Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2001


Детский сад как дом

Как организовать столовую, чтобы были довольны гигиенисты?

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СТОЛОВУЮ,
ЧТОБЫ БЫЛИ ДОВОЛЬНЫ ГИГИЕНИСТЫ

К сожалению, инициатива некоторых заведующих по организации столовых встречает сопротивление со стороны вышестоящих органов, в первую очередь со стороны СЭС.
В этом случае необходимо знать, что ни в одном документе, регламентирующем организацию питания в детском дошкольном учреждении, никто никогда не запрещал столовые. Есть санитарно-гигиенические требования к продуктам, к посуде, к ее обработке, к пищеблоку, к раздаточной. Но запрета на организацию столовых нет. Это право заведующей.
Мы знакомим наших читателей с мнением Людмилы КРИНОЧКИНОЙ — заведующей отделом гигиены детей и подростков ЦГСЭН Московского района, г. Нижний Новгород.

Личностно-ориентированные подходы к образованию позволяют не только иначе организовать учебно-воспитательный процесс, придавая ему ярко выраженный развивающий характер, но и по-новому организовать питание детей. Действия руководителей, открывающих в своих дошкольных учреждениях столовые, нужно приветствовать. Это прогрессивный метод организации питания, который особо значим для таких учреждений, как «начальная школа — детский сад».
Организация питания детей в столовой позволяет решить многие проблемы, связанные с культурой еды, подачей пищи требуемой температуры, выполнением норм питания, качеством мытья посуды. Кроме того, в столовой можно организовывать праздники, способствующие сплочению детского коллектива. Например, дни именинника, семейные столы и др. Важно и то, что в посудомоечном отделении столовой можно установить резервные водонагреватели нового поколения больших емкостей. Ни для кого не секрет, какие трудности испытывают порой дошкольные учреждения с горячим водоснабжением. Практика показала, что использование водонагревателей нового типа, жестко подсоединенных к холодному водоснабжению, их надежность и экономичность снимают проблемы качества мытья посуды, а следовательно, и распространения инфекционных заболеваний.
Заведующим, которые захотят организовать у себя в учреждении столовую, я бы посоветовала сначала сделать следующее:

1) Определить помещение (или набор помещений) для будущей столовой.
2) Начертить ее план, поскольку потребуется реконструкция помещения. Согласовать его с санэпидемслужбой, госпожнадзором, учредителем.
3) Просчитать трудоемкость работ по переоборудованию помещений и в финансовом, и в организационном плане.

