
картинку. После того как картинки обошли полный
круг и вернулись к своим первоначальным авторам,
можно обсудить, как видоизменялся исходный
замысел.
2, 3, 4. Коллективные задания
Детям даются задания, подобные тем же,
что и в предыдущей игре, только дети делают
аппликацию, мозаику, лепят.
5. Рукавички
Для игры нужны вырезанные из бумаги
рукавички с различным узором, количество пар
равно количеству пар участников игры. Каждому
ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка.
Одинаковых половинок две; они образуют пару. Дети
ходят по комнате и ищут свою пару. После этого
каждая пара должна как можно быстрее раскрасить
одинаково рукавички, причем им дается только 3
карандаша разного цвета.
6. Смешной рисунок
Предварительно воспитатель
приклепляет большой лист бумаги на стену. Дети
выстраиваются в одну линию. Воспитатель
завязывает глаза первому ребенку, подводит его к
листу бумаги, дает в руки фломастер и говорит, что
сейчас все будут рисовать одну фигуру (коровы,
слона, зайца, принцессы и пр.). Все по очереди
подходят к листу бумаги с завязанными глазами и
дорисовывают недостающие детали.
7. Угадай-ка
Дети разбиваются на пары или тройки.
«Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», —
говорит воспитатель, — вы договоритесь между
собой, какой рисунок выложить на досточке. Чтобы
никто не услышал, надо подвинуться друг к другу
ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить
шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой
общий рисунок, а когда он будет готов, остальные
попытаются угадать, что вы изобразили». Дети
договариваются друг с другом о сюжете рисунка,
выкладывают его. После этого вся группа
угадывает, какой рисунок задумали ребята.
8, 9. Совместное рисование и аппликация
Задание то же, что и в предыдущей игре,
только дети вместе рисуют и делают аппликацию.
10. Мастер и подмастерья
Воспитатель делит группу на подгруппы
по 3—4 человека. Один ребенок мастер, остальные —
подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем
городе объявлен конкурс на самую лучшую
аппликацию, в котором принимают участие самые
знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои
подмастерья, которые в точности должны выполнять
все его инструкции. Аппликация должна быть
создана как можно быстрее. Мастер придумывает
сюжет и распределяет обязанности: один должен
вырезать детали нужной формы, другой — искать
нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер
будет наклеивать детали на лист бумаги». После
того как работы готовы, устраивается выставка.
11, 12. Совместное создание скульптуры
Задание то же, что и в предыдущей игре,
только дети рисуют красками картину и делают
скульптуру для центральной площади города.
13. Совместный рисунок
Воспитатель приносит большой лист
ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с
вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили
добрые животные, которые друг друга очень любили,
всегда были готовы прийти на помощь другому и
никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все
вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей,
ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг
друга, всегда помогаем и никогда друг с дружкой
не ссоримся!»
На этом мы заканчиваем пубикацию игр и занятий,
направленных на формирование гуманных отношений
между детьми. Как мы подчеркивали в самом начале,
дошкольники действуют не в соответствии с
нормами и представлениями, а на основе
собственных чувственных впечатлений и
непосредственного опыта. Именно поэтому наша
программа была направлена не на объяснения,
демонстрацию положительных примеров, поощрение
и порицание, а на развитие непосредственных
взаимоотношений между детьми, на восприятие
сверстника не как противника и конкурента, а как
близкого, связанного с тобой человека.
Виктория ХОЛМОГОРОВА,
психолог, сотрудник
Психологического института РАО,
Москва