ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕЛЕПУЗИК КАК ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Телевизор как «воспитатель»
Телевидение все более активно
проникает не только в нашу повседневную жизнь, но
и в воспитание детей. Телевизор заменяет
семейное общение, чтение книг, домашнее
музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом.
Перед этим наступлением наиболее беззащитной и
зависимой категорией являются совсем маленькие
дети. Если взрослые или подростки могут критично
оценивать то, что показывают, могут переключить
канал или просто выключить телевизор, то малыши
смотрят все, что предлагают и разрешают им
смотреть родители. К тому же у маленького ребенка
еще не сформированы те механизмы защиты, которые
позволяют взрослому человеку справиться с
различными негативными воздействиями
окружающей среды. Причем малыши не просто
смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают
ее. Телевоздействия (как и всякие другие
воздействия, адресованные малышу) формируют душу
и ум ребенка, воспитывают его вкусы и
предпочтения, его взгляды на мир. Внутренний мир
детей еще только складывается, и существенную
роль в его формировании играет все, что они
получают от взрослых, — игры, сказки, совместные
занятия, в том числе и телевизионные программы.
Телевизионные передачи, которые смотрят наши
дети, — это не только способ
времяпрепровождения, но и эффективное средство
воспитания. Применительно к маленьким детям
принципы свободы выбора, как и свободы слова, не
могут быть главными ориентирами. Взрослые должны
с особой ответственностью подходить к тому, что
смотрят и что воспринимают маленькие дети,
поскольку все это закладывает фундамент их
личности и мировоззрения.
Внимание: телепузики!
В последнее время крайне мало
телепередач, специально созданных для малышей.
На этом скудном фоне явный приоритет имеет
широко известная всем дошкольникам и их
родителям программа «Телепузики». Популярность
этой передачи вышла далеко за пределы утренних
просмотров. Образ «телепузика» стал своего рода
символом детской субкультуры начала века.
Игрушечные магазины буквально завалены куклами
телепузиков (мягкими и твердыми, большими и
маленькими, говорящими и молчащими). Детские
шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по
образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших
дошкольников — опять же «в телепузиков», где они
подражают их движениям, повторяют их интонации,
воспроизводят сюжеты любимой передачи.
Учитывая столь массовый успех и несомненное
влияние этого явления на неокрепшие души наших
малышей, важно проанализировать содержание этой
передачи. Следует отметить, что эта программа
имеет достаточно широкую и разноречивую прессу
— одни хвалят ее и восхищаются
профессионализмом авторов, другие — возмущаются
ее примитивностью и ограниченностью. Однако
большинство отзывов на эту передачу принадлежит
журналистам или родителям и имеет характер чисто
эмоциональной реакции. Мы же попытаемся
взглянуть на нее глазами детского психолога.
Телепузик без рода и племени
Итак, что же представляет собой
любимый герой наших детей телепузик? По своему
внешнему облику это нечто среднее между
инопланетянином и роботом — неподвижная, без
мимики маска, стеклянные глаза, антенны на
голове, а в центре этого существа (там, где обычно
располагаются сердце, душа или живот) —
телевизор. В то же время очевидно, что телепузики
— это дети. Их фигурки, интонации, забавная
пластика движений — все соответствует образу
маленького ребенка. Однако при этом в их жизни
отсутствует главный атрибут детства и главное
условие жизни ребенка, его физического и
психического существования — родители. Это дети
без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки.
Отсутствие семьи и родителей принципиально
отличает телепузиков от многочисленных
персонажей детских книжек и мультиков. Не только
дети, но и зайчики, белочки, котята всегда имеют
маму и папу; причем отношения с близкими
родственниками обычно составляют главную
сюжетную линию произведений для детей.
В то же время телепузики вовсе не являются
самостоятельными и независимыми субъектами. Они
вообще не проявляют собственной воли и ничего не
делают сами. Их действия подчинены жесткому
руководству и контролю со стороны некоего
голоса, исходящего свыше или из-под земли. Этот
голос комментирует их движения, направляет их
действия, приказывает и дает простые команды
(«стоять», «бежать», «спать»), которые они охотно
исполняют. По словам авторов детского сериала,
передача призвана «моделировать поведение
маленьких детей». Функцию физического ухода
осуществляет особый «персонаж» — пылесос,
который убирает их экскременты и наводит порядок
в их «стране». Традиционные функции родителя —
уход и контроль — как бы распределяются между
этими двумя инстанциями — голосом свыше и
пылесосом. Однако эти дети лишены главного и
необходимого для ребенка — родительской любви,
ласки и внимания. Впрочем, для детей пылесоса эта
функция, видимо, не нужна, потому что они — не
люди.
