Проблема интереса в обучении не нова.
Классическая педагогика главную функцию
интереса видела в том, чтобы приблизить ученика к
учению, приохотить, «зацепить» его так, чтобы
учение стало потребностью ребенка.
В отечественной педагогике в основном
разрабатывалась проблема формирования
познавательных интересов детей школьного
возраста. Но многие из критериев оценки интереса
у школьников не могут быть применены к детям
дошкольного возраста.
В своей работе мы опирались на критерии,
разработанные Г.И. Щукиной именно для детей
дошкольного возраста:
1. Общая характеристика
познавательного поведения ребенка (слушает
воспитателя внимательно или отвлекается;
выполняя задание, сосредоточен или рассеян).
2. Особенности процесса выполнения задания
(ребенок самостоятелен от начала до конца;
подражает соседу; работает быстро или медленно;
увлечен заданием или нет; выполняет его
старательно или небрежно; успевает закончить
задание или оставляет его незавершенным).
3. Оценка ребенком результатов собственного
труда, его реакция на затруднения и неудачи
(любуется своей работой, удовлетворен;
огорчается, смущается ошибками и недоделками;
проявляет равнодушие).
На первом этапе экспериментальной
работы мы провели диагностику развития
познавательного интереса у детей (по методике
Г.И. Щукиной).
Результаты обследования детей старшей и
подготовительной групп показали, что у детей
обеих групп преобладают средний и низкий уровни
познавательного интереса.
В своей дальнейшей работе мы исходили
из предположения о том, что одним из важных
условий развития познавательного интереса у
ребенка является выбор им собственной
деятельности.
Программой «Гармония», по которой работает наше
дошкольное учреждение, предусмотрены занятия по
госстандарту и дополнительные занятия: эстетика,
драматизация, английский язык, хореография,
информатика. Все эти занятия являются
обязательными для наших воспитанников.
Свое исследование мы начали проводить в
разновозрастной группе, которую посещают 25 детей
в возрасте от 4 до 7 лет. Детям были предложены
дополнительные занятия на выбор (при этом
государственный стандарт не нарушался).
В экспериментальной деятельности участвовало 20
детей старшего и подготовительного возраста.
Дети среднего возраста в нее включены не были
(четырехлетние дети в большей степени
ориентируются на взрослого и старших детей, и
самостоятельный выбор деятельности у них может
быть затруднен просто в силу их возрастных
психофизиологических возможностей, однако при
желании дети данной возрастной группы также
осуществляли выбор деятельности).
С каждым из детей — участников эксперимента мы
придумали и изготовили его личный символ-значок.
По желанию дети могли изготовить значок дома с
родителями или в группе с воспитателем. Затем мы
определили символы занятий, которые будут
выбираться детьми, и оформили соответствующий
стенд. Чтобы фиксировать выбор детей, мы
составили таблицу, где ежедневно отмечали выбор
каждого ребенка.
В начале эксперимента родителям была
предложена специально разработанная анкета,
имевшая целью выявить представления родителей о
направленности интересов детей старшей и
подготовительной групп. Анкета включала в себя
опросники по сферам деятельности: музыка,
литература и язык, изобразительная деятельность,
театральная деятельность, физическая культура
(см. Приложение). Одновременно с детьми была
проведена беседа для выявления их
познавательных интересов. Затем результаты
опросов родителей и детей были сопоставлены.
Выяснилось, что у трети опрошенных детей и их
родителей выборы деятельности не совпадают.
Родители считали, что детям наиболее интересны
интеллектуальная (литература, музыка, язык,
театр) и физическая сферы деятельности. Сами же
дети говорили, что им интересны рисование, танцы,
плавание и компьютер.
По результатам опроса с родителями была
проведена беседа на родительском собрании в
группе. В начале собрания мы постарались
объяснить родителям суть эксперимента.
Информацию родители восприняли очень живо, стали
задавать вопросы, рассуждать, высказывать
опасения: «А если ребенок не выберет ни одного
занятия?», «Новое — это хорошо, но надо
посмотреть, как в дальнейшем это будет
происходить», «Может быть, мы лучше узнаем наших
детей». Родители дали согласие на продолжение
совместной работы и предложили назначить
следующую встречу через месяц. В конце беседы мы
попросили родителей принять участие в проекте,
изготовив вместе с ребенком символ для
обозначения его выбора и предоставив ребенку
право самостоятельного выбора деятельности. Мы
также попросили родителей проявить интерес к
тому, как и какой выбор их ребенок осуществляет
ежедневно.
