Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2001


Будь здоров, расти большой

Учитесь танцевать

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ

Хореографические занятия с детьми 4—5 лет развивают у них чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют их здоровье.
Как же помочь малышам приобрести столь полезные качества?
Так как дошкольники и младшие школьники еще слишком малы и не могут выдержать больших физических нагрузок, занятия следует проводить по 25—30 минут. Упражнения для малышей должны быть простыми, доступными и включать элемент игры.
Занятие целесообразно разделить на две части.
Первая часть — упражнения на ковриках, разминка. Эти упражнения развивают гибкость и «шаг», укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног.
Вторая часть — ритмическая, игровая.
Иногда можно проводить только ритмическую часть или только упражнения на ковриках — в зависимости от того, чего больше хотят сами дети. Если урок включает обе части, то ритмика и упражнения на ковриках делаются выборочно.
Из упражнений и танцевальных элементов, описания которых приводятся ниже, можно составить множество разнообразных комбинаций для занятий с малышами. Фантазия учителя при этом также будет весьма кстати.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

Слово «балет» происходит от латинского слова ballare — танцевать.
Балет возник в XVII веке из пышных придворных представлений, сопровождавшихся танцами. Во Франции в эпоху царствования Людовика XIV была основана Королевская академия танца. Преподаватели этой академии стали первыми теоретиками балета. Поэтому основные балетные термины имеют французское происхождение.
Танцовщицы французского балета XVII века танцевали в длинных жестких юбках и в высоких головных уборах, соответствующих моде того времени. Поэтому сначала в балете были возможны только медленные движения.

В XVIII веке была разработана техника прыжков и поддержек. В это же время балет распространился по всей Европе и достиг России.

Основные позиции классического балета — шесть позиций ног, из которых танцовщики начинают танцевальные движения. Первые разработки позиций принадлежат теоретикам французской Королевской академии XVII века.

Слово «хореограф» состоит из двух корней — «хоре» и «граф».
Корень «хоре» происходит от древнегреческого хорея — «пляска».
«Граф» — от древнегреческого графо — «пишу». Хореограф — это постановщик балетного спектакля, «написанного» языком танца в соответствии с музыкой и сюжетом.

Солист балета — артист, исполняющий главные роли в балетном спектакле.

Кардебалет — артисты балета, занятые в массовых сценах..

Корифей — артист кордебалета, танцующий в первой линии, ближе к зрителям. Слово позаимствовано из античности. В эпоху древних греков корифеем назывался предводитель хора, участвовавшего в трагическом спектакле.

Па-де-де — танец вдвоем. Использовался в балетных постановках с XVIII века.

Экзерсис — набор движений, являющихся основой классического балета. С экзерсиса начинается рабочий день любого артиста балета.

Станок — горизонтальная палка, укрепленная к стене, держась за которую артисты балета выполняют экзерсис.

Пуанты — балетные туфли с жестким носком.
Первой балериной, ставшей на пуанты и надевшей пачку, была итальянская танцовщица Мария Тальони. Это произошло в 1832 году в балете «Сильфида». Пачка и пуанты открыли новую эпоху в истории балета — эпоху «романтического балета».

Мария Тальони в балете «Сильфида»

Мария Тальони в балете «Сильфида»

УПРАЖНЕНИЯ НА КОВРИКАХ

1. Упражнения на коврике начинаются с разминки стоп. Ребята садятся на коврик, опираясь на руки за спиной. Ступни сначала сильно вытягиваются вниз, как бы пытаясь достать пальцами до пола, а затем натягиваются на себя. Ступни идут вверх-вниз 18 раз. Далее следуют круговые движения ступнями наружу, потом внутрь.

2. Выполняется в том же положении — сидя, ноги сильно вытянуты. Правая нога на счет «раз» сгибается в колене и подтягивается к груди. На счет «два» нога, согнутая в колене, ложится в сторону на пол. На счет «три» — возвращается в первоначальное положение, колено согнуто к груди. На счет «четыре» нога вытягивается вдоль пола. Движение чередуется то правой, то левой ногой.
Выполняется 4 раза.

3. Исходное положение «сидя на полу», упражнение делается то одной, то другой ногой. На счет «раз» правая нога сгибается в колене и подтягивается к груди. На «два» — распрямляется вверх, на «три» — опять сгибается в колене, на «четыре» — вытягивается вдоль пола. И так 8 раз.

