ОБУЧЕНИЕ В ВИДЕ ОПЫТОВ
Статья опубликована при поддержке компании «Informer». Срочно нужно снять квартиру в Новосибирске? Тогда обратитесь в компанию «Informer». Тут вы сможете без посредников, по хорошей цене, и в удобном для вас районе, снять квартиру посуточно. Удобный сервис, отличная отделка квартир и быстрота решения вас порадует. Посетите официальный сайт компании http://zinf.ru и подробно ознакомьтесь с предоставляемыми им услугами
Изучению механизмов умственного
развития детей посвящено немало психологических
исследований как в России, так и за рубежом.
Всемирную известность получила теория Жана
Пиаже, в которой он вскрывает механизмы развития
мыслительных операций и дает качественную
характеристику детского мышления. Центральной
особенностью мышления ребенка-дошкольника
является непонимание «принципа сохранения
количества». Ребенок не понимает, что объем, вес,
площадь, число предметов сохраняется, даже если
изменяются внешние условия. Например, что два
равных по весу глиняных шарика остаются равными,
если один из них принимает другую форму (скажем,
лепешки). Непонимание обусловлено тем, что
дошкольник еще не различает основные, скрытые
свойства предметов (массу, объем, количество и
т.д.), в его сознании они смешиваются и
подчиняются непосредственному восприятию.
Понимание «принципа сохранения»
является условием перехода на новую стадию
развития интеллекта — стадию конкретных
логических операций. Без специального обучения
понятие о сохранении формируется с запозданием,
что тормозит развитие мыслительных способностей
детей и затрудняет усвоение ряда школьных
предметов.
В настоящее время уже разработаны
психологически обоснованные подходы к
формированию у детей дошкольного возраста
представлений о сохранении, однако при обучении
в детском саду по традиционной методике они
практически не используются. Одними из задач
нашего исследования и стали апробация
экспериментальной методики и выработка
рекомендаций для воспитателей детских садов. За
основу была взята видоизмененная методика Л.Ф.
Обуховой.
Эксперимент проводился в старшей и
подготовительной группах детского сада на
занятиях по математике. В ходе занятий детям
регулярно предлагались задания, которые
представляли собой задачи на сохранение в
игровой форме. Всего было разработано 10
обучающих серий-этапов:
1. Определение количества предметов с
помощью меток, используя рабочую карту
(проводится индивидуально).
2. Сравнение двух предметов при помощи третьего.
3. Закрепление умения пользоваться меркой и
метками.
4. Определение объема с помощью мерок.
5. Сохранение дискретных количеств.
6. Сохранение длины предметов.
7. Сохранение расстояния.
8. Сохранение эквивалентности двух рядов.
9. Сохранение неравенства количества вещества.
10. Сохранение целого при делении его на части.
Обучение проводилось в виде опытов.
Важно, чтобы дети не только наблюдали за
действиями взрослого, но и сами принимали
активное участие в опытах. Приведем для примера
фрагменты обучающего занятия.
Перед ребенком стоят баночка с четным числом
горошин и два пластмассовых стаканчика. Педагог
предлагает ребенку брать в каждую руку по
горошине и одновременно опускать их в разные
стаканчики. После того как горох в баночке
закончится, педагог спрашивает, в каком
стаканчике горошин больше. Отвечает Никита: «В
этом стаканчике и в этом горошин одинаково,
потому что я брал в левую и правую руку по
горошине и бросал в стаканчики, вот и получилось
одинаково». Педагог на глазах у ребенка
пересыпает горошины из одного стаканчика в
другой (узкий и высокий). Задает вопрос: «Где
горошин больше?» Никита: «В этом стакане и в этом
горошин одинаково, потому что никуда горошин не
добавляли и не убирали». Педагог: «А почему тогда
в этом стаканчике горошины так высоко
поднялись?» Никита: «Потому что стакан очень
узенький и высокий, а этот стакан низенький и
широкий, а горошин одинаково, потому что горошины
не брали и не прибавляли».
Проведенный в двух группах
контрольный эксперимент показал следующее. В
контрольной группе за весь период обучения
результаты изменились несущественно. Дети
несколько лучше выполнили задания всех пяти
серий, но при этом допускали большое количество
ошибок. Положительная динамика наблюдалась
только в опытах на сравнение объема жидкости в
сосудах, остальные же задания вызывали
затруднения. В экспериментальной группе дети
справились со всеми контрольными заданиями,
наблюдались лишь единичные редкие ошибки. Это
говорит о том, что у детей практически
сформировано понимание «принципа сохранения». К
тому же в экспериментальной группе дети, как
правило, объясняли свои ответы, обосновывали их,
тогда как в контрольной группе даже правильные
ответы часто были случайными, дети не могли их
обосновать.
Исследование подтвердило возможность
планомерного, целенаправленного и поэтапного
обучения дошкольников «принципу сохранения» в
детском саду.