Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Занавес открывается

Педагогический театр. Здравствуй, Осень. Сценарии и пьесы к осеннему празднику

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ

Сценарии и пьесы к празднику

Рисунки Михаила НИКОЛАЕВА

ЗАГАДКИ ОСЕНИ

Звучит таинственная музыка. Появляется ведущая праздника — царица Осень.

Осень:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Узнали! Осень к нам пришла.

Осень: Какого числа я прихожу к вам согласно календарю?

Дети: 1 сентября.

Осень: А если бы у вас не было календаря, как узнать, что осень уже наступила?

Ребята перечисляют осенние приметы.

Осень: Какие вы молодцы! Всё знаете. Сегодня я хочу пригласить вас с собой в осеннее путешествие. На каждой станции, где будет останавливаться наш волшебный поезд, вам придется отгадывать загадки. Не простые загадки — осенние. Как отгадаете загадки, поезд тронется дальше. Хотите так попутешествовать?

Дети: Да.

Осень: Тогда — в путь.

Звучит музыка. Дети, сидя на стульчиках, изображают движение поезда. Раздается свисток машиниста. Машинист выносит на сцену вывеску «Станция Лесная».

Осень: Станция Лесная.

Под музыку появляются белочка и два зайчонка. Танцуют.

Осень: Здравствуй, белочка! Здравствуйте, зайчата!

Белочка: Здравствуй, Осень! Лесные жители послали нас вам навстречу.

Первый зайчик:

Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок.
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.

Второй зайчик:

На ветвях танцуют белки,
Лес, обветренный, молчит.
Солнце в облачные щелки
Шлет раскосые лучи.

Белочка: У нас серьезное поручение: проверить, что знают ребята о жизни леса. Сейчас мы вам загадки загадаем, а вы попробуйте их отгадать.

Первый зайчик:

Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит под горой.

(Береза)

Второй зайчик:

Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Ель)

Первый зайчик:

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.

(Сосна)

Второй зайчик:

Из бочонка я вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Первый зайчик:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа)

Второй зайчик:

Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Первый зайчик:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

Второй зайчик:

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина)

Белочка: Молодцы. А сейчас самое сложное испытание — на выносливость. Мне нужны пять самых смелых ребят.

Смельчаки подходят к белочке. Она вручает каждому по 10 ягод рябины.

Белочка: Знаете, что это за ягоды?

Дети: Ягоды рябины.

Белочка: Какая она на вкус?

Дети: Горькая.

Белочка: Вы должны съесть ягоды рябины с улыбкой на лице. Кто быстрее? Начали!

Зал помогает аплодисментами.

Белочка: Замечательно! Такие гости в нашем лесу в радость. (Вручает детям по конфетке.) Можете ехать дальше.

Осень: Едем дальше!

Раздается гудок машиниста. Дети изображают движение поезда. Снова гудок. Музыка прерывается. Машинист выносит плакат «Станция Грибная».
Появляется маленький грибок.

Грибок: Здравствуйте, ребята. Меня жители леса послали, чтобы узнать, знаете ли вы грибы — съедобные и несъедобные. Если не знаете, дальше ехать не сможете! Будете грибы собирать?

Ребята: Будем.

Грибок с помощью Осени раскладывает на полянке муляжи грибов. (Их можно заменить картинками.)

Грибок: Я буду загадки загадывать, а вам нужно найти грибок, о котором говорит загадка, и, если он съедобный, положить его в корзинку к Осени. Слушайте внимательно:

Мы в траве его найдем —
Шляпка красная на нем.

(Подосиновик)

Один из детей отгадывает загадку, отыскивает нужную картинку и кладет ее в корзинку.

Нет грибов дружней, чем эти —
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

(Опята)

Лета первая примета:
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.

(Подберезовик)

Растут в зеленой травке,/
В овражке и в канавке
Неразлучные сестрички,
Очень вкусные…

(Лисички)

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут…

(Маслята)

Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка,
Он головку держит смело,
Потому что гриб он…

(Белый)

В красной шапочке в горошках
Он известен с давних пор.
Не клади его в лукошко,
Ядовитый…

(Мухомор)

Грибок: Молодцы! Грибы собирать умеете. Можете дальше ехать! А я побежал.

Раздается гудок машиниста. Дети изображают движение поезда. Снова гудок. Музыка прерывается. Машинист выносит плакат «Станция Цветочная».
Появляются девочки-цветы. Танцуют.

