ЛАБОРАТОРИЯ
ШЕРЛОК ХОЛМС НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ
У многих преподавателей возникает
проблема стереотипного рисования у детей,
особенно при изображении человека. Другая
проблема — это страх ребенка перед этой темой.
Особенно часто он наблюдается у мальчиков. Если
девочки в 5—6 лет уже не раз принимались рисовать
и принцесс, и принцев, и своих любимых кукол
Барби, и даже себя и членов своей семьи, то
мальчишки в большинстве случаев старательно
обходят эту тему. Если человечки и появляются в
работе ребенка, они почти всегда маленькие,
схематичные, многие детали изображения вообще
отсутствуют. Психологи объясняют это отсутствие
различными комплексами и психическими
проблемами. Не вступая с ними в спор, с полной
уверенностью могу сказать, что дело не только в
этом.
Помогая ребенку познать мир, ощутить его красоту
и неповторимость, мы нередко забываем предложить
малышу познать и ощутить себя в этом мире. А ведь
он — частичка мироздания, и такая необычная,
красивая, неповторимая. Можно попробовать
показать это детям.
Я долго выбирала форму занятий по этой теме. Хочу
предложить некоторые из них.
СБЕЖАВШАЯ БАБА ЯГА,
или Первая детективная история
Опыт показал, что занятие
целесообразно проводить в середине учебного
года, когда дети уже «размялись», но пока еще не
почувствовали классической весенней усталости.
Я показываю письмо в конверте, адресованное
детям группы. На конверте указан и обратный адрес
— издательство «Малыш». Прежде всего мы
обсуждаем, что такое издательство, затем я
распечатываю письмо и читаю его детям.
Примерный текст письма:
Дорогие ребята!
У нас случилось очень таинственное
событие: из одной книги сбежала Баба Яга (из
какой, дети решают сами). Мы пытались изловить ее,
но она путешествует из сказки в сказку и уже
натворила в них много разных бед. Ведь не во всех
сказках герои знакомы с Бабой Ягой (вспоминаем, в
каких сказках нет Бабы Яги, и представляем, кого и
как она там могла бы обхитрить).
Ребята, очень просим вас помочь! Нарисуйте
портрет сбежавшей Бабы Яги, мы вложим ваши
рисунки в книги, и сказочные герои помогут нам
поймать хитрую плутовку.
Заранее вам благодарны.
Сотрудники издательства «Малыш».
(К письму прилагается описательный портрет Бабы
Яги.)
Что же такое портрет по описанию?
Описываю внешность одного из детей или свою
собственную. Затем дети сами пытаются составить
описательные портреты друг друга. Наконец,
приступаем к рисованию. Рисуем на бумаге формата
А3 черным фломастером. Достаточно большой формат
позволяет прорисовать все детали лица и фигуры.
Читая письмо, я сразу знакомлю детей с приметами
Бабы Яги, чтобы у них сложился предварительный
образ. Затем каждая примета называется отдельно
еще раз. Параллельно мы обсуждаем, как лучше
расположить Бабу Ягу на листе.
Особенно трудно начать. Обычно я говорю, что
голову лучше нарисовать вверху листа размером с
куриное яйцо или чуть-чуть побольше, оставив
сверху место для волос.
Примерное описание Бабы Яги:
голова овальная;
глаза большие, круглые;
брови лохматые, злые (пусть дети
нахмурятся, посмотрят друг на друга, понаблюдают,
как изогнулись при этом брови, как между бровей
появилась складочка);
губы толстые, злые, из-под верхней
губы торчат клыки (опять смотрим друг на друга:
делаем «сердитые» губы, улыбаемся, опять
«сердимся» и наблюдаем, что при этом происходит с
губами, обговариваем форму верхней губы и
нижней);
уши оттопыренные, в левом ухе круглая
сережка;
волосы длинные, прямые, густые и очень
лохматые и т.д.
Описание каждый преподаватель может
составить свое. Важно, чтобы оно было очень
подробным. При этом можно закрепить понятия
«справа», «слева» (слева на юбке заплатка в
клеточку, справа на рубахе заплатка в горошек),
«вдоль», «поперек». Очень интересно и по-разному
дети рисуют нос «крючком». Не вмешивайтесь в этот
процесс: вы ставите задачу — дети ищут решение.
Кстати, очень часто выясняется, что ваши
умненькие и владеющие достаточно сложной
информацией дети не могут в нужном месте
пристроить нос на лице, затрудняются нарисовать
прямые, но спутанные волосы, не знают, что такое
заплатка или бородавка и как выглядит оборванная
снизу юбка, а иногда даже и метла.
Что ж, будьте готовы к этому и дайте подробные и
доступные объяснения.
