Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Рабочий стол

Сто одежек. Занятие аппликацией в разновозрастной группе

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

СТО ОДЕЖЕК

(занятие аппликацией в холодный и пасмурный день в разновозрастной группе)

Ольга ТИТАЕВА,
художник и педагог, г. Москва

На улице холодно и неприятно, нескончаемая слякоть — и каждый день начинается с того, что обманываются наши надежды на лучшую погоду и настроение. А чтобы немного померзнуть на улице и потоптаться по грязи, требуется сперва надеть на себя целую гору одежды, причем правильно надеть, и потом еще завязать, застегнуть, зашнуровать… Мамы это не любят делать, и дети, наверное, тоже. Вообще в скверную погоду взрослым приходится специально сосредотачиваться, как-то себя расталкивать и расшевеливать, дети же более терпимы к плохой погоде, хотя и им она в конце концов надоедает.

Мои дети в игровой ужасно расшумелись — услышат ли они теперь плач совершенно раздетых малышек, которые забрели к нам неведомо откуда (я вырезала их из светлого однотонного картона размером приблизительно 15 см и примостила в комнате для занятий в уголочке, так, чтобы не сразу найти) (рис. 1).

«Дети! Послушайте: вы не слышите какие-то странные звуки?» — взываю я. Как бы не так, почти никто и на меня-то не обращает внимания. «Прислушайтесь, по-моему, кто-то плачет!» Странное дело, все повернули ко мне головы: «Кто плачет? Где плачет? Я не слышу!» — «Очень тихо кто-то плачет. Мне кажется, это в нашей мастерской», — объясняю детям, и мы потихоньку, чтобы не испугать того, кто плачет, двигаемся в мастерскую: я иду первая, а за мной почти крадутся дети (мне приходится хныкать за картонных малышей, ведь сами они не могут).

На пороге мастерской дети кинулись вперед — теперь уже все услышали тихий и жалобный плач, и всем хочется поскорее помочь. Кто-то обнаруживает малышей: «Почему они плачут? Что с ними случилось?» Работаю переводчиком: «Они замерзли, они же совсем голенькие в такой холодный день, — посмотрите, что делается на улице. Они, наверное, зашли к нам, чтобы обогреться. Давайте им поможем, сделаем для них теплую одежду». — «И нарядную!» — Соглашаюсь, конечно.

Разбираем цветную бумагу, ножницы, клей, карандаши. Для маленьких приготовлены конверты, в которых лежат уже вырезанные курточки и штанишки, шапочки, варежки, сапожки — их останется только приклеить на картонные фигурки в нужные места: сапожки — на ножки (важно еще найти «ту ногу»), а ручки должны попасть в рукава (совпасть с ними при наклеивании). Старшие дети сами «кроят» для картонных человечков: прикладывают их к цветной бумаге, обводят, самостоятельно определяя длину и фасон будущей одежки, вырезают, приклеивают (сперва, понятно, штаны, потом — курточки). Некоторые дети вспомнили про майки и трусики, сделали их и одевали своих малышей в том же порядке, в каком себя каждое утро.

Компания разодетых в пестрые наряды человечков смотрелась просто превосходно (рис. 2). Человечки сразу зажили своей жизнью, стали болтать, ходить друг к другу в гости, дети в момент вдохнули в них жизнь, а для меня это знак — все прошло как надо.

В качестве последнего штриха были изготовлены шарфы с бахромистыми краями, которыми были заботливо завязаны шеи малышек (шарф полностью может сделать и трехлетка), помпоны на шапочки из маленьких кружочков с надрезанными краями, вырезаны разноцветные пуговицы. Я и не планировала эти «изыски», но, как это случается на удачных занятиях, дети взяли инициативу в свои руки и напридумывали много интересного, о чем я сама не додумалась. Домой все пошли со своими человечками, трогательно пряча их под курточками, чтобы больше уж не мерзли полюбившиеся картонные малышки. Мне же осталась загадка: искренне ли дети заботятся о картонных человечках, или они все же знают, что играют?

Ольга Титаева

Рейтинг@Mail.ru