Первый цветочек:

Взгляните на белые лилии,
На стройность их стеблей тугих,
На их молодые усилия
Быть чище и выше других.

Второй цветочек:

Следите за пламенным маком,
Стремящимся к синеве, —
Восстания огненным знаком
На ровно растущей траве.

Третий цветочек:

А лица анютиных глазок,
Которые расцвели,
Как добрые гномы из сказок,
Возникшие из-под земли.

Четвертый цветочек:

А крупные, яркие астры
В осенней сухой тишине
Так пестры и разномастны,
Что видимы и при луне.

Пятый цветочек:

Нет, лица цветов не бездушны!
Приметьте, как, слабо дыша,
В далекое небо послушно
От них отлетает душа.

Первый цветок: Мы тоже, ребята, хотим испытать вас. Давайте проведем аукцион цветов.

Осень вызывает на сцену нескольких ребят (5—6 человек) и предлагает им по очереди называть известные им цветы. Кто не сможет назвать растение, выходит из игры. Побеждает тот, за кем останется последнее слово. Цветы танцуют вокруг победителя и дарят ему осенний цветок.

Осень: Как приятно с вами путешествовать. Поехали дальше?

Дети: Поехали.

Раздается гудок машиниста. Дети изображают движение поезда. Снова гудок. Музыка прерывается. Машинист выносит плакат «Станция Урожайная».
Под музыку появляются овощи. Танцуют.

Морковка: Я к вам прямо с огорода.

Что растет на нашей грядке?
Огурцы,
Горошек сладкий,
Помидоры, кабачки —
Полосатые бочки.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад!

Теперь мой черед загадки загадывать!

Летом в огороде — свежие, зеленые.
А зимой — в бочонке желтые, соленые.

(Огурцы)

Никого не огорчаю,
Но всех плакать заставляю.

(Лук)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.

(Морковь)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.

(Арбузы)

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко)

Морковка: Молодцы! Придется вас яблоками угостить! Можете дальше ехать!

Осень: Поехали.

Раздается гудок машиниста. Дети изображают движение поезда. Снова гудок. Музыка прерывается. Машинист выносит плакат «Станция Речная».
Появляется Рыбак в окружении рыбок. Рыбки и Рыбак танцуют и поют.

Рыбак:

Я был на рыбалке,
На зорьке сидел,
На чистую воду
Я с лодки глядел.
Текла, не спешила
Река,
Несла на себе
Облака.
И было так тихо и ясно,
Что я
Различал
Прекрасно
И шелест заречных березок,
И шорох летящих стрекозок.

У меня сегодня большой улов. Здесь в ведерке — разные рыбки, а вот как они называются, скажете мне вы.

Дети должны достать из ведерка нарисованную рыбку и сказать, как она называется. При этом указывают на ее характерные признаки.

Рыбак: Вы многое знаете. Молодцы!

Осень: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята показали себя очень умными, сообразительными, находчивыми и терпеливыми.
Пора мне с вами прощаться. Подарю вам на память по осеннему листочку. Отнесите его в лес, загадайте желание и пустите по ветру. Долетит листочек до заповедного дерева, сбудется ваше желание. До свидания!

Дети: До свидания, Осень! Приходи к нам в следующем году!

Звучит медленная музыка. Осень уходит. Дети машут ей вслед.

Стихи, использованные в сценарии:

А.Майков «Осень»;
М.Исаковский «Родное»;
Н.Асеев «Осенние стихи»;
А.Распопин «Тишина».

Автор-составитель — Ольга ГЕНИЕ,
учитель начальных классов школы № 114
г. Омска

ЛЕСНАЯ ЯРМАРКА

(праздник для детей старшего дошкольного возраста)

Зал оформлен как осенняя лесная полянка. На полянке растут деревья: березка, клен, рябина, ель. Возле каждого дерева звери разложили свой товар.
Белка — бусы из шишек и желудей, Лиса — грибы, Медведь — корзиночки с ягодами рябины, Заяц — овощи.
Под музыку дети входят в зал. Их встречает Осень. Она приглашает детей удобно расположиться на полянке.

Осень:

К нам на ярмарку спешите
И друзей своих зовите.
Здесь у нас лесной базар:
Звери продают товар.
Раздаются шутки, смех —
Хватит радости для всех!
Вы покупки выбирайте,
Со зверями поиграйте!

К Белке подходят несколько девочек, переговариваются, рассматривают бусы, примеряют.

Девочка:

Белка, Белка, удружи!
Очень бусы нам нужны.
Но цена на них какая?
Дорогая ли, скажи?

