РАБОЧИЙ СТОЛ
В ГОСТЯХ У ФЕИ
Игровое занятие для детей 5—7 лет
Цель: сделать срез на устойчивость
сформированности навыков культуры поведения
Фея
встречает гостей.
Фея: Здравствуйте ребята. Я очень рада, что вы
пришли ко мне на день рождения. Я вижу, вы надели
красивые платья и парадные костюмы, вы выглядите
очень торжественно. Я пригласила еще одного
гостя, но он опаздывает. Как вы думаете, культурно
это или нет? (Дети должны объяснить, почему это
некультурно: все гости ждут, на столах остывает
угощение — и т.д.)
Раздается стук, грохот, вбегает Фырка в шапкe. Он
не обращает внимания на детей и Фею.
Фырка (обращаясь к зрителям): Я не опоздал?
Надо поскорее занять лучшее место за
столом!
Фея: Здравствуй, Фырка. Я очень рада тебя
видеть, но ты ничего не забыл?
Фырка: Я? Ложка при мне (показывает), а больше
мне ничего не надо.
Фея: Ребята, а как вы думаете, Фырка ничего не
забыл?
(Предполагаемый ответ детей: «Забыл
поздороваться».)
Фея: Когда мы здороваемся с человеком, мы
желаем ему здоровья. А как можно поздороваться?
Дети: Доброе утро, добрый вечер, добрый день,
здравствуйте.
Фея: Научите, пожалуйста, Фырку здороваться.
Поздоровайтесь с ним.
Дети здороваются с Фыркой.
Фея: А как вы думаете, что еще забыл сделать
Фырка?
Дети: Он забыл снять шапку.
Фея: Правильно. Фырка забыл снять шапку.
Входя в помещение, мужчины и мальчики должны
снимать головные уборы, а дамы и девочки могут
остаться в головных уборах.
Фырка: А я и не знал, что надо снимать шапку.
Теперь буду знать. (Снимает шапку.)
Фея: А ты еще забыл познакомиться с детьми.
Ведь они видят тебя в первый раз. Представься им,
пожалуйста.
(Фырка представляется детям.)
Фырка: Ну все! Шапку я снял. Со всеми
поздоровался, познакомился. А теперь — за стол!
Фея: Фырка, обрати внимание на свой внешний
вид.
Фырка: А что, вид как вид. Рубашка есть, брюки
тоже. Все в порядке.
Фея: Ребята, а как вы считаете, вид у Фырки
празд ничный?
Дети: Нет! Брюки выпачканы. Рубашка не
заправлена. Волосы не расчесаны.
Фырка: Что же мне делать? Неужели меня не
пустят за стол?
Фея: Ребята, подскажите Фырке, что надо
сделать?
Дети: Надо почистить брюки, расчесаться и
заправиться.
Фея: А вы поможете Фырке привести себя в
порядок?
(Дети помогают Фырке.)
Фея: А сейчас я приглашаю всех к столу.
Фырка pacталкиваem всех, бежит к столу, садится.
Фея (с ужасом): Фырка, почему ты растолкал
всех?
Фырка: Чтобы сесть первым. А то ничего не
достанется.
Фея: Ребята, покажите, пожалуйста, Фырке, как
культурные люди садятся за стол.
Дети спокойно рассаживаются, мальчики ухаживают
за девочками.
Фырка (с сожалением): Ребята, вы так много
знаете и умеете… А меня научите быть
культурным человеком?
Дети: Да!
Фырка через весь стол тянется налить чай.
Фея: Фырка, совсем не обязательно тянуться
через весь стол. Ребята, а как вы думаете, Фырка
правильно поступает? Почему?
Дети: Фырка поступает неправильно, потому что
нечаянно можно что-то задеть на столе и уронить.
Будешь мешать соседу.
Фея: Покажите, пожалуйста, Фырке, как можно
попросить соседа налить чай, передать печенье,
конфеты, если они находятся далеко от вас.
Дети:
— Налей, пожалуйста, чай. Спасибо.
— Передай, пожалуйста, конфеты. Спасибо.
(Следует обратить внимание детей на то, чmo
конфеты и печенье передаются в конфетнице или
сухарнице.)
Фырка: Спасибо. А я-то, наверное, все опрокинул
бы со стола.
Дети ужинают, а Фырка поел быстрее всех и
вытирает рот рукавом.
Фея: Фырка, обрати внимание, как ребята
вытирают рот.
Фырка: Все вытирают рот салфеткой. А
рукавом-то чем плохо? Тоже чисто и хорошо.
Дети:
— Рукав станет грязный.
— Салфетка чистая, мягкая.
— Рукавом вытирать рот некрасиво.
Фырка вытирает рот салфеткой и бросает ее на пол.
Фея: А зачем же ты салфетку бросил на пол?
Фырка: Зачем она нужна, ведь она все равно уже
грязная… Или я сделал что-то не так?
Дети: Использованную салфетку кладут на
блюдце. Если каждый бросит салфетку на пол, будет
грязно.
Дети (обращаясь к Фее): Фея, мы приготовили
подарки ко дню твоего рождения и хотели бы
поздравить тебя.
Koнцepm детей.
Из опыта работы ЦРР д/с № 46
(заведующая — Елена АНДРЕЕВА)