Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2001


Рабочий стол

Что такое "яблоко"? Занятие на развитие познавательной активности детей от пяти лет

РАБОЧИЙ СТОЛ

ЧТО ТАКОЕ «ЯБЛОКО»?

Занятие на развитие познавательной активности
для детей от пяти лет

Чтобы участвовать в занятии, детям необходимо обладать элементарными знаниями о существовании других планет в Солнечной системе и о глобусе как о модели Земли, а также иметь опыт работы по анализу своих ощущений.

Для проведения занятия понадобятся:

кукла-инопланетянин, «космический корабль»;
магнитофон со звукозаписью «взлета»;
яблоки по количеству детей;
ножи, которыми могут работать дети;
глобус;
доска с леской и прищепками;
таз с водой.

Предметы для сравнения яблока

по размеру и по форме — мяч,
по цвету — большой деревянный кубик (в форме кирпича),
по материалу — любой овощ;
по весу — гиря;
по прозрачности — непрозрачности — прозрачная баночка, кусочек стекла;
по способности звучать — бубен;
по способности делиться на части — апельсин;
по способности вызывать тактильные ощущения (гладкий, шершавый, мохнатый и т.п.) — массажер, кусочек меха;
по хрупкости — прочности — соломинки;
по способности удерживаться на плаву — любой тонущий предмет;
по жароустойчивости — немного снега или кусочек льда (из холодильника);
по вкусу и запаху — долька чеснока.
Все необходимые предметы нужно разложить на столах в группе.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я…
Звучит музыка, слышны звуки, имитирующие приземление инопланетного корабля.
Что это такое? Пойду, посмотрю.
Воспитатель приносит игрушечную «летающую тарелку».
Вы, случайно, не знаете, что это такое? Давайте посмотрим.
Голос (записанный на магнитофонную пленку):
Мы — жители планеты Антарес. На нашу планету попал загадочный предмет. Мы не знаем, что это такое. Нам пришлось снарядить экспедицию в Солнечную систему, чтобы найти ответ. Мы были на Марсе, на Венере. Ответа нет. Вы — уже третья планета, где мы ищем разгадку этой тайны. Помогите нам.
Воспитатель: Но почему вы прилетели именно к нам, в наш детский сад?
Голос: Над вами сильное поле ума, смекалки, выдумки. Помогите нам.
Воспитатель: Что ж, ребята, давайте посмотрим, что находится в этом летающем корабле. (Достает яблоко.)
Дети: Да это же яблоко!
Воспитатель: Но, ребята, ведь мы должны объяснить, что это такое, жителям совсем чужой далекой планеты. А мы не знаем их языка. Как быть?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы. Воспитатель советует нарисовать яблоко и его свойства.
Давайте рассуждать по порядку. Что такое яблоко?
Дети рассказывают о яблоке все, что знают: указывают на его цвет; форму; размер; съедобность.
Затем, сравнивая яблоко с различными предметами, дети определяют его остальные свойства.
Сравнивают яблоко по весу с гирей; смотрят через стекло, сквозь стенки прозрачной банки — через них все видно; а через яблоко? Яблоко — непрозрачное. Трогают снег — холодный, а яблоко? Снег тает (вспоминают опыты со льдом и снегом). Яблоко же не боится тепла. А огня?
Какие звуки может издавать яблоко? Ударяют в бубен, потом по яблоку: что слышно? Звук глухой, не музыкальный.
На столе разложен массажер. Дети гладят его поверхность. Что чувствует при этом рука? А теперь погладим яблоко. Какое оно на ощупь? Сравниваем яблоко по твердости-мягкости с кусочком меха, с поролоном.
Проводятся опыты на «плавучесть» яблока (в маленьком тазике с водой).
В таз с водой опускают маленькие салфетки. Что с ними стало? Их можно дальше использовать? Нет, они испортились. Далее опускают вату. Вынимают ее, выжимают. Что с ней стало? Если она высохнет, будет снова такая же, ей вода не страшна. А яблоко боится воды?
Сравнивают апельсин и яблоко. Чем они отличаются? Апельсин имеет дольки. А яблоко — нет. Чем похожи эти два фрукта? У них есть кожура. Ее тоже можно сравнить по толщине.
Дети сравнивают яблоко и чеснок по запаху и вкусу.
Какой запах у чеснока? Резкий, неприятный. А как пахнет яблоко?
Каждый ребенок берет по соломинке. Какая она? Легко ли ее сломать? А можно ли сломать яблоко? Яблоко легче разрезать.
Если разрезать яблоко, что увидим внутри? (Воспитатель разрезает яблоко и предлагает детям проделать то же самое.) Внутри яблока — мякоть и семечки. Что может произойти с семечками? Они могут прорасти и превратиться в новое растеньице. А вот у антарцев яблони не растут. Как им помочь? Можно собрать семечки в коробочку и отправить на Антарес: пусть они посадят у себя наши яблоки.
Детям предлагается рассмотреть глобус.

Воспитатель: Глобус — это модель нашей планеты Земля, на которой мы живем, на которой растут наши сады, наши яблони. Наша планета в одной Солнечной системе с Антаресом. Оказывается, и у нас есть что-то общее с нашим гостем. Когда вы вырастете, то, может быть, полетите к звездам и посмотрите, выросли ли яблони на Антаресе.
Во время сравнительной работы дети придумывают, какими значками можно отобразить то или иное свойство яблока, и быстро рисуют карточки на каждый названный признак.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много мы теперь можем сказать о яблоке нашим инопланетным гостям.
Воспитатель предлагает одному из детей называть все выясненные свойства яблока. Остальные помогают.
Все карточки и семечки вкладываются внутрь «летающей тарелки».
Звучит звукозапись.

Голос: Спасибо, друзья! Я знал, что вы нам поможете. Я улетаю, все расскажу жителям Антареса. И мы обязательно посадим семечки. Может, и вырастут ваши удивительные яблони. Спасибо, спасибо.
В конце занятия воспитатель благодарит детей за внимание к чужим заботам, за догадливость и смекалку.

Светлана ГАРАНИНА,
старший воспитатель
ДОУ № 31,
г. Апатиты

Светлана Гаранина

Рейтинг@Mail.ru