РАЗНЫЕ ДЕТИ
МЫ ХОТИМ ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ...
О группах кратковременного
пребывания для детей 5 - 6 лет
По статистике около 50% детей
дошкольного возраста сегодня не посещают
дошкольные образовательные учреждения (в
некоторых регионах эта цифра еще больше).
Может, не стоит тревожиться, если рядом с
ребенком неработающая мама, бабушка, близкий
человек? К тому же и современная педагогика
приоритет в воспитании ребенка отдает семье. Но
каждая ли семья готова взять на себя
образовательные и развивающие функции,
достаточен ли для этого уровень педагогической
культуры у родителей, других воспитателей? К
сожалению, быть родителем не учат ни в одном
учреждении, а интуиция, стихийно приобретенный
опыт, собственные детские восприятия
педагогического воздействия вовсе не всегда
выступают в качестве хорошего советчика.
Сложившаяся ситуация рождает у
большинства семей, воспитывающих детей
дошкольного возраста дома, острую потребность в
педагогической помощи. Особенно важна такая
помощь становится на этапе перехода ребенка к
систематическому обучению, при подготовке его к
школе.
Одна из эффективных форм, позволяющих создать
благоприятные условия для подготовки к школе
ребенка, не посещающего детский сад, —
организация групп кратковременного пребывания
(ГКП).
Нами были созданы три типа таких групп.
Занятия в первой ГКП, открытой еще в 1996 г. на базе
одной из общеобразовательных школ для детей
микрорайона, проводились 5 раз в неделю (кроме
субботы и воскресенья), по четыре 25-минутных
занятия в день. Позднее эта группа была
преобразована в «Школу раннего развития»
(педагоги — Е.Н. Козлова и Т.Ю. Ткаченко).
ГКП, организованные при факультете дошкольного
образования Армавирского пединститута,
посещались детьми 3 раза в неделю (с аналогичной
продолжительностью занятий). Эти группы
оформились затем в детскую студию
интеллектуально-творческого развития
«Буратино» (педагог — Е.В. Демко).
Третий вариант — «Воскресные группы развития»,
работавшие один раз в неделю по выходным дням на
базе частной школы «Новый путь» (педагог — О.Д.
Михайлова). Здесь занятия велись в утренние часы
(также 4 занятия по 25 минут).
Каждая из этих организационных форм имеет свои
преимущества и недостатки. Безусловно,
ежедневное посещение ГКП создает более
благоприятные условия для разностороннего
развития дошкольников, включения их в
разнообразные виды детской деятельности. Однако
такая форма работы требует от родителей
значительных временных и материальных затрат
(группы платные), а также ограничивает
возможности посещения детьми учреждений
дополнительного образования. Воскресный вариант
ГКП, в свою очередь, не позволяет сделать работу с
детьми непрерывной и разнообразной и требует
дополнительной работы с родителями (что
упирается в желания и, главное, возможности самих
родителей продолжить и закрепить деятельность
детей, начатую ими с педагогом).
По-видимому, наиболее оптимальным и доступным
является второй вариант — с режимом работы 2—3
дня в неделю. При этом наполняемость групп должна
быть не больше 10—12 человек.
С точки зрения собственно
педагогической работы в каждой из групп есть
свои методические находки.
В «Школе раннего развития» и в студии «Буратино»
акцент делается на развитие познавательного
интереса детей с помощью создания игровой среды
и игровой мотивации деятельности. Примером
такого познавательного занятия может послужить
игра «Путешествие в Мир знаний». По сюжету игры
дети отправляются на сказочные острова, где
знакомятся с элементами математики, с различными
видами искусств, с разнообразием окружающего
мира — при этом дети учатся правильно и красиво
говорить, выполняют «гимнастику ума», развивают
мелкую моторику рук и т.д. В «Школе раннего
развития» нет традиционного расписания занятий,
зато есть карта, по которой дети сами
прокладывают путь, маршрутный лист и сказочные
герои, которые помогают детям преодолеть
возникающие трудности. И всегда рядом с детьми их
капитан-педагог, внимательный, заботливый, тонко
чувствующий интересы и потребности детей.
Игровое оформление деятельности позволяет
сделать образовательный процесс увлекательным и
интересным для каждого ребенка.
В воскресных группах развития акцент делается на
средства информационного взаимодействия
педагога и ребенка.
Специально оборудованный кабинет для занятий
представляет собой локальную компьютерную сеть,
соединяющую рабочие места учащихся с
компьютером учителя. Педагог может наблюдать
динамику выполнения заданий всеми детьми,
поскольку на его дисплее визуализируются ответы
детей в режиме реального времени, что
существенно повышает наглядность и снижает
напряжение педагога при управлении учебным
процессом. При этом каждый ребенок работает
индивидуально в наиболее удобном для него темпе.
Такое техническое оснащение также делает
возможным ежедневное отслеживание и анализ
психического развития каждого ребенка по
заложенным в программу критериям.
Система используется на занятиях по
мере необходимости, и ее включение в
педагогический процесс не выступает в качестве
самоцели. Для большинства детей это первый опыт
взаимодействия, опосредованного электронным
устройством, и его расширение способствует более
динамичному психическому развитию детей на
этапе подготовки к школе, воспитывает у
дошкольников самостоятельность, инициативу,
произвольность поведения, формирует навык
работы с клавиатурой компьютера, учит кодировать
и декодировать информацию, а также, что
немаловажно, делает деятельность интересной и
увлекательной.
Вместе с тем работа с различными типами ГКП
высветила ряд проблем. Одной из таких проблем
являются родители, которые требуют
обязательного обучения детей математике, чтению,
а также соблюдения строгой дисциплины на
занятиях. Многие из взрослых недовольны тем, что
на обращенный к детям вопрос «Что вы сегодня
делали на занятии?» получают ответ «Играли», а не
перечисление решенных детьми примеров, задач или
прочитанных слов. Занятия в наших группах
платные, и, заплатив, родители считают себя
вправе требовать результат, измеряемый вовсе не
степенью развития познавательных способностей
ребенка, его эмоциональным комфортом и
благополучием, радостным настроением и
любознательностью, а пресловутыми ЗУНами.
Родители никак не могут (или не хотят) понять, что
современная четырехлетняя начальная школа на
этапе приема ребенка не требует от него учебных
умений.
Еще одна серьезная проблема —
подготовка специалистов для работы в группах
развития. Между тем успешность и
результативность деятельности ребенка во многом
определяются профессионализмом педагога и, в
частности, тем, насколько он владеет игровыми
технологиями образования дошкольников. В
наибольшей степени этим требованиям отвечают
специалисты дошкольного образования. Однако
работа многих из них затрудняется отсутствием
знаний программного материала начальной школы и,
как следствие, дублированием школьного
содержания обучения, неоправданно завышенными
требованиями к детям.
Эти недостатки могут быть преодолены в
результате специальной подготовки будущих
специалистов дошкольного образования,
ориентирующей их на преемственность дошкольного
и начального школьного образования.
Елена ТУПИЧКИНА,
зав. кафедрой педагогики и методики
дошкольного образования педагогического
института, доцент, г. Армавир