Телепузики лишены всего человеческого и
абсолютно безлики. Отсутствие характера и
собственных поступков опять же принципиально
отличают их от классических образов детской
субкультуры. Чебурашка, Буратино, Незнайка и др.,
несмотря на сомнительность своего происхождения
и отсутствие семьи, обладают ярко выраженной
индивидуальностью и вполне человеческими
личностными чертами, которые проявляются в их
самостоятельных поступках. В отличие от этого
телепузики не имеют своего лица; они различаются
только цветом и размером. В остальном это
совершенно безликая группа, радостно
повторяющая по велению голоса одинаковые
примитивные движения.
Что происходит в стране телепузиков?
НИЧЕГО!
Отсюда еще одна отличительная
особенность этой программы — полное отсутствие
событий и какой-либо сюжетной основы. В волшебной
стране, где живут телепузики, всегда голубое небо
и светит солнце, все друг друга любят и все время
улыбаются. Здесь нет никаких проблем и огорчений,
ничего не случается, ничто не преодолевается. В
любой самой простенькой детской сказке («Репка»,
«Колобок», «Теремок» и др.) всегда есть
проблемное событие, задача, определяющая
действие персонажей и смысловую ткань сказки.
Даже в знаменитых коротких стишках А.Барто,
которые для многих поколений детей остаются
первыми, существует определенное сюжетное
напряжение, ощущение опасности и ее преодоление
(«Уронили Мишку на пол», «Наша Таня громко
плачет» и пр.). Без такой сюжетной основы, без
содержания, которое определяет смысл действий
персонажей, вообще не может быть произведения
для детей, оно не имеет смысла. Человек вообще
осуществляет какую-либо деятельность только в
ситуации нехватки, недостачи, отсутствия
чего-либо, в ситуации, когда это необходимо
преодолеть. Иначе не возникает потребности и
желания что-либо делать и наступает апатия,
затормаживаются все жизненные процессы. Для
этого в педагогике существует понятие
«развивающий дискомфорт». В этой передаче ничего
подобного нет.
К тому же, несмотря на то что телепузики
задумывались и представляются как разнополые
существа (два мальчика и две девочки), их
полоролевые структуры не выражены. Большинство
малышей не в состоянии отличить, кто из героев
мальчик, а кто девочка. То есть полоролевой
модели, которой впоследствии он будет подражать,
тоже нет. Есть бессмысленные и бессодержательные
движения одинаковых роботов-марионеток, для
которых существует только одно состояние —
непрерывного и гомогенного счастья. Они не
ссорятся и не мирятся, ничего не ищут и никуда не
идут. Между ними нет каких-либо устойчивых
отношений, напоминающих человеческие. Их
единственное желание — посмотреть в животе
(телеэкране) партнера очередной документальный
фрагмент.
Скучное кино в животе
Об этом фрагменте следует сказать
особо, поскольку с ним связана познавательная
задача данной программы. Этот документальный
материал должен, по замыслу авторов, знакомить
малышей с окружающей реальностью, показывать
разные грани действительности, развивать их
внимание, память, мышление и т.д. Детям
показывают, как пасутся козы, как растут цветы,
как работают врачи и ездят машины. Все эти
социальные и природные явления представлены в
чисто реалистичном, документальном формате. На
экране движутся и говорят дети и взрослые,
совершенно не готовые общаться через телекамеру,
нередко с плохой дикцией. Они с явно фальшивым,
наигранным оптимизмом сообщают малышам
какую-либо полезную познавательную информацию о
себе и об окружающем. Понятно, что эта информация
не представляет для маленьких детей никакого
интереса; она не доходит до них и тем более не
усваивается ими. Эти фрагменты скучны и затянуты,
к тому же они повторяются 2 раза, что для взрослых
— полный абсурд, а для детей — мнимая
возможность закрепить усвоенное.
Здесь маленькие телегерои лишены еще одного
главного компонента, присущего функции родителя
как носителя человеческой культуры, который,
собственно, и задает основные линии развития
ребенка. Эту функцию телевизор, встроенный в
живот телепузика, восполнить не может, так как
недостаточно только показать ребенку способ
действия, необходимо его эмоционально вовлечь в
эту деятельность, заинтересовать, заинтриговать,
разъяснить его смысл, помочь сделать первый шаг и
ответить на бесконечное количество детских
вопросов, утешить в неудаче и похвалить за
достижение. Только тогда действительно
случается качественный шаг вперед, только тогда
мы можем сказать о том, что наш ребенок не только
растет, но и развивается.