С первого же дня эксперимента мы
каждое утро обсуждаем с детьми, какие занятия им
можно будет сегодня выбирать и чем они будут на
них заниматься. Воспитатель помещает на стенд
символы занятий, и дети самостоятельно
осуществляют выбор. А вечером дети рассказывают
друг другу, какие занятия выбирали, чем
занимались, что понравилось.
Наблюдая за ними, мы отметили, что на выбор
отдельных детей, при всей видимости его
самостоятельности, оказывают влияние старшие
дети и родители.
Если одни родители никак не пытались повлиять на
выбор ребенка, то других очень волновал вопрос —
выбрал ли ребенок сегодня английский язык. В
некоторых случаях, когда сами дети не выбирали
занятие английским, родители настойчиво
убеждали их его выбирать, мотивируя это тем, что
летом они поедут за границу и т.п.
Беседы и наблюдения показали также, что иногда
дети делали выбор случайно, не зная характера
предстоящей деятельности. Поэтому после
обсуждения этой проблемы было решено, что утром
педагоги будут рассказывать в группе о
содержании того или иного занятия, стараясь
заинтересовать детей. В результате интерес у
детей действительно вырос. Изменилось и
содержание ответов детей на вопрос: «Почему ты
выбрал это занятие?». Чаще стали отвечать: «Люблю
занятия», «Интересно», «Хочется ходить на все».
Однако через месяц после начала эксперимента
интерес детей к занятиям начал угасать. Одной из
причин стало отсутствие систематического
внимания родителей к тому, чем занимается
ребенок в детском саду и что его особенно
интересует.
Проанализировав ситуацию, мы предприняли
следующие действия:
— провели праздники «Новый год»,
«Рождество», «День святого Валентина» с участием
родителей (родители проводили различные игры,
конкурсы, готовили совместно с детьми номера
художественной самодеятельности, играли в
инсценировках);
— организовали выставки работ детей, постоянно
посещающих занятия изобразительной
деятельности, для детей разновозрастной группы,
родителей и детей других групп ДОУ;
— провели открытые занятия.
Наблюдения за детьми позволили также
сделать вывод о том, что поведение детей-лидеров,
их выбор влияют на выбор других детей. Было
решено проводить малые педагогические советы, на
которых обсуждались бы вопросы активности
отдельных детей на занятиях и качественного
улучшения занятий. Были выявлены дети, которые
постоянно выбирали одни и те же занятия. Это
потребовало более глубокого изучения
направленности интереса.
По окончании каждого дня с детьми проводилось
обсуждение, которое подводило их к осознанию
событий своей жизни, ориентировало на
самостоятельное планирование действий,
осознание своего поведения. Таким образом, дети
настраивались на предстоящие события, ждали их и
внутренне готовились к ним.
В результате заметно сократилось количество
детей, не выбирающих занятия. Вообще надо
сказать, что в большинстве случаев этот отказ от
выбора связан с чисто внешними причинами (типа:
«У папы вчера был день рождения, и я устала» и
т.п.).
В начале эксперимента выбор был более значим для
детей. Они ждали информацию о том, какие занятия
смогут выбирать, спрашивали об этом, как только
приходили в детский сад, были готовы делать выбор
просто ради самого выбора. Спустя месяц они уже
воспринимали ситуацию выбора спокойно и более
осознанно.
Мы вторично провели изучение уровня
развития познавательного интереса у детей. Если
до начала эксперимента преобладали средние и
низкие показатели, то контрольный срез говорил о
положительной динамике. Количество детей с
высоким уровнем развития познавательного
интереса увеличилось до 19 %, а со средним — до 23 %.
Для сравнения была взята подготовительная
группа «Б», где таким же образом был зафиксирован
уровень развития познавательного интереса до
начала эксперимента и месяц спустя. В
контрольной группе позитивная динамика
оказалась незначительной.
Полученные результаты показали, что осознанный
выбор ребенком своей деятельности способствует
формированию у него познавательного интереса.
На следующем этапе экспериментальной работы
предполагается продумать структуру режима дня
таким образом, чтобы дети могли осуществлять
выбор не только занятий, но и свободной
деятельности (игры, драматизация сказок для
малышей, изготовление поделок, подарков и т.д.).
Это, в частности, позволит организовать более
качественную работу с одаренными детьми и
детьми, имеющими проблемы физического и
психического развития.
Нина КИРИЛОВА,
воспитатель разновозрастной группы
ДОУ № 306, г. Красноярск