Белка:

Нет, цена не дорогая:
Вы сыграть со мной должны.
Поиграем — и я вам
Бусы сразу же отдам!

Дети:

Ладно, белка, по рукам!

Игра «Кто больше соберет шишек?»

Играют по четыре человека. Одна команда — Белка с Бельчонком, другая — две девочки. У всех корзиночки. Осень разбрасывает по игровому пространству полянки шишки. По условному сигналу игроки начинают собирать шишки — кто больше?
Игру можно повторить несколько раз.
По окончании игры Белка хвалит детей, надевает на девочек бусы.

Другая группа детей подходит к Лисе.

Лиса:

Подходите! Подходите!
На грибочки посмотрите.
Я сама их набрала
И на рынок принесла.
Замечательный товар —
Леса ценный, щедрый дар!

Дети:

Да, грибочки — просто класс!
Дорого возьмешь ты с нас?

Лиса:

Дорого? Прошу я песню,
Чтоб не усидеть на месте.
Мне про лес и про грибы
Песню пропоете вы?

Дети:

Что ж, подходит нам цена,
Мы расплатимся сполна!

Дети поют песню. (Можно использовать песню В. Селезневой «За грибами».) Лиса подтанцовывает.

Медведь:

Ко мне скорее подходите!
Мои товары оцените!
Все лето проработал я,
Корзинки к ярмарке плетя.
Для грибов и для черники,
Для малины, костяники,
Для брусники, для цветов —
Для любых лесных даров.
Покупайте, не скупитесь,
Честь по чести расплатитесь!

К Медведю подходит группа детей. Рассматривают корзинки и их содержимое. Один ребенок указывает на гроздья рябины.

Мальчик:

Это ягоды рябины?
До чего ж они красивы!

Медведь:

Витаминов в них — не счесть!
Можно с сахаром их есть!

Дети:

Сколько стоит твой товар?

Медведь:

Это вам за ловкость дар:
Вы со мною попляшите,
Кто быстрее, покажите!

Игра «Музыкальная пауза»

Дети делятся на две команды. Во главе одной — Медведь, во главе второй — любой другой зверь. Команды строятся в шеренги. Между шеренгами ставится корзина с кистями рябины. Звучит музыка. От каждой шеренги выходит по одному человеку. Они танцуют вокруг корзины. С окончанием музыки нужно как можно быстрее взять кисть рябины. Кисть достается только одному игроку — тому, кто ухватил ее первым. Когда сыграют все пары детей, подсчитывается, обладательницей какого количества кистей рябины стала каждая команда. У кого рябины больше, тот и победил.

Медведь:

Больше спортом занимайтесь
И рябиной подкрепляйтесь.
Будете сильны, как я.
Спасибо за игру, друзья!

Группа детей подходит к прилавку Зайца. Он с испугу прячется за дерево.

Первый ребенок:

Овощи! Но как обидно:
Что-то продавца не видно!

Второй ребенок:

Мы хотели б все купить,
Но кому же здесь платить?

Осень:

Выходи скорее, Зайка,
Из-за елки вылезай-ка!
Тише, тише, не дрожи,
Всем товар свой покажи!

Заяц выглядывает и, осмелев, выходит.

Заяц (хвастливо):

Как же мой товар хорош!
Лучше, право, не найдешь!
И капустку, и морковку
Я вору… Ой!
Я выращиваю ловко!

Ребенок:

Ну и Заяц! Хвастунишка
И известный всем трусишка!
Ты от нас не прячься, Зайка,
Вместе с нами поиграй-ка!

Игра «Собери урожай»

Выбираются по 1—2 человека от каждой команды. На полу раскладывают муляжи фруктов и овощей или картинки с их изображениями. По команде один игрок собирает овощи, другой — фрукты. Каждый грузит урожай в игрушечный грузовик и отвозит грузовик на овощебазу. Кто быстрее «доедет» до базы, тот и победил.

Заяц:

Вырос славный урожай.
Ну-ка, песню запевай!

Дети исполняют песню о сборе урожая. (Можно использовать песню «Урожайная» на музыку А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.)

Звучит «страшная» музыка, на полянку врывается Волк. Все звери в страхе прячутся.

Волк:

Что примолкли, словно мышки?
Чьи висят на елках шишки?
Чьи грибы в лесу растут?
Я всему хозяин тут!
Кто позвал вас всех сюда?
Для меня вы все — еда!

Волк рычит.

