Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2001


Рабочий стол

Из беседы с педагогами г. Алексина Тульской области

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

г. Алексин, Тульской области

Аттестация, как вид поощрения

Удивительно, но педагогов детских садов Алексина не угнетает мысль об аттестации. Они ее приветствуют. «Дело не в тридцатирублевой надбавке, — говорят они, — а в моральном удовлетворении. На тебя совсем по-другому смотрят, если ты — педагог первой или высшей категории». Родители, оказывается, тоже знают о категориях и спрашивают администрацию, педагог какой категории с ними работает. Родители коммерческих групп могут прямо обратиться с просьбой к заведующей: «Поставьте нам воспитателя высшей категории!» И им не отказывают: выбор большой. Потому что в управлении образованием города категории «не придерживают». Наоборот, все время поощряют своих сотрудников: пробуйте, ставьте планку выше, выше. И на аттестации никого не клюют, не «засыпают», а поддерживают, подбадривают. В результате подобное испытание вселяет в педагога веру в свои силы, дает ему ощущение новых возможностей. Аттестация — это как показательные выступления в фигурном катании: даже если и споткнешься, все понимают, что это случайность. А в общем и целом — все очень красиво!

Из беседы с педагогами г. Алексина

У педагогов Алексина не бывает «методобъединений»

Это не значит, что педагоги детских садов не интересуются методическими новинками и не анализируют свою работу. От методобъединений отказались как от формы вчерашнего дня, которая не столько поощряла искания педагогов, сколько сводилась к скучному контролю и переливанию из пустого в порожнее: общие слова, заранее известные похвалы и порицания, очень мало того, что действительно касалось проблем насущной педагогической жизни. Вот и приходилось на эти методобъединения людей насильно загонять.
Теперь на смену методобъединениям пришли так называемые кружки качества. Кружок качества есть в каждом микрорайоне города. Такой кружок работает не по спущенным сверху планам, а составляет свой собственный план в соответствии с проблемами микрорайона. В одном микрорайоне может быть достаточно высоким процент детей с общим недоразвитием речи. Тогда в кружке качества решают, как увеличить количество логопедических занятий, ввести элементы речевых тренингов в неспециальные занятия и т.п. А в другом микрорайоне многие дети имеют пьющих родителей или живут в неблагополучных семьях. Таким малышам требуется больше занятий с психотерапевтическими элементами, упражнений на релаксацию. В третьем микрорайоне остро стоит вопрос о снижении роста простудных заболеваний. И т.д.
Кружок качества формулирует запрос, на основе которого уже вместе с управленцами разрабатывается план работы по решению назревшей проблемы. В зависимости от характера проблемы, в работу кружка могут включаться и медики, и психологи, и учителя (если, к примеру, ставится вопрос о преемственности детского сада и школы или о подготовке детей к обучению в первом классе).

Из беседы с Верой Зайцевой

В Алексине нет проблем с педагогическими кадрами

Как и везде в стране, оклад воспитателя в Алексине очень маленький — в среднем 600 рублей. При высокой категории — рублей 800—900. Но Комитет образования вместе с администрацией города постоянно изыскивают возможности всевозможных доплат и денежных поощрений творчески работающих педагогов и заведующих. Во-первых, каждый работник детского сада как представитель малооплачиваемой категории получает надбавку от городских властей в размере 300 рублей.
Во-вторых, каждый детский сад имеет свой надтарифный фонд — 22% от общего фонда заработной платы, средства из которого распределяются внутри коллектива по решению заведующей.
Кроме того, глава города установил надбавки к зарплате за звания, полученные воспитателями. Существуют не только надбавки за звание «Заслуженный учитель», но и за звание «Отличник образования».
Еще в Алексине существуют так называемые педагоги-контрактники — специалисты, работающие на контрактной основе. Чаще всего это заведующие. В Комитете образования постоянно следят за рейтингом детских садов, за рейтингом заведующих. Если детский сад пользуется популярностью среди родителей города, со стороны Комитета образования в администрацию города пишется специальное письмо: «Такая-то заведующая является ценным работником. Ее надо поощрить». И эту заведующую переводят на другую форму оплаты труда: с ней заключают контракт, по которому она получает значительно более высокую зарплату, чем предусмотрено стандартной тарифной сеткой.
Видимо, в результате пристального внимания к состоянию дошкольного образования со стороны городских властей и желания его поддерживать и развивать воспитатели из детских садов не бегут, и проблем с педагогическими кадрами в Алексине нет.