4. Ребята ложатся на коврик на спину, руки держат согнутыми за головой, локти касаются коврика, ноги вытянуты.
На счет «раз» прямая правая нога поднимается вверх на 90°, на счет «два» — возвращается на пол. Движение повторяется с левой ноги, затем снова с правой — всего 4 раза.
Для детей от 5 лет и старше движение можно усложнить. Правая нога идет вверх-вниз (на два счета), левая нога идет вверх-вниз (два счета), а затем на счет «раз» правая нога прямая поднимается вверх, на счет «два» открывается и ложится в сторону, затем на счет «три» опять поднимается и опускается в исходное положение на счет
«четыре». Движение продолжается с левой ноги. Левая нога идет вверх-вниз на 2 счета, правая нога идет вверх-вниз на 2 счета, левая нога идет вверх, открывается в сторону и ложится на пол, поднимается вверх и опускается в исходное положение на счет «четыре».
Повторяется 4 раза.

5. Исходное положение — лежа на полу.
Ноги поочередно сгибаются в колене и подтягиваются к груди. Руки помогают подтянуть к груди.
Повторяется 4 раза.

6. Исходное положение — лежа на спине.
Обе ноги, сильно вытянутые, поднимают на 90° и опускают на пол.
Повторяется 4 раза.

7. «Велосипед». Делается лежа на спине. Ноги в воздухе производят движение, сходное с движением ног при прокрутке педалей во время езды на велосипеде.

8. Исходное положение: ребята садятся на пол, согнув ноги в коленях, соединив ступни и положив раскрытые колени на пол — в «положении лягушки». Руки кладут на раскрытые колени. Корпус наклоняют вперед, складываются пополам, касаются головой ступней и распрямляются в исходное положение. Повторяется 8 раз.
Затем ноги раскрываются в стороны, положение поперечного шпагата. Наклоны то к правой ноге, то к левой. Повторяется 8 раз.
Ноги соединяются вместе, наклоны вперед, в колени. Повторяется 8 раз.

9. Исходное положение — лежа на спине, руки за головой. Сильно вытянутые ноги поднимаются вверх и идут за голову на 4 счета, касаются пола и возвращаются в исходное положение тоже на 4 счета.
Повторяется 4 раза.

10. Ребята ложатся на левый бок на локоть так, что корпус приподнят, ноги вытянуты, руки перед грудью, кисти сложены вместе. Работает правая нога. На счет «раз» нога сгибается в колене и подтягивается к правому плечу. На счет «два» нижняя часть ноги отрывается вверх. На счет «три» нога сгибается в колене, на счет «четыре» — опускается в исходное положение.
Повторяется 8 раз.
Продолжают упражнение большие броски с прямой ногой. На счет «раз» правая нога рывком поднимается вверх и замирает, на счет «два» — возвращается в исходное положение.
Упражнение повторяется 4 раза.
Ребята переворачиваются на правый бок, и упражнение делается с левой ноги.

11. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Ребята делают прогибы корпусом назад на четыре счета. При прогибе ноги лежат на полу, руки у живота вытягиваются в локтях, голова запрокидывается назад, делается сильный прогиб в пояснице. На следующие 4 счета корпус возвращается в исходное положение.
Упражнение повторяется 4 раза.
На 4-й раз делается «кольцо»: ноги ступнями касаются головы, и ребята замирают на несколько мгновений.

12. Ребята встают на четвереньки и делают движение, изображающее то кошку, то собачку.
При изображении кошки спина выгибается дугой вверх, а голова идет вниз, подбородок прижимается к груди.
Затем спина прогибается в пояснице, а голова поднимается вверх — это собачка. Движение делается в среднем темпе — на два счета делается «кошка», на два — «собачка».
Повторяется 4 раза.

13. Исходное положение — на четвереньках. Ребята поднимают назад то правую, то левую ногу. Сильно вытянутая нога поднимается назад и держится 7 счетов, на восьмой — опускается.
Упражнение повторяется 4 раза.
Сюда же можно добавить броски назад. Исходное положение — на четвереньках. Правой ногой делаются 3 броска, 2 броска — нога опускается на носок, за третьим разом ставится на колено (на четвереньки). Продолжает движение левая нога, делает 3 броска, 2 броска — нога опускается на носок, на третий раз ставится на колено.

Египетский танец

Египетский танец

ОБРАЗНО-РИТМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Вторая часть начинается с поклона. Ребята выстраиваются в линии в шахматном порядке, ноги ставят в первую, не очень выворотную позицию (пятки вместе, носки врозь). Мальчики держат руки в бок или вытянутыми вдоль туловища. Девочки держатся за юбочки. Правая нога, сильно вытянутая, открывается в сторону. Ребята переходят на нее. Теперь левая нога остается открытой в сторону. Затем левая нога подставляется к правой, а головой делается кивок. Девочки могут слегка присесть, когда левая нога подставляется к правой, и одновременно происходит наклон головы. Поклон делается в правую, потом в левую сторону.
Затем начинается собственно ритмическая часть занятий. Эта часть наиболее динамична и, как правило, очень нравится малышам. В ритмических упражнениях надо использовать самые элементарные движения: шаги, бег, ходьбу на полупальцах, прыжки на обеих ногах и т.д. Ребята учатся создавать образы: бабочек, снежинок, матрешек, травинок, всадников, а задача учителя — помочь им в этом. Можно рассказывать им под музыку об образах, которые они пытаются создать: например, о бабочках с разноцветными крыльями, которые летают над зеленым лугом со множеством цветов и, устав, садятся на эти цветочки и раскачиваются под тихий шелест ветра. Внезапно сильным порывом их срывает с цветов, и они продолжают свое кружение над лугом.