Осень:

Не рычи, Волчище серый,
Не боимся мы тебя,
А на ярмарку лесную
Позвала ребяток я!

Волк (ехидно): Это за что же?

Осень: За то, что они такие веселые, петь и плясать умеют.

Волк: Да я, между прочим, тоже сплясать могу. А попросят — так и спою!

Осень:

Ну так, Серый, не стесняйся,
К нам скорей присоединяйся.
Будем песни петь, плясать,
Будем праздник продолжать!

Дети и звери танцуют. Осень танцует с Волком.

Волк:

Я загадок много знаю.
Вам сейчас их загадаю.

Осень:

Загадывай! Дети любят в загадки играть.

Волк:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — нет головы.

(Грибок)

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет —
На зубок он попадет.

(Орех)

Осень в лес пришла,
Красный факел зажгла.
В пламени дрозды снуют
И, галдя, его клюют.

(Гроздья рябины)

Осень благодарит Волка за забаву, просит остаться на празднике.

Ребенок:

Осень, время золотое,
Красок яркие огни,
Как на ярмарке веселой
Почитаем мы стихи!

Дети читают стихи об осени.

Осень (берет в руки несколько осенних листочков):

Листья по ветру летят,
Это значит — листопад,
Облетают, улетают,
Возвращаться не хотят!
Барабанит дождь по крышам,
Пенья птиц уже не слышно.
Только ветер тихо воет,
Песнь осеннюю заводит!

Дети исполняют песню «Листопад» Д. Рыбникова.

Осень:

Что ж, прощаться нам пора!
До свиданья, детвора!
Пирогами угощайтесь,
Ешьте, ешьте, не стесняйтесь!

Осень угощает детей пирогами, звери ей помогают.
Потом все прощаются и уходят.

Галина ЗИНОВЬЕВА,
музыкальный руководитель детского сада № 19,
г. Алексин Тульской области

ОСЕНЬ

1.Осыпаются листья,
Укрывают долины,
И свисают монисты —
Кисти ягод рябины.

Припев:

Воздух чист и прохладен.
К югу птиц потянуло.
В золотистом наряде
Осень к нам заглянула.

2. Разбросав паутинки,
Разукрасила клены.
Но чуть-чуть в серединке
Все осталось зеленым.

Припев.

3. Колокольчик синички
Зазвенел утром ранним.
Здравствуй, Осень-сестричка,
Оставайся ты с нами.

Припев.

ЛИСТОПАД

1.Дождик грустный с ветерком
Постучались тихо в дом,
Зашумел листвою сад.
Здравствуй, здравствуй, листопад!

Припев:

Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Листья по ветру летят.

2.За грибами мы пойдем.
Листья падают дождем,
Золотятся и блестят,
И летят, летят, летят.

Припев.

3. С урожаем из садов,
С кузовком лесных даров,
Золотистая сама
Осень в гости к нам пришла.

Припев.

ОСЕННИЙ СОН

На сцене — декорация осеннего сада (3—4 осенних дерева).
В саду — домик.
Выходит Девочка.

Девочка:

Ветер листики раскинул,
Опустел осенний сад,
Лишь на тоненькой рябине
Гроздья красные висят.
И поют теперь уж птицы
В дальнем, солнечном краю.
В тишине лишь дождь струится,
Сладко в домике посплю.

Девочка заходит в домик.

Ведущий: Давайте все вместе поспим, может быть, нам приснится осенний сон.

Выключается свет, под звуки колыбельной песни все присутствующие в зале «спят». Девочки-деревца берут в руки пучки листьев, а Рябинка берет в каждую руку по три грозди рябины. Все деревья образуют четкий прямоугольник с Рябинкой в центре. (Прямоугольник должен быть вытянут в длину, чтобы другие актеры могли свободно передвигаться между стоящими.) Включается свет, все дети «просыпаются».
Звучит музыка. На сцену вылетают птицы. Огибают деревья и садятся перед домиком.
На рисунке стрелками изображен полет птиц, огибающих деревья.

Первое деревце:

Вдалеке, в густом тумане
Вижу стаю чудных птиц.

Второе деревце:

Деревца, начнем свой танец,
Закружись, осенний лист.

