КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
УРОКИ ИСКУССТВА ДЛЯ МАЛЫША.
ФОРМА
(Из книги «Каждый охотник желает знать, где
сидит фазан»)
Начало см. в №
17, 18/2001
Марина ЕФИМОВА
Урок 7. ХУДОЖНИК ВСЕГДА «КОМПОЗИТОР»
Художник: Малыш, ты уже кое-что
знаешь о том, как красиво можно сочетать цвета,
заботишься о том, чтобы формы изображаемых
предметов были выразительны. Но вот ты стал
рисовать человека, а макушка головы и левая рука
у него не поместились на листе.
Малыш: Да, так случайно получилось. Зато,
смотри, какие красивые фиолетовые ботинки я ему
нарисовал.
Художник: Вижу, но мне бы хотелось и шляпу
рассмотреть получше...
Попробуй напеть что-нибудь, не стараясь сложить
звуки в мелодию, — получится ерунда. А если
мелодию составить удастся, то ты будешь ее
составитель, или «композитор».
Все, что ты рисуешь — дом, дерево, солнце, нужно
как-то расположить на листе, и об этом надо
заботиться. Это и называется КОМПОЗИЦИЯ.
Когда я даю тебе листок для работы, большой или
маленький, квадратный или круглый, всегда
старайся разместить там уютно все, что ты
задумаешь нарисовать.
Разложи, а потом приклей на лист любой формы
фигурки, которые ты вырезал на прошлом занятии.
Позаботься о том, чтобы им не было скучно там.
Составь их так, чтобы получилась игра: одни
фигурки догоняли или пересекали другие. Где у
одной выпуклость — у другой пусть будет выемка, и
так далее.
Оля Ставиская. 7 лет. «Композиция из
неправильных форм». Аппликация из бумаги
Урок 8. ПЛОСКИЕ И ОБЪЕМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Художник: Малыш, посмотри, я покажу
тебе два предмета. Как по-твоему, они одинаковые
или нет?
Малыш: Цвет и размер у них совершенно
одинаковые. Но все-таки они разные, хотя я не
очень понимаю, как объяснить, чем они
отличаются... Я бы сказал, что один «толстый», а
другой «худой».
Художник: Верно, но можно еще кое-что
сказать.
Один предмет может стоять, а другой — нет. У
«толстого» много сторон, а сколько сторон «у
худого»?
Малыш: Две.
Художник: Да, всего две, поэтому его можно
прихлопнуть, ПРИПЛЮСНУТЬ между двумя ладошками.
Назовем этот предмет — ПЛОСКИЙ. Второй же не
прихлопнешь, он «толстый», зато его можно ОБНЯТЬ
пальцами рук. Такой предмет будет называться
ОБЪЕМНЫМ.
Малыш: Мама меня тоже обнимает, значит, я
объемный?
Художник: Конечно, молодец!
Ну а теперь задание. Вылепи, пожалуйста, любой
предмет из пластилина, но так, чтобы его нельзя
было прихлопнуть ладошками и сторон у него было
бы много (больше двух) и он мог бы стоять.
Артем Ставиский. 9 лет. Лепка.
Пластилин.
Оля Ставиская. 10 лет. «Сунь-Укун» (маска
к спектаклю). Папье-маше, мех, гуашь
Урок 9. ОБЪЕМНОЕ ИЗ ПЛОСКОГО
Художник: Скажи мне, малыш, лист
бумаги — плоский или объемный?
Малыш: Плоский: у него только две стороны, он
не может стоять, и я его могу зажать между
ладонями.
Художник: Правильно, но, смотри, я так могу
согнуть его, что он будет стоять, у него появится
много сторон.
Вот послушай. Жил-был волшебник. Он мог
становиться то плоским, то объемным. Поэтому ему
нужны были два дворца — плоский и объемный. Вот
тебе ножницы, клей и листы бумаги. Сделай,
пожалуйста, ему эти дворцы.
Урок 10. БЛИЖЕ — ДАЛЬШЕ
Художник: Ты, конечно же, помнишь,
малыш, что объемные предметы можно взять в руки.
Например, стакан. А как быть с внутренностью
стакана? В руки ее не возьмешь, зато можно
что-нибудь поместить туда, например, ложку или
лимон. Будем называть эту пустую часть стакана
ПРОСТРАНСТВОМ. Пространство стакана маленькое, а
пространство улицы большое. Там множество разных
предметов — дома, машины, люди... И все они
расположены ближе или дальше от тебя. В
пространстве так всегда.
Малыш, ты видишь, что лист бумаги плоский. Как же
одновременно изобразить на нем предметы, которые
находятся близко, и те, что далеко, то есть
пространство?
Есть несколько хитростей, которыми всегда
пользуются художники, когда хотят сделать это.
Постарайся запомнить самое главное:
1) Близкие предметы нам кажутся
большими, а дальние — маленькими. Смотри, в одном
нашем окне видно несколько домов, а в них — сотни
окон, каждое из которых такого же размера, как
наше. Но наше нам кажется гораздо больше, чем те,
что мы видим в домах за окном.
2) Близкие предметы рисуй с деталями (у окна
должны быть рама, ручки, на занавеске — орнамент
и т.п.), а дальние — без деталей.
3) Если нарисовать так, что один предмет хотя бы
немного загораживает другой, то будет казаться,
что первые ближе, а второй дальше.
4) Близкие предметы старайся рисовать более
теплыми и контрастными цветами, а дальние —
более холодными, бледными, неяркими.
Попробуй нарисовать так несколько
предметов.
Малыш: Я нарисую занавеску, которая
загораживает окно, и бутылку на подоконнике,
которая загораживает часть домов в окне.
Оля Ставиская, 10 лет. «Натюрморт с
бутылкой». Гуашь, бумага