Из беседы с Верой Зайцевой

В детских садах Алексина есть бесплатные группы

За последние пять лет в Алексине возросло количество обеспеченных семей и родителей, стремящихся помогать детскому саду. Но, словно по закону равновесия систем, появилось больше и семей неблагополучных — тех, где родители вообще не работают, пьют и мало заботятся о судьбе своего ребенка. Для таких малышей в нескольких детских садах города организованы пятидневные группы круглосуточного пребывания. Хотя бы пять дней в неделю ребенок может быть избавлен от пьяных сцен и накормлен, с ним будут заниматься. Такие дети посещают детский сад бесплатно. Все расходы по их содержанию берет на себя администрация города. Однако некоторые мамочки с удовольствием оставляли бы своих детей в детском саду и на выходные дни. Частенько это случается явочным порядком: не приходит никто за малышом в пятницу вечером, и он остается в детском саду на ночь со сторожем или педагог вынужден забирать его к себе домой.
Особенно остро стояла такая проблема в одном сельском детском саду под Алексиным. Там дети из неблагополучных семей, вынужденные проводить выходные в пустом здании садика, составляли значительную группу — целых девять человек. Родители этих малышей не были лишены родительских прав, но по существу свои родительские обязанности не выполняли.
В Комитете образования города провели специальное исследование, составили список детей, нуждающихся в общественной помощи и организовали для них специальную бесплатную группу с дежурным воспитателем в выходной день — своеобразный детский дом внутри детского сада — решение, возможно, не оптимальное, но помогающее решить проблему в данный момент…

Из беседы с Верой Зайцевой

В детских садах Алексина есть коммерческие группы

Многих родителей серьезно беспокоит вопрос: сколько детей в группе детского сада? Они полагают (во многом совершенно справедливо), что от количества детей в группе зависят объективные возможности педагога найти время для каждого ребенка, обратить на него внимание, лишний раз приласкать, включиться в детскую игру. Наконец, просто уследить за тем, кто чем занят, кто с кем конфликтует, не развязался ли шарф на улице, вытер ли ребенок нос, куда положил носовой платок. Да и болеют дети в группах с меньшей наполняемостью не так часто. Поэтому количество детей в группе может стать определяющим моментом в решении родителей, отдавать или не отдавать малыша в детский сад. Обычно состоятельные родители ищут для своих детишек частные садики, удовлетворяющие их главному требованию — не более десяти детей в группе. В Алексине частных детских садов нет. Зато в некоторых государственных садах организованы так называемые коммерческие группы. Стоит это для родителей в два раза дороже, чем оплата обычной группы, — 240 рублей в месяц. Цена не запредельная, посильная не только богатым людям, но и людям среднего достатка. Хотя встречаются родители, которые по собственному желанию платят больше.
Коммерческие группы чаще всего разновозрастные. Занятия в группах комплексные, построены так, чтобы учесть интересы детей разного возраста. Питание улучшенное: детям здесь дают фрукты и соки.
Детские сады, в которых организованы коммерческие группы, прошли аттестацию и получили право на оказание дополнительных образовательных услуг. С родителями каждого ребенка, посещающего коммерческую группу, заключается договор, в котором оговариваются взаимные обязательства детского сада и семьи ребенка. Дополнительные средства, поступающие в детский сад за счет коммерческих групп, по большей части идут на обеспечение этих групп. Но иногда (очень редко) что-то перепадает и детскому саду в целом. Надо, однако, отметить, что зарплата педагогов здесь не отличается от зарплаты их коллег. Коммерческие группы — не способ зарабатывать деньги, а способ привлечь родителей к детскому саду.

Из беседы с Любовью Орт,
заместителем заведующей детского сада
№ 2, г. Алексин

Редакция

Рейтинг@Mail.ru