Девочки-деревца танцуют.
Исходное положение — руки подняты вверх. В руках у Рябинки гроздья рябины, у остальных деревьев в руках пучки желтых листьев. 1—4-й такты: на каждую четверть качают поднятые вверх руки вправо-влево («ветки качаются от ветра»), 5—8-й такты: плавно машут разведенными в стороны руками и роняют часть листьев. Рябина делает те же движения, что и деревья, но ничего не роняет. Все деревья при этом кружатся.
Музыка повторяется. На 1—4-й такты повторяется качание рук, 5—8-й такты — повторяются движение рук и кружение, при этом деревца роняют остальные листья, а Рябинка ничего не роняет.
Танец окончен, дети опускают руки.

Первая птица:

Вон Рябинка, посмотрите,
Гроздья красные на ней.

Рябинка:

Угостить хочу вас, птицы,
Прилетайте поскорей.

Деревья и птицы танцуют вместе.
(Так как движения у разных групп танцующих разные, разучивать их надо отдельно и лишь потом соединить в общий танец.)
Движения птиц. Птицы летят с двух сторон двумя колоннами, расставив руки («машут крыльями»). Летят, соблюдая дистанцию, одновременно каждая колонна огибает соответствующее дерево. Полет птиц образует восьмерку, с концом музыки они останавливаются вполоборота к зрителям, лицом к Рябинке, образуя равнобедренный треугольник с вершиной — Рябинкой. Руки к концу музыки отводят назад («крылья сложены»).
Обе колонки птиц поворачиваются лицом друг к другу, то есть к центру, и образуют две шеренги, стоя боком к зрителям на таком расстоянии друг от друга, чтобы Рябинка, расставив руки, могла двигаться между ними. Ладошки птиц соединены лодочкой — чтобы принять гроздь рябины. На первую восьмую первого такта первая пара птиц берет из рук Рябинки по одной грозди. На первую восьмую второго такта вторая пара птиц берет из рук Рябинки тоже по одной грозди, на первую восьмую третьего такта третья пара птиц берет из рук Рябинки две последние грозди.
Держа гроздь перед собой в обеих руках, птицы наклоняют и поднимают голову на каждую четверть, произнося при этом на каждую ноту:

Клю, клю-клю, клю-клю-клю,
Клю, клю-клю, клю-клю-клю,
Клю, клю-клю, клю-клю-клю,
Спа-си-бо!

После этого все действующие лица говорят: «До свидания...»

Третья птица:

В облетевший сад пустынный
Часто будем прилетать.

Четвертая птица:

И на красной той рябине
Будем ягоды клевать.

Звучит тема полета птиц. Птицы, размахивая крыльями, летят к домику, с концом музыки останавливаются двумя колоннами, боком к зрителям, перед домиком.

Птицы (одновременно):

Пинь-пинь-пинь, фать-фать-фать,
С добрым утром, хватит спать.

Птицы улетают на свои места. Выходит Девочка.

Девочка:

Здравствуйте, осенней ночью
Мне приснились чудеса:
Разговаривали птицы,
Танцевали деревца.
Утром в сад опять пришла я,
Деревца стоят на месте.
Это Осень Золотая
Шлет нам радостные вести.

Девочка садится на место, после этого раздается стук в дверь.

Ведущий: Кто там?

Золотая Осень: Осень Золотая.

Ведущий: Заходи, гостья дорогая, мы тебя ждем.

Входит Осень с дарами.

Золотая Осень:

Я — Осень урожайная,
Я — Осень Золотая,
По селам, городам, лесам,
Как ветер, я летаю.
И всюду листья желтые
С деревьев я срываю.
Я — Осень урожайная,
Я— Осень Золотая.
Танец Осени. (Осень может танцевать с Девочкой, деревьями и птицами, по желанию постановщика.)

Золотая Осень:

Я — Осень урожайная,
Я — Осень Золотая,
Дождям, туманам и ветрам
Сестрица я родная.
Я золотой ковер стелю
В лесах, садах и парках,
А вам, ребята, я дарю
Осенние...

Дети: Подарки!

Осень угощает детей осенними дарами.
В спектакле может быть использована музыка Красева «Песенка листьев».

Анна ЗАК

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Подготовка «сюрприза». Из двух листов плотной бумаги склеить большой осенний лист в виде конверта. В него вложить лист поменьше, тоже склеенный как конверт. В этот лист вложить лист еще меньше. Наконец, в этот самый маленький лист вложить записку. Итак, «сюрприз» состоит из трех листов-конвертов, вложенных друг в друга, и записки.
На сцене декорация: три осенних дерева. Девочки-«листочки» с осенними листьями в руках тремя группками становятся вокруг деревьев.

Ведущий (обращаясь к детям): Послушаем, как шумят осенние листочки.