Читайте описание эмоционально, с юмором,
перевоплотитесь на какое-то время в сбежавшую
Бабу Ягу, помогите детям мимикой и жестами, чтобы
образ в их сознании стал ярче, интересней.
Когда я в конце занятия сообщаю детям, что Баба
Яга была в туфлях 45-го размера на высоком каблуке
и со шнурками, дети начинают дружно смеяться.
Кто-то обязательно вспомнит, что его папа носит
обувь 45-го размера. Это конец занятия, перед
малышом — его Баба Яга, она интересна и необычна,
неповторима, не похожа на других (так как все
описанные детали он нарисовал так, как
представил, без показа), и ему пока не хочется с
ней расставаться. Поэтому в конце письма дети
узнают, что и какого цвета на Бабе Яге было
надето, а я добавляю, что кожа у нее покрыта
загаром, и даю детям пару дней на то, чтобы они
свою героиню раскрасили (можно карандашами,
восковыми мелками, фломастерами). Я прошу их
подготовить рисунки к отправке в издательство к
определенному дню. И можете быть уверены, что все
рисунки к этому дню будут готовы.
В конце хочу пояснить, почему объектом наших
рисунков была выбрана Баба Яга. Просто если бы из
сказки украли Василису Прекрасную и надо было бы
нарисовать ее портрет по описанию, многих детей
это задание повергло бы в уныние. Ведь красоту
рисовать всегда ответственно, а где взять
уверенность в своих силах? Баба Яга —
отрицательный герой. Чем она страшнее и
уродливее — тем лучше. Следовательно, с ребенка
снимаются ответственность и страх, занятие
проходит динамично, весело, а цель достигнута — у
ребенка есть первый опыт (и достаточно серьезный)
рисования человека и его одежды. В процессе
рисования дети изучали самих себя и друг друга,
получили хороший результат, а значит, и желание
продолжить эту тему дальше.
Конечно, издательство «Малыш» «возвращает» нам
через какое-то время рисунки с благодарственным
письмом и маленькой посылкой (конфеты или
витаминки).
БИЛЛ И ДЖОН — УЖАСНЫЕ ГАНГСТЕРЫ,
или Вторая детективная история
С шестилетними детьми мы вновь
затрагиваем тему «Человек». Теперь можно
поставить более сложную задачу: обсудить с
детьми, насколько сильно люди могут отличаться
друг от друга (и «образом жизни», что обязательно
отражается на внешности, и манерой одеваться,
говорить и т.п.).
Я опять приношу письмо, на сей раз — из районного
отделения милиции. Дело в том, что из Америки к
нам в Россию бежали от правосудия гангстеры Билл
и Джон. Они пока затаились, но банки нашего города
под угрозой, ведь в любую минуту грабители могут
приняться за свое ремесло. Полиция Америки
передала по факсу приметы преступников, осталось
только составить с помощью компьютера их
фотороботы, но вот беда — милицейский компьютер
сломался.
В отделении милиции не нашлось ни одного
художника, поэтому за помощью обратились к нам.
Далее следует описание гангстеров. Они — полная
противоположность друг другу: один худой и
высокий, другой — маленького роста и очень
упитанный (следует отметить, что эти различия —
результат их привычек и образа жизни). Дети сами
строят предположения о характере и привычках
этих двух людей. Форма головы, черты лица,
прически, одежда у них тоже очень разные. Можно
придумать характерные детали для каждого героя:
к примеру, Билл любит ходить в темных очках, а
Джон носит ковбойские сапоги со шпорами.
Композиция на листе строится с учетом
расположения двух фигур (то есть герой,
изображаемый первым, должен быть смещен вправо
или влево от центра листа).
Постепенно на листе возникают два
совершенно разных человека. Дети в процессе
рисования вынуждены отойти от всех своих
стереотипов и осознать, насколько неповторим
каждый человек. А самое главное — им это
интересно.
Некоторые дети несколько раз за занятие
спрашивают меня, правдивая ли это история. Я
таинственно улыбаюсь, а другие дети очень
компетентно им отвечают, что все это — чистая
правда. Они принимают эту игру и, играя, верят в
нее всей душой. Образы бандитов воображение
рисует яркими, поэтому рисунки получаются
замечательные.
Затем мы «отсылаем» работы и ждем дальнейших
событий. Чем закончится эта история, подскажет
фантазия преподавателя.
ТАИНСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ПРО МАЛЕНЬКОГО
ВЕСЕЛОГО ЧЕРТЕНКА, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ТЕБЕ
Для проведения этого занятия нужен
особый настрой преподавателя, который неизбежно
передается детям и является залогом успешности.