В общем, познавательная, а тем более
художественная ценность этих фрагментов весьма
сомнительна. Они в отличие от телепузиков вовсе
не соответствуют интересам малолетней
аудитории. Малыши скучают и с нетерпением ждут
новой встречи с любимыми героями.
Телепузия - страна без культуры и
истории
Сама «волшебная страна», в которой
живут телепузики, также «свободна от культуры»:
пустынная местность, схожая разве что с
необитаемым островом, на котором живут эти
брошенные цивилизацией дети, у которых нет не
только родственников, но и соседей, друзей;
«техно-дом», в котором также отсутствуют
какие-либо традиционные предметы обихода и
интерьера, по которым можно определить
национальную и социальную принадлежность
обитателей дома. Архитектура жилища также
наводит на грустные размышления: за всю историю
развития человечества в земляных бункерах не жил
никто, к тому же для детей это крайне вредно, под
землей очень сыро. Это техно-дети, не имеющие ни
прав, ни обязанностей, свободные от культурного и
духовного наследия своей непонятной страны.
За что же любят телепузиков?
Почему же столь странный продукт
телеиндустрии, не выдерживающий никакой критики
ни с художественной, ни с воспитательной, ни с
познавательной точек зрения, завоевал столь
широкую популярность в нашей стране, где
существуют сильные традиции отличной детской
литературы, мультипликации и вообще искусства
для детей?
По-видимому, главной причиной «телепузикомании»
является точный расчет на малолетнюю аудиторию.
Известно, что в разработке этой программы
принимали участие детские психологи из Англии.
Они достаточно хорошо поработали и учли
возрастные особенности и предпочтения детей от 6
месяцев до 2 лет. Замедленный темп, абсолютная
понятность совершаемых движений, постоянные
повторы, предсказуемость и узнаваемость каждого
действия — все это делает передачу доступной и
понятной, а потому любимой даже для младенцев.
Малыши привязываются, «прилипают» к этим
персонажам и начинают нуждаться в их
воспроизведении. Формально передача
действительно хорошо моделирует тип сознания
годовалого ребенка. Но задача любого
произведения для детей, как и воспитания вообще,
не консервировать младенческий тип сознания, а
развивать, вести вперед, в мир людей, в тот
единственный мир, в котором живет ребенок. Здесь
же, умело эксплуатируя предпочтения младенцев,
авторы телепузиков сохраняют, укрепляют и
останавливают формальные младенческие
привязанности и этим инфантилизируют, можно
сказать, зомбируют сознание наших детей.
Бессмысленные движения, отсутствие воли и
активности, формально-безразличные отношения
становятся нормой и идеалом. Особенно опасно, что
эту передачу любят смотреть не только дети
раннего возраста, но и дошкольники, и даже дети
7—8 лет. Телепузики стали чем-то вроде будильника
— перед школой или детским садом они с восторгом
включают телевизор и наблюдают своих любимых
героев.
Всему этому активно способствуют взрослые — не
только родители, но и изготовители игрушек и
ширпотреба для детей. В своем стремлении
отвечать интересам своих детей (а главное —
освободиться от них хотя бы на полчаса) родители
с готовностью сажают их перед экраном, а потом
охотно покупают для них куклы детей-роботов и
умиляются детским играм в телепузиков. В
результате сформировалось нечто вроде новой
торговой марки или массовой рыночной
конъюнктуры по производству и размножению
«детей пылесоса». Сознание взрослых стало таким
же объектом манипуляций, как и сознание детей.
Очевидно, что для рыночной стихии
психологические последствия для развития детей
не имеют никакого значения. Однако взрослые,
воспитывающие маленьких детей (родители,
педагоги, психологи), обязаны думать о том
влиянии, которое могут оказать на них эти новые
герои детской жизни.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина АКБАВТО. Перейдя по ссылке http://akbauto.ru/, Вы узнаете как правильно подобрать аккумулятор, ознакомитесь с категориями аккумуляторных батарей. На сайте магазина Вы можете в считанные минуты заказать нужный Вам аккумулятор – специалисты компании свяжутся в удобное для Вас время для обсуждения деталей заказа и доставки.
Елена СМИРНОВА,
Мария БЫКОВА,
Психологический институт РАО, Москва