Девочки-«листочки» поднимают руки с листьями кверху, «играя» ими, произносят звук, изображающий шуршание листьев: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш...»

Листочек 1:

Шелестели мы все лето,
Надоело нам все это.

Листочек 2:

Нам на ветках не сидится,
Мы хотим летать, как птицы.

Листочек 3:

Возле дерева летаем,
Осень радостно встречаем.

Листочки танцуют, обегая деревца, вокруг которых стояли.
Под музыку на сцену выбегает Ветер, кружится, гудит: «У-у-у-у-у...»

Ветер:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Я листочки уношу.
Вы кружитесь на лету,
Я теперь вас размету-у-у-у-у...

Ветер гудит: «У-у-у-у...» и улетает. Листочки кружатся.

Листочек 1: Ой, нас ветер разметал.

Листочек 2: Это с нами он играл.

Листочек 3: Потанцуем на свободе
В нашем пестром хороводе.

Листочки образуют круг и под музыку выполняют следующие упражнения.
Бегут по кругу, руки согнуты в локтях, «играют» листьями. С окончанием музыки останавливаются лицом в круг и опускают руки.
1-й такт — поднимают руки,
2-й такт — опускают руки,
3-й такт — кружатся с поднятыми руками, в конце опускают руки.
Бег врассыпную, руки согнуты в локтях, останавливаются лицом к зрителям.
Стоят лицом к зрителям, повторяют все движения.

Ведущий: Пошел осенний дождик.

Под музыку, изображающую дождь, дети, сидящие в зале, по знаку Ведущего хлопают руками по коленкам, имитируя шум дождевых капель. «Листочки» намокают (расслабляются): сначала расслабляется голова — она падает (голова «спит»), потом плечи (плечи «спят), затем руки (руки «спят»). Листочки постепенно приседают все ниже и ниже и, наконец, расслабляются настолько, что сидят на корточках с опущенной головой и свободно болтающимися руками.
После окончания музыки хлопанье по коленкам прекращается, а листочки одновременно произносят «промокшими» тонкими голосами.

>Листочки (хором):
Всех нас дождик намочил,
Мы теперь молчим, молчим.

Ведущий: Выглянуло солнышко, и листочки высохли.

Листочки бодро встают на одно колено, опустив руки с листиками.

Ведущий:

Вышел дворник — Никита,
И ребятам говорит он:

Дворник:

Очень много желтых листьев,
Подмету их быстро, чисто.

Под музыку обходит вокруг листочков и «сметает» их в кучу. Звучит тема Ветра. Ветер вбегает на сцену. Ведущий вместе со всеми детьми изображает шум ветра.
Листочки в это время кружатся по залу, подняв руки с листьями. С окончанием музыки они присаживаются врассыпную на одно колено, лицом к зрителям, и кладут на пол листочки, которые держали все время в руках.
Ведущий во время танца листьев незаметно кладет под дерево большой «сюрпризный» лист. Девочки-листики убегают, оставив настоящие осенние листочки на полу. Дворник грозит в сторону Ветра пальцем и подметает листья, оставшиеся на полу.

Дворник:

Ветер все со мною шутит...
Я собрал все листья в кучу,
Вымел прочь их со двора.
Все в порядке, детвора.

Уходит.
Ведущий «обнаруживает» сюрпризный «листик», предлагает детям вскрыть конверт и прочитать записку. В записке — предложение поиграть в хороводную или подвижную игру.

Пример игры

Выбирается играющий, исполняющий роль Осени. Дети встают в круг. Осень — в центре круга. Дети двигаются по часовой стрелке. Дети идут по кругу со словами:

Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»

Осень: Принесла я вам муки.

Все: Значит, будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки.

Все: Будет каша в печке!

Осень: Принесла вам овощей.

Все: Для салата и для щей!

Осень: Рады ли вы грушам?

Все: Мы их впрок насушим!

Осень: А уж яблоки, что мед!

Все: На варенье и компот!

Осень: Принесла и меду
Полную колоду.

Все: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Все: Не хотим, не надо!

Играющие разбегаются. Осень с ленточкой-дождем пытается осалить детей. Дети могут прятаться в «домиках» — специально обозначенных местах (например, при помощи обручей) или под зонтиками (зонтики могут иметь два-три игрока и в нужный момент раскрыть). Кого осалили, тот «промок». Игра заканчивается по условному сигналу (звонку колокольчика или удару бубна). Повторить игру могут только «сухие» дети.

Анна ЗАК

Редакция

Рейтинг@Mail.ru