Особое внимание руководителей я хочу обратить на тот факт, что переоборудование помещения обязательно. Некоторые заведующие пытаются просто приспособить групповое помещение под столовую, сохраняя его планировку. Некоторые не учитывают и расположение столовой в здании относительно пищеблока. Могут быть и другие просчеты. Поэтому я не удивляюсь, если такие руководители встречают жесткое сопротивление со стороны санэпидемслужбы.
В столовой должны быть: холл, обеденные залы, посудомоечное отделение, помещение для раздачи пищи, место для переодевания обслуживающего персонала. В учреждении, кроме того, должна быть душевая для лиц, обслуживающих пищеблок и столовую.
В обеденном зале должны быть выделены зоны для питания каждой группы детей, оборудованные разновысотной мебелью. Неплохо, если некоторые зоны будут располагаться на небольшом подиуме. Лучше, если обеденных залов будет два: для малышек и более старших детей.
В обеденном зале (или в непосредственной близости от него) нужно установить умывальники, чтобы можно было помыть руки. Вместо бумажных полотенец (хотя это не противоречит санитарным требованиям) лучше использовать электросушилки для рук. Так в столовой будет опрятнее. Умывальная, если она расположена в обеденном зале, может быть отгорожена небольшой декоративной перегородкой, хотя это и не обязательно. Будет лучше, если дети под присмотром взрослых, перед тем как пойти в столовую, тщательно вымоют руки с мылом в своей группе. В столовой в случае необходимости они смогут сделать это еще раз. Кроме того, иногда бывает необходимо вымыть руки или лицо и после еды.
Моечное и раздаточное помещения должны быть отделены друг от друга, иметь разные входы. Но они должны и сообщаться между собой через дверь или достаточно большое окошко.
В моечном помещении следует установить несколько моек — по числу групп и одну для замачивания посуды в дезрастворах. Посуда для каждой группы должна храниться отдельно. У опытных заведующих она даже различается либо по форме, либо по рисунку и цвету. Но это, впрочем, не обязательно. Количество столовых приборов, чайных чашек, тарелок должно соответствовать количеству питающихся. Моечный инвентарь для каждой группы должен быть отдельным и отдельно же храниться. Наличие вытяжной вентиляции в моечном помещении обязательно. И конечно же здесь устанавливается водонагреватель.
В раздаточном помещении должен быть стол, обитый металлом, установлены весы для порционирования масла и блюд (если это не делается на пищеблоке), стеллаж для кастрюль, ножей, чумичек, раковина для мытья рук. С кухней это помещение должно быть соединено широким окном выдачи пищи. Поэтому следует столовую организовывать в помещении, непосредственно примыкающем к кухне.
В холле может быть оборудован бар лечебно-оздоровительных коктейлей. В нем дети имеют возможность пообщаться, подождать друг друга, привести, если это необходимо, себя в порядок и ознакомиться с меню. Это меню с помощью картинок показывает детям, что они будут кушать. Кстати, детей это всегда интересует. В одном учреждении я увидела очень оригинальный подход к изображению того, что дети будут есть. На картинке были изображены корова, бидон с молоком, наклеены оберточки от творожных сырков, нарисованы запеканка и смеющийся ребенок. Стрелками от коровы к молоку, творогу и зубкам малыша детям пытались показать, как важно есть творог для укрепления зубов и костей. Мне было интересно, понимают ли дети смысл изображенного. Оказалось, что понимают. Интересно показаны в меню каши. На изображение тарелочки наклеены крупинки пшена, риса, гречи и пр., а рядом нарисованы другие компоненты каши и последовательность ее приготовления. Конечно, за этим стоит серьезный труд педагогов, но думаю, что польза в развитии ребенка от него большая.
При организации столовой претерпевает изменение и штатное расписание дошкольного учреждения. В штаты должны быть введены посудомойщики, официанты, раздатчицы. В дошкольном учреждении № 199 нашего города учредителем в его штаты введены дополнительно три единицы помощника воспитателя для обслуживания детей в столовой. Они выполняют функции официантов, раздатчиц и убирают помещение столовой после окончания приема пищи, а также принимают непосредственное участие в обучении детей навыкам культурной еды, создают в столовой комфорт. Младшие воспитатели сервируют стол, встречают детей, убирают использованную посуду, помогают официантам раздавать пищу, моют посуду своей группы. Во время каждого приема пищи в столовой находится дежурный администратор, который следит за всеми процессами, происходящими в столовой.
График питания детей в столовой должен быть составлен таким образом, чтобы разрыв между группами составлял не менее 10 минут. Не следует делать так, чтобы в обеденном зале находились сразу две группы детей. Если не получается, так уж пусть некоторые группы не пользуются столовой. Кстати, стоит сказать о том, что при организации столовой буфетные в групповых помещениях и соответствующий инвентарь в них должны быть сохранены на случай карантинов. Тогда дети смогут временно питаться у себя в группе.
Вопрос о том, как изменяется организация питания при карантине, заблаговременно решается с эпидемиологами.
И в заключение хочу напомнить руководителям дошкольных учреждений о том, что при организации столовой лучше, как говорится, «семь раз отмерить…» и согласовать все свои действия с соответствующими службами и учредителем. Так в свое время сделали В.Г. Алямовская и Л.Ю. Захарова, чья книга об организации питания в детском саду приобрела широкую известность. И я знаю, что мои коллеги из ЦГСЭН Московского района принимали в организации столовой ДОУ № 199 под руководством бывшей заведующей отдела гигиены детей и подростков М.Л. Крепышевой самое деятельное участие. Как постоянно говорят сами авторы — столовую им организовала санэпидемстанция. А своим коллегам из санитарных служб я хочу сказать о том, что следует активно помогать руководителям, пытающимся освоить прогрессивные методы организации питания, не придумывать необоснованных запретов, идти в ногу со временем.

 

 

Людмила Криночкина

Рейтинг@Mail.ru