Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2001


Рабочий стол

В королевстве Шахмат

ШАХМАТНАЯ ШКОЛА

В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ

Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48/2000, 5/2001

Занятие восьмое

В начале занятия ребятам предлагается вспомнить, как располагаются шахматные фигуры на поле боя — шахматной доске.
Для этого задайте им следующие вопросы:

1. На каких горизонталях располагаются белые фигуры, а на каких — черные?
2. Какие фигуры нужно ставить на угловые поля 1-й и 8-й горизонталей?
3. С каких полей начинают воевать короли и вступают в бой слоны?

Затем предложите детям расставить фигуры на шахматной доске. Обратите внимание ребят на то, где располагается ферзь. Чтобы не ошибаться, нужно знать один секрет: ферзь любит свой цвет. Какого цвета ферзь, такого цвета поле он и занимает.
Проверьте, как дети выполнили задание. Затем предложите ребятам оставить на доске только белого короля, а остальные фигуры снять.
Теперь, когда дети познакомились со всеми шахматными фигурами и их местом на игровом поле, нужно научиться управлять ими. Каждая фигура передвигается по определенным правилам. Начнем с самой главной шахматной фигуры — короля. Король может передвигаться только на одно поле по вертикали, по горизонтали или по диагонали. (Объяснение сопровождается показом на демонстрационной доске.) После этого дайте ребятам задание нарисовать в своих тетрадях шахматную диаграмму, изобразить на ней белого короля на поле «е3» и стрелочками указать все поля, на которые он может пойти (рис. 1).

Рис. 1

Когда задание будет выполнено, поиграйте с детьми в игру «Блуждающий король». Пусть ребята придумают, каким маршрутом король может пройти с поля с1 на е5, с g8 на d1, с f2 на b7, с а1 на h8. Какой из предложенных путей является самым коротким?
В заключение предложите ребятам запомнить «королевскую» рифмовку:

Осмотрелся — так и так.
Долго думал и гадал.
А куда же делать шаг,
Чтобы сам не пострадал?
Можно влево, можно вправо,
Можно прямо иль назад,
Можно наискось упрямо,
Лишь бы не было преград.
Повернулся на престоле
И одно оставил поле.
Кто играет эту роль?
Ну конечно же король!

СПРАВКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Александр Петров — первый русский шахматный мастер

Александр Петров родился 1 февраля 1794 года в селе Бисерово Псковской губернии в мелкопоместной дворянской семье. Уже с детства окружающая обстановка способствовала развитию у ребенка интереса к шахматной игре.
Его отец и дед хорошо играли в шахматы и были одними из сильнейших шахматистов Петербурга.
В течение полувека Александр Петров был ведущим шахматистом России. В 1853 году он вместе с друзьями основал первый шахматный клуб в России — «Петербургское общество шахматной игры». Целью общества было «распространение вкуса к этой благородной и поучительной игре» (как было записано в уставе общества). В 1824 году Петров написал и выпустил в свет теоретический труд, сыгравший важную роль в истории отечественной шахматной школы. Книга Петрова была настольной для нескольких поколений русских шахматистов. Ее читали Пушкин, Тургенев, Чернышевский и многие другие. Петров придавал шахматам важное значение в воспитании человека: «Шахматная игра по великим соображениям и расчетам, которых она требует, может по своей справедливости назваться ученой, глубокомысленною и отменно привлекательною», — писал мастер. Поэтому он советует всем молодым людям «учиться оной». Петров был, таким образом, одним из первых пропагандистов шахматного искусства в России. В этом его большая заслуга.

По книге И.М. Линдера «А.Д. Петров — первый русский
шахматный мастер» (М.: ФИС, 1955).

Михаил Чигорин — основоположник отечественной шахматной школы

Михаил Чигорин родился 31 октября 1850 года в Гатчине. Детство его было трудным, девяти лет от роду он потерял родителей. Мальчик остался на попечении тетки, которая вскоре определила его в Гатчинский сиротский приют. С шахматами у Чигорина тоже установились сложные взаимоотношения. Познакомился он с ними в шестнадцатилетнем возрасте. Затем целых пять лет не играл. Но потом вернулся к ним. Нет почти ни одной области шахмат, в которой Чигорин не оставил бы яркого следа. Неудивительно, что имя Чигорина среди русских шахматистов стало почти нарицательным. «Сыграть по-чигорински» — значит провести правильно просчитанную красивую комбинацию. «Сыграть по-чигорински» — значит создать глубокую стратегическую идею, осуществить оригинальный план.
Ни один деятель шахмат не сделал больше для процветания шахматной жизни своей страны, чем сделал Чигорин для развития шахматного искусства в России.

Б. Туров. «Жемчужина шахматного творчества».

Занятие девятое

Начните занятие, прочитав ребятам шахматный стишок, и предложите им догадаться, каким словом он должен заканчиваться.

Хотела крикнуть пешка: «Эй!
Пройти-ка мне позволь!» —
Да поняла, что перед ней
Сам вражеский… Король.

(Ильин Г. «Приключения пешки».)

Проверьте, как дети усвоили информацию о шахматном короле, задайте им следующие вопросы:

1. Какая фигура самая важная в шахматном сражении?
2. По каким дорожкам-направлениям может передвигаться король?
3. На какое количество полей способен пойти король, находясь:

— в центре доски;
— на краю доски;
— в углу доски.

После того как ребята ответят на вопросы, раздайте им комплекты шахмат и дайте задание найти среди 32 фигур белую ладью и установить ее на поле d4.
Это будет следующая фигура, с ходами которой познакомятся дети.
Ладья ходит по прямым линиям (вертикалям или горизонталям) на любое количество полей. В каком бы месте пустой доски ладья не располагалась, она может пойти на 14 полей. (Это объяснение нужно сопровождать показом на демонстрационной доске.) Дайте детям возможность самим убедиться в этом, переставив ладью с поля d4 на любое другое. Затем предложите ребятам изобразить в своих тетрадях шахматную диаграмму ладьи на d4 и стрелочками указать все поля, на которые она может пойти. Подобные задания дети уже выполняли, поэтому задание не должно вызвать особых затруднений (рис. 2).

Рис. 2

В заключение предложите ребятам запомнить шуточную рифмовку:

Видимо, ладья упряма,
Если ходит она прямо.
Не петляет — прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она,
Неуклюжа и сильна.

(Весела И., Веселы И. «Шахматный букварь».)

 Ильдар ХАЙФУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского
творчества «Тушино», г. Москва

Олег Лапкин ;
Ильдар Хайрутдинов

Рейтинг@Mail.ru