Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2001


Лаборатория

Чем и как кормить детей?

ЛАБОРАТОРИЯ

ЧЕМ И КАК КОРМИТЬ ДЕТЕЙ?

Нетрадиционный взгляд на традиционную проблему

Из-за финансовых трудностей организация питания в дошкольном учреждении становится большой проблемой, но кормить детей все равно нужно, и кормить правильно. Поскольку в нашем учреждении воспитываются дети с недостатками физического развития, мы считаем, что их питание должно нести четко выраженную оздоровительную функцию. Поэтому нами совместно с врачом дошкольного учреждения была разработана программа оздоровительного питания. Суть ее в следующем:

1) Шестикратный прием пищи в детском саду: первый завтрак, основной завтрак, коктейль-бар, обед, полдник, вечерний кефир. Это позволяет поддерживать организм ребенка в тонусе (при скудных средствах, отпускаемых сейчас на продукты, это очень важно) и способствует ровному психологическому настрою в течение всего дня;

2) Мы несколько переориентировали питание малышей в сторону вечерней энергетической нагрузки и усилили энергетическую ценность полдника. Во-первых, практический опыт показывает, что к вечеру аппетит у детей лучше, а во-вторых, исследованиями подтвержден тот факт, что максимум образования желудочного сока и ферментов приходится на вечер. Предусмотрела природа и вечерний (18—19 часов) максимум функции почек. Исследованиями также доказано, что дополнительная интоксикация при утренней энергетической нагрузке провоцирует и усугубляет рецидивы многих хронических заболеваний.
Структура питания выглядит у нас следующим образом: основной завтрак — 20% энергетической ценности, обед и полдник — по 30%, остальные 20% распределяются на первый завтрак, коктейль-бар и вечерний кефир.
Мы хотим напомнить, что обильный завтрак вовсе не означает, что он полноценный. Таким его делают зелень, свежие овощи, фрукты, соки, салаты и каши, приготовленные наполовину из овощей, а также уменьшение количества продуктов, содержащих сахар.

3) Максимальное разнообразие меню. Давно замечено, что однообразное меню снижает аппетит детей. Картотека блюд, которой мы пользуемся, позволяет не повторять их в течение 2—3 недель.

4) После каждого приема пищи детям предлагается погрызть кусочек яблока, свеклы, моркови. Это помогает очистить полость рта от мягких остатков пищи и развивает жевательные мышцы. О том, как важно для здоровья тщательно разжевывать пищу, знает каждый. Поэтому мы детей с едой не торопим. Пусть сидят себе и спокойно жуют.

5) Использование сезонного меню. Порой ошибочно полагают, что сезонное меню — это овощи осенью, каши зимой. Мы заботимся о том, чтобы зимой стол был насыщен фруктами и соками, чтобы дети больше ели сладкой и мясной пищи; весной в изобилии даем детям зелень, которую выращиваем сами, а вот осенью, когда овощей и так много, налегаем на лук и чеснок. Научились делать их в сладком маринаде. Летом дети с удовольствием едят фруктовые супы из отваров ягод, кисели из свежих ягод с молоком, холодный свекольник, кабачки.

6) Использование в рационе детей растений-адаптогенов. Это проростки злаковых культур: гороха, пшеницы, кукурузы, солодовой муки. Все это выпускается нашей промышленностью и стоит относительно недорого. Эти продукты мы добавляем в супы, каши, тесто.
С помощью родителей, имеющих садовые участки за чертой города, заготавливаем красные головки клевера, крапиву, молодые почки одуванчика. Эти растения добавляются в щи, тушеную капусту в высушенном виде. Наличие в клевере жирных аминокислот делает его особо ценным при разработке сезонного меню.

7) В течение всего года мы готовим каши с овощными прокладками: на молоке для здоровых детей и без молока для детей с пищевой аллергией. Готовить такие каши несложно: в бачок послойно укладывают крупу и протертые овощи, затем заливают небольшим количеством воды (пропаривают) и потом добавляют горячее молоко и масло (причем лучше использовать масло растительное).

8) Ежедневное питье оздоровительных напитков, включая отвары трав и минеральную воду. Прочитав эти строки, вы спросите: откуда все это взять? Отвечаем: организовать помощь родителей. Устроили мы им однажды дегустацию подобных блюд, теперь они нам помогают. Приносят клюкву, сушеные яблоки, черноплодную рябину; заготавливают крапиву и клевер
и т.п. Договорились о дополнительных расходах на кефир и минеральную воду. Мы уверены в справедливости пословицы: «Тому, кто не стучится, не открывают!»

Нелли АПОЛЛОНОВА,
заведующая ДОУ № 93,
г. Нижний Новгород

 

 

Комментарии специалиста

С одной стороны, организация такого питания — дело рискованное, а с другой — благодатное. Рискованное для тех руководителей, которые не советуются с медиками и специалистами ЦГСЭН. Прежде чем ввести в меню детей нетрадиционные блюда, нужно сделать пробную варку, составить технологическую карту, рассчитать энергетическую ценность, определить количество белков, жиров, углеводов и минеральных веществ. Обязательно сделать лабораторный анализ. Вот тогда — в путь!

Нелли Аполлонова

Рейтинг@Mail.ru