КОНТРАПУНКТ
МЫ ПОГИБАЕМ В КУЧЕ БУМАГ
На одной из встреч с сотрудниками
редакции «Дошкольного образования» заведующие и
педагоги пожаловались, что страдают от огромного
количества бумаг, которые им необходимо
заполнять.
Кроме оформления табеля, подачи сведений о
родителях, составления перспективных планов и
планов по самообразованию, в начале и в конце
учебного года их обязывают проводить
диагностику каждого ребенка, посещающего группу.
На это уходит по меньшей мере две недели сентября
и мая, когда практически ничем другим заниматься
невозможно.
Кроме объемной диагностики, они должны вести
дневник наблюдений за каждым ребенком. Детей в
группе много, и загруженность у воспитателя
очень большая (он ведь и за няню должен работать!),
поэтому «наблюдения» в дневнике носят характер
дисциплинарных замечаний или являются простой
отпиской, совершенно не интересной родителям.
Предполагается, что родители должны через
дневник обмениваться с педагогом своими мыслями
и чувствами по поводу ребенка. Но записывать
наблюдения — это особое искусство, которым
родителей (да и воспитателей) никто не обучал.
Редкая мама относится к этому серьезно: и так
времени ни на что не хватает. (Бывает к тому же,
что родители просто стесняются своего почерка
или уровня грамотности.) Поэтому дневники
оказываются формальным, раздражающим элементом
работы и для педагогов, и для родителей.
К этим материалам прибавляется еще и карта
здоровья, которую почему-то (известно, почему:
какой же дурак еще на это согласится?) тоже должны
заполнять педагоги. Эта карта считается крайне
необходимой для того, чтобы осуществлять
индивидуальный подход.
Но осуществлять его некому и некогда:
воспитатель все пишет, пишет, пишет. И нет у него
лишней минутки приласкать ребенка, поиграть с
ним, поговорить. И даже подумать над тем, что он
пишет, нет времени.
Так кто же он: педагог или работник канцелярии?
За комментариями мы обратились к Татьяне
Ивановне Оверчук
Меня удивляет, что эта проблема
снова всплывает. Мы сделали все, чтобы освободить
воспитателей от лишних бумаг, обременяющих жизнь
наших педагогов-дошкольников. Все документы,
которые педагогу необходимо вести, указаны в
положении об аттестации кадров. Большего от
воспитателя никто не может потребовать.
Сейчас детские сады и педагоги обладают правом
выбора программы, по которой будут работать. В
приложении к некоторым программам действительно
существуют способы диагностики психических
функций детей, их умений и навыков. Проводить или
не проводить диагностику, решает сам педагог.
Вполне возможно, он ограничится лишь отдельными
ее элементами или проведет через диагностику
отдельных детей. А может быть, ему достаточно
внимательно наблюдать за детьми в игре и на
занятиях, чтобы сделать необходимые для работы
выводы.
Но никто не имеет права требовать с воспитателя
результатов этой диагностики ни в текущей
работе, ни во время аттестации.
Воспитатели не должны оказываться заложниками
представителей науки, работающих над
диссертациями. Они должны уметь отстаивать свои
права, а для этого им нужно хорошо знать свои
действительные обязанности и предъявляемые к
ним официальные требования.
Министерство народного образования
РСФСР
Из действующего приказа
«О документации детских
дошкольных учреждений»
20.09.88 г.
Москва № 41
...Решение задачи кардинального
улучшения качества дошкольного воспитания во
многом зависит от дальнейшей демократизации
воспитательного процесса, создания условий для
творческого, новаторского труда воспитателей,
повышения их ответственности за результаты
воспитания и развития детей. До недавнего
времени инициатива и самостоятельность
педагогических работников дошкольных
учреждений сдерживались жесткой регламентацией
их деятельности, требованиями многочисленных
планов, справок, информаций. Это отвлекало
воспитателей и руководителей детских садов от
непосредственной работы с детьми и в
определенной мере снижало их ответственность за
выполнение должностных обязанностей. В
связи с этим министерство сократило количество
номенклатурной документации по дошкольным
учреждениям начиная с 1959 года по 1985 год (см. cб.
Приказов и инструкций МП РСФСР №№ 8, 17, 1988 г.).
В целях установления строгого порядка ведения
документации в дошкольных учреждениях с учетом
требований перестройки системы народного
образования ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить «Примерную номенклатуру
дел детского дошкольного учреждения»
(прилагается).
2. Установить следующую педагогическую
документацию детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей и музыкальных
руководителей — план
воспитательно-образовательной работы с детьми
на день или неделю по их усмотрению. Кроме того,
для воспитателей — ежедневное ведение табеля
посещаемости детей.
Для старшего воспитателя — план работы с
воспитателями на месяц или неделю.
При этом планирование своей работы воспитатели,
музыканты, руководители, старшие воспитатели ведут
в произвольной форме. Записи наблюдений за
педагогическим процессом старшими
воспитателями и заведующими ведутся также в
удобной для них форме, и данная документация
не является обязательной для представления
вышестоящим органам. Медицинская и
финансовая документация детского дошкольного
учреждения ведется медицинскими работниками и
администрацией согласно нормативных документов
соответствующих ведомств.
3. Считать утратившими силу приказ Министерства
просвещения РСФСР от 28.02.86 г. № 52 «Об обязательной
документации воспитателей дошкольных
учреждений», письмо Министерства просвещения
РСФСР от 19.11.74 г. № 514-М.
Заместитель министра
Д.М. Забродин