КРУГЛЫЙ СТОЛ
ЖИТЬ, А НЕ ВЫЖИВАТЬ
Сегодня мы ведем разговор с
начальником Управления дошкольного образования
Министерства образования России Татьяной
Ивановной ОВЕРЧУК.
Кор.: Татьяна Ивановна, как бы вы
охарактеризовали состояние дошкольного
образования в настоящий момент? Что изменилось
по сравнению с истекшим, довольно трудным для
педагогов-дошкольников десятилетием? Какие
наметились положительные сдвиги? Какие новые
проблемы обозначились?
Т.О.: Произошло много коренных
изменений — как положительных, так и вызывающих
тревогу.
Мы пережили период, в течение которого наша
образовательная ступень буквально испытывалась
на выживание. Вопрос «Быть или не быть детскому
саду?» стоял очень остро. Но зато теперь уже никто
не усомнится в том, что будущее — за системой
дошкольных образовательных учреждений. Она
будет развиваться. Ее важность для развития
системы образования в целом уже не вызывает
сомнений.
Кор.: На чем основана ваша
уверенность?
Т.О.: Можно приводить множество
аргументов, но главное доказательство лежит в
законодательной сфере. Впервые в истории
отечественной педагогики мы приступили к
разработке закона о дошкольном образовании.
Конечно, в Законе «Об образовании» есть статья,
посвященная дошкольной образовательной ступени.
Но этого недостаточно, чтобы раскрыть ее
специфичность и самоценность. Поэтому и
требуется разработка специального документа,
который позволил бы развить нормативную базу
дошкольного образования. К декабрю 2001 г. должен
быть готов проект закона, который будет
предложен для обсуждения педагогической
общественности. И это безусловное свидетельство
того, что в обществе растет внимание и интерес к
дошкольному образованию.
Кор.: Заплачено за это внимание
довольно дорогой ценой. Многие детские сады не
выдержали периода тяжелых испытаний и были
закрыты.
Т.О.: Да, это так. Хотя, надо
отметить, мы боролись за каждый детский сад.
Конечно, количество дошкольных учреждений
сократилось. Но большая часть этих садиков —
сельские, плохо обустроенные: без канализации,
без водопровода, с печным отоплением. Вообще надо
сказать, что проблема сельских детских садов
стоит очень остро.
А вот число благоустроенных детских садов по
отношению к общему количеству дошкольных
учреждений резко возросло. И это, безусловно,
факт положительный. Кроме того, педагогические
коллективы, которым пришлось «бороться за
жизнь», вынуждены были мобилизовать свои силы и
умения — как профессиональные, так и
хозяйственные. В результате мы получили новое
поколение заведующих — настоящих деловых
женщин, способных рационально отнестись к своему
детсадовскому хозяйству. Они, например,
научились с толком использовать пустующие
помещения, образовавшиеся из-за сокращения
численности детей: переоборудовали их в
музыкальные и физкультурные залы, отдельные
спальни, встроили бассейны, зимние сады,
физиотерапевтические кабинеты. И теперь у нас
есть много учреждений с улучшенными условиями
для воспитания и оздоровления детей.
А посмотрите на видовое разнообразие дошкольных
учреждений! Это и детские сады присмотра и ухода,
детские сады с программами оздоровления, детские
сады комбинированного, компенсирующего вида.
Значительно выросла сеть детских
образовательных центров. Статус центра является
высшей оценкой работы дошкольного учреждения,
утверждаемой в результате его аттестации. Многие
детские сады сейчас ищут пути привлечения детей
и родителей, пробуют организовывать группы
кратковременного пребывания малышей,
диагностические и консультативные кабинеты,
возвращаются к практике воспитания детей
раннего возраста. Можно ли этому не радоваться?
Кор.: И все это происходит,
несмотря на маленькую зарплату и по-прежнему
низкое финансирование…
Т.О.: Недостаточное финансирование
— это главное препятствие на пути развития всей
нашей образовательной ступени. Несмотря на
наметившиеся сдвиги в общественном сознании (я
уже упоминала о работе над законом о дошкольном
образовании), детские сады по-прежнему
финансируются по остаточному принципу. Многие
дошкольные учреждения в России получают от
государства дотации только по двум статьям —
заработная плата сотрудникам детских садов и
питание детей. Все остальные нужды — ремонт,
приобретение мебели, игрушек, методических
пособий — становятся, по сути, личной проблемой
каждой отдельной заведующей.
Кор.: Быть может, еще и думающих и
заботливых городских и краевых руководителей.
Т.О.: Местные власти могут многое
сделать для своих детских садов. Если, конечно,
захотят. В прошлом году я была на совещании в
маленьком городке Северский Томской области.
Одно из главных моих впечатлений — это отношение
главы города к работникам дошкольных учреждений.
Он всех знает в лицо: не только заведующих, даже
воспитателей. И помогает, чем может. Главное, что
они чувствуют со стороны своих городских
властей, — так это уважение.
Мы сейчас пытаемся найти пути, отработать
механизмы, которые бы что-то изменили в
финансовом положении детских садов. Например,
предполагаем с января 2002 г. начать в некоторых
регионах эксперимент по субсидиарному
финансированию дошкольных образовательных
учреждений. Ведомственным садикам — самым,
казалось бы, обустроенным, особенно тяжело
пришлось в период перестройки. Вдруг оказалось,
что предприятиям невыгодно отчислять деньги на
социальные нужды и содержать детские сады. Это
оказалось совершенно невыгодным, неприбыльным
вложением. В прошлое десятилетие происходил так
называемый процесс муниципализации — передачи
ведомственных детских садов в муниципальную
собственность, то есть государству.
Эксперимент будет проводиться в Московской,
Самарской и Новгородской областях, и в его ходе
будут отрабатываться механизмы разнообразных
финансовых вливаний, чтобы детским садам было
легче решать свои проблемы.
Кор.: Почему остановились именно
на этих регионах?
Т.О.: Это эксперимент. Проводить его
возможно только с согласия органов
регионального самоуправления. Власти Самары,
Новгорода и Московской области дали согласие. В
Новгородской, Самарской и других областях
подобный опыт уже существует на практике. Его
надо только поддерживать и развивать.
Кор.: Есть еще какие-нибудь пути
улучшить материальное состояние дошкольных
учреждений?
Т.О.: Один из путей — финансовая
самостоятельность, когда детский сад сам может
зарабатывать деньги. Путь очень трудный и
рискованный. Не все заведующие к нему готовы.
Опять-таки здесь плохо проработана нормативная
база: что можно, что нельзя, что законно, а что нет.
Сейчас вышло Постановление правительства «Об
утверждении Правил оказания платных
дополнительных образовательных услуг в сфере
дошкольного и общего образования». Мы,
представители дошкольной ступени, тоже
участвовали в разработке этого документа. С
родителями, желающими, чтобы их дети посещали
определенные кружки или занятия, не
предусмотренные действующей в детском саду
программой, будет заключаться договор на
оказание платных образовательных услуг. Поэтому
детские сады получат еще один законный способ
зарабатывать деньги и расходовать их по своему
усмотрению. И это, я думаю, будет способствовать
более активному стимулированию деятельности
педагогического коллектива.
А здесь у нас проблем — непочатый край.
Кор.: Какие проблемы стоят
наиболее остро?
Т.О.: Взаимоотношения со школой,
перегрузка детей, проблемы сохранения здоровья.
Как качественно подготовить ребенка к следующей
ступени образования? Как избежать упреков со
стороны учителей в недостаточной
подготовленности детей?
С момента публикации «Концепции непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено)»
стали появляться статьи и интервью со школьными
учителями о том, что для школы гораздо ценнее
получить первоклассника «с горящими огоньком
любознательности глазами», нежели этакого
маленького всезнайку-«профессора» или «робота»,
для которого безвкусна и неинтересна жизнь и
учеба в школе. Думаю, что такую позицию школьных
педагогов можно считать прогрессивным шагом в
решении проблем преемственности двух звеньев
образования.
Смысл дошкольного образования не может
сводиться к тому, чтобы загрузить детей
непомерным объемом всевозможных знаний. Куда
важнее направить общие усилия педагогов и
воспитателей на обеспечение полноценного
развития каждого ребенка и формирование у него
личностных качеств, необходимых ему для
успешного обучения на следующей ступени
образования.
Кор.: То есть вы не теряете
надежды, что какое-то согласие между школой и
детским садом может быть достигнуто?
Т.О.: Не теряю и очень надеюсь на
разработанный проект «Концепции непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено)». Эта
концепция свидетельствует о том, что специалисты
дошкольного и начального общего образования
пришли к единой позиции в признании самоценности
дошкольного детства. Поэтому этот документ надо
как можно скорее утверждать.