ШАХМАТНАЯ ШКОЛА
В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ
Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48/2000, 5/2001
Занятие восьмое
В начале занятия ребятам предлагается
вспомнить, как располагаются шахматные фигуры на
поле боя — шахматной доске.
Для этого задайте им следующие вопросы:
1. На каких горизонталях располагаются
белые фигуры, а на каких — черные?
2. Какие фигуры нужно ставить на угловые поля 1-й и
8-й горизонталей?
3. С каких полей начинают воевать короли и
вступают в бой слоны?
Затем предложите детям расставить
фигуры на шахматной доске. Обратите внимание
ребят на то, где располагается ферзь. Чтобы не
ошибаться, нужно знать один секрет: ферзь любит
свой цвет. Какого цвета ферзь, такого цвета поле
он и занимает.
Проверьте, как дети выполнили задание. Затем
предложите ребятам оставить на доске только
белого короля, а остальные фигуры снять.
Теперь, когда дети познакомились со всеми
шахматными фигурами и их местом на игровом поле,
нужно научиться управлять ими. Каждая фигура
передвигается по определенным правилам. Начнем с
самой главной шахматной фигуры — короля. Король
может передвигаться только на одно поле по
вертикали, по горизонтали или по диагонали.
(Объяснение сопровождается показом на
демонстрационной доске.) После этого дайте
ребятам задание нарисовать в своих тетрадях
шахматную диаграмму, изобразить на ней белого
короля на поле «е3» и стрелочками указать все
поля, на которые он может пойти (рис. 1).
Рис. 1
Когда задание будет выполнено,
поиграйте с детьми в игру «Блуждающий король».
Пусть ребята придумают, каким маршрутом король
может пройти с поля с1 на е5, с g8 на d1, с f2 на b7, с а1
на h8. Какой из предложенных путей является самым
коротким?
В заключение предложите ребятам запомнить
«королевскую» рифмовку:
Осмотрелся — так и так.
Долго думал и гадал.
А куда же делать шаг,
Чтобы сам не пострадал?
Можно влево, можно вправо,
Можно прямо иль назад,
Можно наискось упрямо,
Лишь бы не было преград.
Повернулся на престоле
И одно оставил поле.
Кто играет эту роль?
Ну конечно же король!
СПРАВКА ДЛЯ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
|
Александр
Петров — первый русский шахматный мастер
Александр Петров родился 1 февраля 1794
года в селе Бисерово Псковской губернии в
мелкопоместной дворянской семье. Уже с детства
окружающая обстановка способствовала развитию у
ребенка интереса к шахматной игре.
Его отец и дед хорошо играли в шахматы и были
одними из сильнейших шахматистов Петербурга.
В течение полувека Александр Петров был ведущим
шахматистом России. В 1853 году он вместе с
друзьями основал первый шахматный клуб в России
— «Петербургское общество шахматной игры».
Целью общества было «распространение вкуса к
этой благородной и поучительной игре» (как было
записано в уставе общества). В 1824 году Петров
написал и выпустил в свет теоретический труд,
сыгравший важную роль в истории отечественной
шахматной школы. Книга Петрова была настольной
для нескольких поколений русских шахматистов. Ее
читали Пушкин, Тургенев, Чернышевский и многие
другие. Петров придавал шахматам важное значение
в воспитании человека: «Шахматная игра по
великим соображениям и расчетам, которых она
требует, может по своей справедливости назваться
ученой, глубокомысленною и отменно
привлекательною», — писал мастер. Поэтому он
советует всем молодым людям «учиться оной».
Петров был, таким образом, одним из первых
пропагандистов шахматного искусства в России. В
этом его большая заслуга.
По книге И.М. Линдера «А.Д. Петров —
первый русский
шахматный мастер» (М.: ФИС, 1955). |
Михаил
Чигорин — основоположник отечественной
шахматной школы
Михаил Чигорин родился 31 октября 1850
года в Гатчине. Детство его было трудным, девяти
лет от роду он потерял родителей. Мальчик остался
на попечении тетки, которая вскоре определила
его в Гатчинский сиротский приют. С шахматами у
Чигорина тоже установились сложные
взаимоотношения. Познакомился он с ними в
шестнадцатилетнем возрасте. Затем целых пять лет
не играл. Но потом вернулся к ним. Нет почти ни
одной области шахмат, в которой Чигорин не
оставил бы яркого следа. Неудивительно, что имя
Чигорина среди русских шахматистов стало почти
нарицательным. «Сыграть по-чигорински» — значит
провести правильно просчитанную красивую
комбинацию. «Сыграть по-чигорински» — значит
создать глубокую стратегическую идею,
осуществить оригинальный план.
Ни один деятель шахмат не сделал больше для
процветания шахматной жизни своей страны, чем
сделал Чигорин для развития шахматного
искусства в России.
Б. Туров. «Жемчужина шахматного
творчества». |
Занятие девятое
Начните занятие, прочитав ребятам
шахматный стишок, и предложите им догадаться,
каким словом он должен заканчиваться.
Хотела крикнуть пешка: «Эй!
Пройти-ка мне позволь!» —
Да поняла, что перед ней
Сам вражеский… Король.
(Ильин Г. «Приключения пешки».)
Проверьте, как дети усвоили информацию
о шахматном короле, задайте им следующие вопросы:
1. Какая фигура самая важная в
шахматном сражении?
2. По каким дорожкам-направлениям может
передвигаться король?
3. На какое количество полей способен пойти
король, находясь:
— в центре доски;
— на краю доски;
— в углу доски.
После того как ребята ответят на
вопросы, раздайте им комплекты шахмат и дайте
задание найти среди 32 фигур белую ладью и
установить ее на поле d4.
Это будет следующая фигура, с ходами которой
познакомятся дети.
Ладья ходит по прямым линиям (вертикалям или
горизонталям) на любое количество полей. В каком
бы месте пустой доски ладья не располагалась, она
может пойти на 14 полей. (Это объяснение нужно
сопровождать показом на демонстрационной доске.)
Дайте детям возможность самим убедиться в этом,
переставив ладью с поля d4 на любое другое. Затем
предложите ребятам изобразить в своих тетрадях
шахматную диаграмму ладьи на d4 и стрелочками
указать все поля, на которые она может пойти.
Подобные задания дети уже выполняли, поэтому
задание не должно вызвать особых затруднений
(рис. 2).
Рис. 2
В заключение предложите ребятам
запомнить шуточную рифмовку:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит она прямо.
Не петляет — прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она,
Неуклюжа и сильна.
(Весела И., Веселы И. «Шахматный
букварь».)
Ильдар ХАЙФУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского
творчества «Тушино», г. Москва