РАБОЧИЙ СТОЛ
ПЛАНИРОВАТЬ ЛЕГКО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Мы очень надеемся, что предлагаемые
вниманию читателей разработки и табличные формы
планирования облегчат педагогам процесс
заполнения документации и помогут сэкономить их
личное и рабочее время.
В соответствии с приказом
Министерства образования № 41 план (на неделю или
на день) является обязательной документацией
воспитателя ДОУ.
Планирование — это заблаговременное
определение порядка, последовательности
осуществления воспитательно-образовательной
работы с указанием необходимых условий,
используемых средств, форм, методов. План — это
прежде всего целеполагание.
Основа для планирования педагогического
процесса — программа (или программы), по которой
работает группа.
Существуют различные формы и варианты
календарного планирования. План является
рабочим документом педагога, поэтому
составляется так, чтобы ему было максимально
удобно осуществлять намеченные им задачи.
Существуют следующие принципы планирования
воспитательно-образовательной работы с детьми:
1. Должен быть определен оптимальный
вариант учебной нагрузки детей. Недопустима
информационная перегрузка! Существуют четкие
рамки содержания (стандарт).
2. Планируемый образовательный процесс должен
соответствовать физиологическим законам роста и
развития детей. Необходимо обеспечить защиту
прав и интересов ребенка.
3. Должны быть учтены медико-гигиенические
требования к последовательности, длительности,
особенностям проведения различных режимных
процессов.
4. Учтены местные региональные особенности
(климат, природные условия).
5. Учтены время года и погодные условия.
6. Учет индивидуальных особенностей каждого
малыша, посещающего группу (постепенное
пробуждение, свобода участия в той или иной
деятельности, их смена).
7. Предусматривайте в плане чередования
организованной и самостоятельной деятельности
детей. Свободная деятельность должна составлять
не менее 40% от объема нерегламентированной
деятельности, в том числе на воздухе 3—5 часов в
течение дня в зависимости от времени года.
Обязательное выделение времени для свободной
игры.
8. Учет изменения работоспособности детей в
течение недели при планировании занятий и
требований к их сочетаемости.
9. Учет уровня развития детей. Использование
результатов диагностики для оптимизации
образовательного процесса, планирования
индивидуальной работы с каждым ребенком.
10. Непременная взаимосвязь процесса воспитания,
обучения и развития.
11. Регулярность, последовательность, повторность
воспитательных воздействий.
12. Включение элементов деятельности,
способствующих эмоциональной разрядке,
создающих у ребят радостное настроение,
доставляющих им удовольствие. Учет эффектов
«начала и конца» при распределении их в течение
недели.
13. Планирование строится на основе интеграции
усилий всех специалистов, работающих в группе с
детьми.
14. Планируемая деятельность не навязывается
детям искусственно, а обязательно
соответствующим образом мотивируется. Дети
должны испытывать потребность заняться чем-либо,
захотеть понять, для чего им это надо.
15. Следует предусмотреть разнообразие
предлагаемой деятельности, чтобы способствовать
максимально возможному раскрытию потенциала
каждого малыша.
16. В планируемой педагогом деятельности с детьми
должны просматриваться решаемые ДОУ годовые
задачи.
17. Предполагается обязательное включение
родителей в общий педагогический процесс.
Исходя из общих основных принципов
планирования и опираясь на методические
рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры
и требования», предлагаем один из вариантов
календарного планирования (см. табл. 1).
Таблица 1. Примерная схема
планирования воспитательно-образовательной
работы с детьми на неделю
|
Организованное обучение |
Совместная деятельность
взрослого и ребенка |
Самостоятельная
деятельность детей |
Понедельник
День радостных встреч |
<---------- |
------->_______<------- |
---------> |
|
|
|
Вторник
Мир "вокруг" |
А
| |
|
|
|
| |
|
|
Среда I
Chtlf II |
|
V |
|
|
|
|
|
Четверг I
ЧетвергII |
|
|
|
|
|
|
Пятница
День здоровья |
|
|
|
|
|
|
Планирование всей работы в группе
проводится по трем основным блокам:
1. Организованное обучение (система
фронтальных или подгрупповых занятий в
соответствии с программой и сеткой занятий. При
планировании определяются тема занятия, цель
(программные задачи). Педагог находится в позиции
«над» ребенком.
2. Совместная деятельность взрослых и
детей предусматривает обязательную взаимосвязь
с организованным обучением: именно в процессе
данной деятельности взрослый готовит ребят к
последующему усвоению ими знаний на занятиях.
Кроме того, воспитатель наполняет эту
деятельность тем содержанием, которое не удалось
«отработать» на занятиях. Именно в процессе
совместной деятельности взрослый работает над
закреплением, уточнением, углублением
представлений, понятий, умений.
Думаем, что этот блок — самый
насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно
иметь в группе ритуалы (на каждый день или на
неделю, месяц).
Перечислим основные «необходимости» каждого
дня:
индивидуальный диалог с каждым
ребенком;
совместная двигательная
деятельность (на улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения,
развивающие игры;
творческие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
психогимнастика, упражнения на
релаксацию, театр;
труд (различные виды);
художественно-продуктивная
деятельность;
музыка;
познавательная пятиминутка.
Дополнительно в группе могут
возникнуть еще другие ритуалы.
Зная их перечень, педагог, во-первых, не упустит
основных доминант в работе с ребятами, во-вторых,
сможет планировать совместную деятельность
достаточно кратко, указывая основное содержание.