Занятие можно начать так:
— Ребята, сегодня я хочу открыть вам очень
большую тайну. Но сначала постарайтесь честно,
ничего не скрывая, ответить на несколько
вопросов. Готовы?
Бывало ли у вас так: стоите вы рядом с огромной
лужей, на ногах у вас не резиновые сапоги, а самые
обычные ботинки, но вам ужасно хочется измерить
глубину этой лужи. Вы знаете, что если она
окажется глубокой, ваша обувь промокнет и мама
наверняка будет сердиться. Но вас словно кто-то
толкает сделать этот шаг, вы крепко закрываете
глаза и… делаете его! Было с вами такое?
А бывало с вами так: вас уложили спать, а родители
в другой комнате уселись у телевизора смотреть
очень смешную комедию с вашим любимым актером в
главной роли. Сон не приходит к вам, и словно
какая-то сила поднимает вас с кровати и ведет к
дверям, из-за которых льется голубой свет и
доносятся разные звуки и музыка. Вы тихонько
подкрадываетесь поближе и, рискуя быть
замеченным, пытаетесь посмотреть фильм. Скажите,
было такое?..
Конечно, далеко не все дети открыто и честно
признаются в своих «хулиганских» поступках. Но
постепенно и им захочется вспомнить о подобных
случаях в своей жизни. И вот тогда звучит
следующий вопрос: «А хотите узнать, почему иногда
нам очень хочется побаловаться, поваляться в
снегу, влезть на высокий забор, сделать что-то
такое, от чего захватывает дух?»
Да просто внутри каждого из вас живет маленький,
очень симпатичный, пушистый и веселый чертенок.
Это он щекочет вас внутри своей шерсткой, толкает
вас тихонько своими острыми копытцами и рожками,
это он предлагает вам «немного повеселиться». Он
очень большой озорник, как Карлсон, но в то же
время добрый и ласковый. Он любит сладости и
праздники, а еще он очень любит вас. Поэтому,
когда чертенок убегает куда-нибудь по своим
чертенячьим делам, вам становится грустно и
неуютно, все валится из рук и хочется плакать,
хотя причин для этого совсем нет (знакомое
состояние для ребенка?). И если такое случилось,
стоит только подойти к окну и совсем тихонько
позвать: «Чертенок, Чертенок!» Он тут же услышит
вас и примчится, и придумает какую-нибудь новую
игру или шалость! И плохое настроение тут же
улетучится! И еще один маленький секрет: в
мальчишках живут чертенята-мальчики, а в
девочках — чертенята-девочки.
А как вы думаете, во что любит одеваться ваш
чертенок? Какие прически носить? (Образ уже
маячит в сознании ребенка, поэтому ответы
последуют незамедлительно.)
А как вы думаете, такие чертенята живут внутри
взрослых? (Ответы разные: от отрицательных до
уверенно-положительных.)
Со взрослыми, которые заняты своими серьезными
делами и проблемами, чертенку не очень-то весело,
и он приходит к ним гораздо реже, но, возвращаясь
иногда, он вдруг делает вашу маму похожей на
озорную расшалившуюся девчонку, а папу — на
смешного взъерошенного мальчугана (можно
вспомнить Новый год, когда взрослые не прочь
поиграть в снежки и покататься с горки, и т.д.).
Затем я говорю детям, что все родители мечтают,
чтобы их дети сохранили своего чертенка на всю
жизнь таким же маленьким, пушистым, веселым и
добрым, чтобы они воспитывали своего чертенка и
не позволяли бы ему слишком много шалить и
совершать плохие поступки, иначе из него может
вырасти большой, лохматый, грязный и неприятный
черт.
— Вы видели людей, внутри которых живет такое
чудовище? (Ответы детей.)
Но вот и пришло время познакомиться вам друг с
другом. Хотите посмотреть на своего чертенка?
Тогда закройте глаза ладошками крепко-крепко.
Вот так. А теперь — позовите его тихонько. Он
только на мгновение покажется вам и тут же
исчезнет. И тогда не теряйте времени зря, берите в
руки фломастеры и рисуйте своего смешного друга
во всей красе, чтобы познакомить с ним и ребят, и
воспитательницу, и папу с мамой. Кстати, ваш
чертенок тоже очень любит рисовать, поэтому
хвостик у него с кисточкой, а носик-пятачок
немного перепачкан краской.