а) Ребята изображают полет бабочек и мотыльков: мелко перебирая ногами, бегут по кругу; руки как крылья — то поднимаются, то опускаются; садятся на одно колено, продолжая махать руками-крыльями.
Потом встают, крутятся вокруг себя и продолжают свой полет.
Это движение повторяется несколько раз. Фантазия учителя может сделать образ более красочным, а занятия для малышей — намного интереснее.

б) Когда дети изображают всадников, им можно рассказывать, как всадники стремительно несутся на конях, держа в руках саблю, а во главе отряда лихо скачет командир.
Ребята изображают мчащихся всадников: подскоками бегут по кругу, в одной руке, поднятой вверх над головой, держат саблю, а другой, вытянутой вперед, держатся за уздечку. На занятиях с детьми от 5 лет можно добавлять боковой галоп. Ребята поворачиваются лицом в центр круга, руки вытягивают перед собой, как бы удерживая коня двумя руками, и делают боковой галоп. Потом движение повторяется еще раз сначала.

в) Изображая матрешек, малыши встают друг за другом (девочка — мальчик) по кругу, поворачиваются лицом в центр и садятся на одно колено. Мальчики держат руки в бок, девочки складывают руки перед грудью, правая рука лежит сверху.

1. На первые звуки музыки на счет «раз» головки ребят резко поворачиваются к своей паре: девочка поворачивает голову влево, мальчик — вправо. На счет «два» головки дружно поворачиваются в центр, на счет «три» — в другую сторону; девочки поворачивают головы вправо, мальчики — влево; на счет «четыре» головы поворачиваются в центр. Так повторяется 16 раз.

2. Следующее движение — плечики матрешек поднимаются и опускаются вверх-вниз 14 раз. На последние 2 счета ребята встают с колен, поворачиваются в затылок друг за другом и на пальцах идут по кругу. Девочки поднимают руку с платочком над головой, а левая рука держится в бок. Мальчики держат руки в бок. На конец музыкальной фразы все делают поворот вокруг себя, становятся лицом в центр и делают поклон друг другу.

3. Все делают «ковырялочку» с правой ноги. Нога идет на носок, на каблук и 3 раза притоп. Потом «ковырялочка» делается с левой ноги и еще раз с правой и с левой.

4. Ребята берутся в паре под правые руки и крутятся на полупальцах то в одну, то в другую стороны, перехватывая руки.
Во время танца следует рассказывать о ярко раскрашенных, разодетых и расфуфыренных куклах-матрешках.

г) Изображая моряков, ребята маршируют по кругу. Ноги высоко поднимаются, вытянутые в коленях и в подъеме, спина прямая, голова поднята, руки резко делают отмашку из стороны в сторону. Звучит музыка из танца «Яблочко».

1) Моряки идут друг за другом по кругу; сделав 24 шага, поворачиваются лицом к центру и складывают руки перед грудью.

2) На начало новой музыкальной фразы начинают делать «ковырялочку». Правая нога идет на носок, на каблук и 3 раза притоп. Движение повторяется 4 раза попеременно то с одной, то с другой ноги.

3) Мальчики садятся на корточки, сидя, слегка подпрыгивают, делают «мячик» 8 раз. Девочки хлопают в ладоши.

4) Мальчики встают, все наклоняются и представляют, что тянут канат, хватая «веревку» то правой, то левой рукой (16 раз). Поднимаются, вытирают пот со лба то одной, то другой рукой.

5) На начало очередной музыкальной фразы складывают руки «биноклем» и смотрят вдаль, поворачивая корпус то вправо, то влево (4 раза).

6) Все делают поворот вокруг себя, высоко поднимая коленки (8 шагов), и останавливаются лицом к центру круга, топнув левой ногой.

Заканчивается урок общим поклоном.

Юлия ТОМИЛИНА,
хореограф,
г. Москва

Материал подготовлен с помощью Софьи ТОМИЛИНОЙ, артистки балета.

Индийский танец

Индийский танец

Юлия Томилина

Рейтинг@Mail.ru