Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Разное

Мы хотим поделиться опытом… О группах кратковременного пребывания для детей 5—6 лет

РАЗНЫЕ ДЕТИ

МЫ ХОТИМ ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ...

О группах кратковременного пребывания для детей 5 - 6 лет

По статистике около 50% детей дошкольного возраста сегодня не посещают дошкольные образовательные учреждения (в некоторых регионах эта цифра еще больше).
Может, не стоит тревожиться, если рядом с ребенком неработающая мама, бабушка, близкий человек? К тому же и современная педагогика приоритет в воспитании ребенка отдает семье. Но каждая ли семья готова взять на себя образовательные и развивающие функции, достаточен ли для этого уровень педагогической культуры у родителей, других воспитателей? К сожалению, быть родителем не учат ни в одном учреждении, а интуиция, стихийно приобретенный опыт, собственные детские восприятия педагогического воздействия вовсе не всегда выступают в качестве хорошего советчика.

Сложившаяся ситуация рождает у большинства семей, воспитывающих детей дошкольного возраста дома, острую потребность в педагогической помощи. Особенно важна такая помощь становится на этапе перехода ребенка к систематическому обучению, при подготовке его к школе.
Одна из эффективных форм, позволяющих создать благоприятные условия для подготовки к школе ребенка, не посещающего детский сад, — организация групп кратковременного пребывания (ГКП).

Нами были созданы три типа таких групп.
Занятия в первой ГКП, открытой еще в 1996 г. на базе одной из общеобразовательных школ для детей микрорайона, проводились 5 раз в неделю (кроме субботы и воскресенья), по четыре 25-минутных занятия в день. Позднее эта группа была преобразована в «Школу раннего развития» (педагоги — Е.Н. Козлова и Т.Ю. Ткаченко).
ГКП, организованные при факультете дошкольного образования Армавирского пединститута, посещались детьми 3 раза в неделю (с аналогичной продолжительностью занятий). Эти группы оформились затем в детскую студию интеллектуально-творческого развития «Буратино» (педагог — Е.В. Демко).
Третий вариант — «Воскресные группы развития», работавшие один раз в неделю по выходным дням на базе частной школы «Новый путь» (педагог — О.Д. Михайлова). Здесь занятия велись в утренние часы (также 4 занятия по 25 минут).
Каждая из этих организационных форм имеет свои преимущества и недостатки. Безусловно, ежедневное посещение ГКП создает более благоприятные условия для разностороннего развития дошкольников, включения их в разнообразные виды детской деятельности. Однако такая форма работы требует от родителей значительных временных и материальных затрат (группы платные), а также ограничивает возможности посещения детьми учреждений дополнительного образования. Воскресный вариант ГКП, в свою очередь, не позволяет сделать работу с детьми непрерывной и разнообразной и требует дополнительной работы с родителями (что упирается в желания и, главное, возможности самих родителей продолжить и закрепить деятельность детей, начатую ими с педагогом).
По-видимому, наиболее оптимальным и доступным является второй вариант — с режимом работы 2—3 дня в неделю. При этом наполняемость групп должна быть не больше 10—12 человек.

С точки зрения собственно педагогической работы в каждой из групп есть свои методические находки.
В «Школе раннего развития» и в студии «Буратино» акцент делается на развитие познавательного интереса детей с помощью создания игровой среды и игровой мотивации деятельности. Примером такого познавательного занятия может послужить игра «Путешествие в Мир знаний». По сюжету игры дети отправляются на сказочные острова, где знакомятся с элементами математики, с различными видами искусств, с разнообразием окружающего мира — при этом дети учатся правильно и красиво говорить, выполняют «гимнастику ума», развивают мелкую моторику рук и т.д. В «Школе раннего развития» нет традиционного расписания занятий, зато есть карта, по которой дети сами прокладывают путь, маршрутный лист и сказочные герои, которые помогают детям преодолеть возникающие трудности. И всегда рядом с детьми их капитан-педагог, внимательный, заботливый, тонко чувствующий интересы и потребности детей. Игровое оформление деятельности позволяет сделать образовательный процесс увлекательным и интересным для каждого ребенка.
В воскресных группах развития акцент делается на средства информационного взаимодействия педагога и ребенка.
Специально оборудованный кабинет для занятий представляет собой локальную компьютерную сеть, соединяющую рабочие места учащихся с компьютером учителя. Педагог может наблюдать динамику выполнения заданий всеми детьми, поскольку на его дисплее визуализируются ответы детей в режиме реального времени, что существенно повышает наглядность и снижает напряжение педагога при управлении учебным процессом. При этом каждый ребенок работает индивидуально в наиболее удобном для него темпе. Такое техническое оснащение также делает возможным ежедневное отслеживание и анализ психического развития каждого ребенка по заложенным в программу критериям.

Система используется на занятиях по мере необходимости, и ее включение в педагогический процесс не выступает в качестве самоцели. Для большинства детей это первый опыт взаимодействия, опосредованного электронным устройством, и его расширение способствует более динамичному психическому развитию детей на этапе подготовки к школе, воспитывает у дошкольников самостоятельность, инициативу, произвольность поведения, формирует навык работы с клавиатурой компьютера, учит кодировать и декодировать информацию, а также, что немаловажно, делает деятельность интересной и увлекательной.
Вместе с тем работа с различными типами ГКП высветила ряд проблем. Одной из таких проблем являются родители, которые требуют обязательного обучения детей математике, чтению, а также соблюдения строгой дисциплины на занятиях. Многие из взрослых недовольны тем, что на обращенный к детям вопрос «Что вы сегодня делали на занятии?» получают ответ «Играли», а не перечисление решенных детьми примеров, задач или прочитанных слов. Занятия в наших группах платные, и, заплатив, родители считают себя вправе требовать результат, измеряемый вовсе не степенью развития познавательных способностей ребенка, его эмоциональным комфортом и благополучием, радостным настроением и любознательностью, а пресловутыми ЗУНами. Родители никак не могут (или не хотят) понять, что современная четырехлетняя начальная школа на этапе приема ребенка не требует от него учебных умений.

Еще одна серьезная проблема — подготовка специалистов для работы в группах развития. Между тем успешность и результативность деятельности ребенка во многом определяются профессионализмом педагога и, в частности, тем, насколько он владеет игровыми технологиями образования дошкольников. В наибольшей степени этим требованиям отвечают специалисты дошкольного образования. Однако работа многих из них затрудняется отсутствием знаний программного материала начальной школы и, как следствие, дублированием школьного содержания обучения, неоправданно завышенными требованиями к детям.
Эти недостатки могут быть преодолены в результате специальной подготовки будущих специалистов дошкольного образования, ориентирующей их на преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Елена ТУПИЧКИНА,
зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования педагогического
института, доцент, г. Армавир

Елена Тупичкина

Рейтинг@Mail.ru