ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
СТО ОДЕЖЕК
(занятие аппликацией в холодный и
пасмурный день в разновозрастной группе)
Ольга ТИТАЕВА,
художник и педагог, г. Москва
На улице холодно и неприятно,
нескончаемая слякоть — и каждый день начинается
с того, что обманываются наши надежды на лучшую
погоду и настроение. А чтобы немного померзнуть
на улице и потоптаться по грязи, требуется сперва
надеть на себя целую гору одежды, причем
правильно надеть, и потом еще завязать,
застегнуть, зашнуровать… Мамы это не любят
делать, и дети, наверное, тоже. Вообще в скверную
погоду взрослым приходится специально
сосредотачиваться, как-то себя расталкивать и
расшевеливать, дети же более терпимы к плохой
погоде, хотя и им она в конце концов надоедает.
Мои дети в игровой ужасно расшумелись
— услышат ли они теперь плач совершенно раздетых
малышек, которые забрели к нам неведомо откуда (я
вырезала их из светлого однотонного картона
размером приблизительно 15 см и примостила в
комнате для занятий в уголочке, так, чтобы не
сразу найти) (рис. 1).
«Дети! Послушайте: вы не слышите
какие-то странные звуки?» — взываю я. Как бы не
так, почти никто и на меня-то не обращает
внимания. «Прислушайтесь, по-моему, кто-то
плачет!» Странное дело, все повернули ко мне
головы: «Кто плачет? Где плачет? Я не слышу!» —
«Очень тихо кто-то плачет. Мне кажется, это в
нашей мастерской», — объясняю детям, и мы
потихоньку, чтобы не испугать того, кто плачет,
двигаемся в мастерскую: я иду первая, а за мной
почти крадутся дети (мне приходится хныкать за
картонных малышей, ведь сами они не могут).
На пороге мастерской дети кинулись
вперед — теперь уже все услышали тихий и
жалобный плач, и всем хочется поскорее помочь.
Кто-то обнаруживает малышей: «Почему они плачут?
Что с ними случилось?» Работаю переводчиком: «Они
замерзли, они же совсем голенькие в такой
холодный день, — посмотрите, что делается на
улице. Они, наверное, зашли к нам, чтобы
обогреться. Давайте им поможем, сделаем для них
теплую одежду». — «И нарядную!» — Соглашаюсь,
конечно.
Разбираем цветную бумагу, ножницы,
клей, карандаши. Для маленьких приготовлены
конверты, в которых лежат уже вырезанные
курточки и штанишки, шапочки, варежки, сапожки —
их останется только приклеить на картонные
фигурки в нужные места: сапожки — на ножки (важно
еще найти «ту ногу»), а ручки должны попасть в
рукава (совпасть с ними при наклеивании). Старшие
дети сами «кроят» для картонных человечков:
прикладывают их к цветной бумаге, обводят,
самостоятельно определяя длину и фасон будущей
одежки, вырезают, приклеивают (сперва, понятно,
штаны, потом — курточки). Некоторые дети
вспомнили про майки и трусики, сделали их и
одевали своих малышей в том же порядке, в каком
себя каждое утро.
Компания разодетых в пестрые наряды
человечков смотрелась просто превосходно (рис. 2).
Человечки сразу зажили своей жизнью, стали
болтать, ходить друг к другу в гости, дети в
момент вдохнули в них жизнь, а для меня это знак —
все прошло как надо.
В качестве последнего штриха были
изготовлены шарфы с бахромистыми краями,
которыми были заботливо завязаны шеи малышек
(шарф полностью может сделать и трехлетка),
помпоны на шапочки из маленьких кружочков с
надрезанными краями, вырезаны разноцветные
пуговицы. Я и не планировала эти «изыски», но, как
это случается на удачных занятиях, дети взяли
инициативу в свои руки и напридумывали много
интересного, о чем я сама не додумалась. Домой все
пошли со своими человечками, трогательно пряча
их под курточками, чтобы больше уж не мерзли
полюбившиеся картонные малышки. Мне же осталась
загадка: искренне ли дети заботятся о картонных
человечках, или они все же знают, что играют?