Дети с большой любовью и энтузиазмом рисуют
своего чертенка, и будьте уверены — все
чертенята окажутся маленьким автопортретом
самого малыша.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Укого-то может возникнуть мысль, что в
этом блоке занятий слишком много отрицательных
героев (нечистая сила, бандиты), связанных с
некоторой агрессией. Но зато у ребенка исчезает
страх перед изображением человека, и даже
собственные страхи психологической природы
(ведь психологи, чтобы победить детские страхи,
дают детям изобразить свои страшные сны,
чудовище, которое живет под диваном, и т.д.). Мы не
уничтожаем (как в методике психологов) свои
работы, но относимся к ним с юмором, мы изначально
сильнее изображаемых бандитов, мы участвуем в их
поимке, помогаем взрослым, а маленький пушистый
чертенок помогает малышу в некотором смысле
разобраться в себе, ведь многие дети не могут
определить мотивы того или иного своего
поступка. Теперь они могут даже предотвратить
его, воспитывая в самом себе маленького озорника.
Тем более что эти занятия не следуют друг за
другом, «остросюжетная» тема сменяется другими,
более спокойными и не требующими от ребенка
такого всплеска эмоций. Далее дети переходят к
более детальному изучению лица, мимики,
настроения и характера сказочного героя. Они
сами выбирают, каким он будет — положительным
или отрицательным. Они уже очень уверены в своих
силах. Уверенность освобождает их мысль и дух.
Выбор героев очень велик: это и знаменитый
Карлик-нос, и горбун Квазимодо с добрыми и
печальными глазами, и Емеля, поющий частушки для
царевны Несмеяны, и Соловей-разбойник, свистящий
в два пальца, и Русалочка с потрясающей улыбкой, и
принцесса из сказки «Спящая красавица»,
поражающая своей аристократичностью. Дети смело
берут свои вершины, и у них это получается!
В конце года я готовлю детей к внесению в их
работы динамики. Движение и даже человека в
определенной позе ребенку изобразить очень
сложно, а порой просто мучительно. Как
раскрепостить их дух и руку? Мы совершаем
путешествие в прошлое. Прошу ребят подумать и
ответить, кто из людей был самым первым
художником на земле. Приготовьтесь услышать даже
такие ответы: Пушкин, американцы (?!) и т.д. Бывает,
что кто-то из детей все же вспоминает про
древнего человека и его наскальные рисунки, а
если нет — я показываю слайды с изображением
стойбища древнего человека, а затем с
наскальными рисунками. Делаю акцент на том, что
древний человек, не имея совершенной речи, не
обремененный таким объемом знаний, каким мы
владеем сейчас, был в своей наивности и
неосознанности чем-то схож с маленьким ребенком.
Страх перед неизвестными явлениями природы
(гроза, дождь, извержение вулкана) будил в нем
любопытство и фантазию, а подстерегающие всюду
опасности заставляли быть осторожным и
внимательным. Все, что удивляло или поражало его,
отпечатывалось в его голове яркими образами.
Поэтому животные изображались им удивительно
умело, а отсутствие средств связи заставляло его
прибегнуть к изображению человека, пусть
упрощенного, но очень хорошо передающего
движения, действия, позу и т.п.
На слайде — рисунок древнего человека,
изображающий сцену охоты на мамонта. Сколько
стремительности в движениях охотников! Какая
согласованность в действиях! Что водило рукой
художника? Для чего он брал уголь, глину, острый
камень и оставлял на стенах своего жилища
прекрасные и до сих пор поражающие нас своим
совершенством рисунки? Может быть, это письмо из
прошлого нам, людям, пришедшим на эту Землю через
много сотен лет?
Предлагаю детям поиграть в древних людей.
Пробуем пообщаться мимикой, жестами, звуками.
Играем в игру «Замри». Ребенку нужно совершить
какое-либо заданное движение. На разных стадиях
совершения этого движения ему дается команда
«замри». Во время игры дети изучают и запоминают
его позу.
Затем я предлагаю детям написать, точнее,
нарисовать «письмо» древнего человека. Сам
человек изображается очень упрощенно: голова —
круг, туловище — овал, руки и ноги — одной линией.
Главное в этом «письме» — верно изобразить
движение. Все остальные задачи мы отбрасываем.
Рисуем фломастерами на длинных полосках обоев
(ширина 15 см). Длина полоски зависит от длины
рассказа древнего человека о том, как он провел
день. Этот день обязательно должен быть наполнен
различными действиями. Письмо я составляю
заранее, затем поэтапно зачитываю его, а дети
рисуют. Обычно образ достаточно ярко возникает в
их сознании, но некоторые движения трудны в
изображении, например, метание копья, лазанье по
скалам
и т.п. Тогда на помощь снова приходит игра
«Замри».
Опыт показал, что после этого занятия дети
успешно справляются с любыми работами, тематика
которых предусматривает динамику:
«Спартакиада», «Ярмарка», «Русское чаепитие», —
и т.д.
Тамара СТОТЛАНД,
г. Ижевск<