При этом педагог находится в партнерской позиции
с ребенком.
3. Планирование самостоятельной
деятельности детей кажется невозможным, однако
взрослые могут непосредственно побуждать ее,
создавая необходимые условия для ее
возникновения и развития.
На нашей схеме планирования стрелками
обозначена логика целеполагания.
Сначала мы учим ребят, даем им необходимые
знания, помогаем возникновению представлений,
навыков, умений (1-й блок).
Далее углубляем эти представления, помогаем их
глубокому усвоению, проводим тренинг, находясь
рядом с ребенком, действуя вместе с ним, страхуя и
поддерживая при необходимости (2-й блок).
Но по-настоящему освоить что-либо возможно лишь
применяя это (знание ли, умение ли) на практике.
Поэтому мы должны предусмотреть такую
возможность для наших детей и постепенно
отходить в сторону, чтобы они могли получать
собственный опыт (3-й блок).
В связи с этим целесообразно планировать неделю
«тематически», «отрабатывая постепенно»
познание мира вокруг и мира в себе каждым
ребенком. То есть в течение недели вся
деятельность (по всем трем блокам) вплетена в
одну общую тему. В соответствии с этим
продумывается и мотивация ребят.
Возвращаясь к планированию самостоятельной
деятельности, отметим, что планирование (2—3 раза
в неделю) проблемных ситуаций также позволит
ребятам использовать полученное ранее.
Представляем примерный набросок плана на неделю
в соответствии с данными рекомендациями
(показана лишь общая логика работы по теме) (см.
табл. 2).
Таблица 2. Средняя группа. Сентябрь
|
Организованное обучение |
Совместная деятельность
взрослого и ребенка |
Самостоятельная
деятельность |
Понедельник
День радостных встреч |
Занятие комплексное
(муз.+ развитие речи)
"Новоселье. Подарок: новые друзья куклы" |
Распределение между всеми
детьми бумажных кукол.
Определение дел на неделю |
Подарки: новые куклы.
Информация родителям о предстолящих делах
недели |
Вторник
Мир "вокруг" |
Занятие комплексное
(зан. по позн.р. + физ.)
Целевая прогулка по участку
(ознакомление кукол) |
Пятиминутка "Заряд
доброты" |
Проблемная ситуация "Почему
у куклы заболела голова?" |
Среда I
Chtlf II |
Занятие по математике
"посчитаем кукол, сравним, подберем для
них..." |
Познавательная минутка:
история игрушки-куклы |
"Какая из всех кукол смогла
бы рассмешить подруг? Почему?" |
Четверг I
ЧетвергII |
Музыкальное занятие.
Занятие "Моя любимая подружка - кукла" |
Опыт любования куклой |
Проблемная ситуация "Хорошо
ли куклам живется у нас? Есть ли у них все, что
необходимо? Чего не хватает?" |
Пятница
День здоровья |
Физкультурное занятие |
Вечер при свечах: мысленное
возвращение к прошлым дням |
Информация (позитив) для
родителей о каждом малыше |
С целью оптимизации планирования
рекомендуем продолжать использовать картотеку.
Ее преимущества:
идет накопление содержания пед.
процесса, вариантов форм, методов работы с детьми
(и взрослыми тоже), в нужный момент педагог
использует из своего «банка» то, что лучше всего
позволит ему решить
воспитательно-образовательные задачи;
картотека позволяет многократно
использовать накопленный материал, по
необходимости корректируя его. Это позволяет
педагогу экономить силы и время для общения с
ребятами;
хранение информации в форме
картотеки позволяет понять систему, логику,
зависимость между различным материалом;
педагог учится моделировать
педагогический процесс с детьми (ведь вариантов
объединения готовых карточек бессчетное
множество);
педагог имеет возможность
накапливать материалы «впрок» без большого
напряжения.
Примерные разделы плана-картотеки
I. Воспитательно-образовательные
задачи на месяц.
II. Групповые ритуалы.
III. Содержание жизни группы в течение дня:
— комплекс утренней гимнастики;
гимнастика после сна;
— игры:дидактические, подвижные,
сюжетно-ролевые,театрализованные;
— занятия;
— наблюдения (в группе, на воздухе);
— труд (дежурства, трудовые поручения,
коллективный труд по самообслуживанию, в
природе, хозяйственно-бытовой, ручной труд);
— общение взрослых и детей (чтение,
рассказывание, беседы);
— коррекционная работа;
— самостоятельная деятельность детей (создание
проблемных ситуаций);
— целенаправленное общение с коллегами
(интеграция);
— целенаправленное общение с родителями.
В группе педагоги вправе решать, какие
разделы «банка-картотеки» в соответствии с этим
перечнем иметь. Методика работы может быть
следующей: накануне педагог моделирует с помощью
карточек следующий рабочий день. Вечером же
возвращает «отработанные» карточки в
соответствующий раздел «банка» и подбирает
необходимые на следующий день. Желательно делать
карандашные (чтобы можно было стереть) пометки
использованных карточек. Если по какой-либо
причине карточка не отработана, есть смысл
оставить ее в ящике «День за днем».
При наличии блочного календарного
планирования на неделю в сочетании с карточным
на день у педагога имеется целостное
представление о педагогическом процессе,
возможность динамично и с наименьшими затратами
реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.
Ольга СПАЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону