Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2001


Рабочий стол

Уроки искусства для малыша. Форма

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

УРОКИ ИСКУССТВА ДЛЯ МАЛЫША.
ФОРМА

(Из книги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

Начало см. в № 17, 18/2001

Марина ЕФИМОВА

Урок 7. ХУДОЖНИК ВСЕГДА «КОМПОЗИТОР»

Художник: Малыш, ты уже кое-что знаешь о том, как красиво можно сочетать цвета, заботишься о том, чтобы формы изображаемых предметов были выразительны. Но вот ты стал рисовать человека, а макушка головы и левая рука у него не поместились на листе.
Малыш: Да, так случайно получилось. Зато, смотри, какие красивые фиолетовые ботинки я ему нарисовал.
Художник: Вижу, но мне бы хотелось и шляпу рассмотреть получше...
Попробуй напеть что-нибудь, не стараясь сложить звуки в мелодию, — получится ерунда. А если мелодию составить удастся, то ты будешь ее составитель, или «композитор».
Все, что ты рисуешь — дом, дерево, солнце, нужно как-то расположить на листе, и об этом надо заботиться. Это и называется КОМПОЗИЦИЯ.
Когда я даю тебе листок для работы, большой или маленький, квадратный или круглый, всегда старайся разместить там уютно все, что ты задумаешь нарисовать.
Разложи, а потом приклей на лист любой формы фигурки, которые ты вырезал на прошлом занятии. Позаботься о том, чтобы им не было скучно там. Составь их так, чтобы получилась игра: одни фигурки догоняли или пересекали другие. Где у одной выпуклость — у другой пусть будет выемка, и так далее.

Оля Ставиская. 7 лет. «Композиция из неправильных форм». Аппликация из бумаги

Оля Ставиская. 7 лет. «Композиция из неправильных форм». Аппликация из бумаги

Урок 8. ПЛОСКИЕ И ОБЪЕМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Художник: Малыш, посмотри, я покажу тебе два предмета. Как по-твоему, они одинаковые или нет?
Малыш: Цвет и размер у них совершенно одинаковые. Но все-таки они разные, хотя я не очень понимаю, как объяснить, чем они отличаются... Я бы сказал, что один «толстый», а другой «худой».
Художник: Верно, но можно еще кое-что сказать.
Один предмет может стоять, а другой — нет. У «толстого» много сторон, а сколько сторон «у худого»?
Малыш: Две.
Художник: Да, всего две, поэтому его можно прихлопнуть, ПРИПЛЮСНУТЬ между двумя ладошками. Назовем этот предмет — ПЛОСКИЙ. Второй же не прихлопнешь, он «толстый», зато его можно ОБНЯТЬ пальцами рук. Такой предмет будет называться ОБЪЕМНЫМ.
Малыш: Мама меня тоже обнимает, значит, я объемный?
Художник: Конечно, молодец!
Ну а теперь задание. Вылепи, пожалуйста, любой предмет из пластилина, но так, чтобы его нельзя было прихлопнуть ладошками и сторон у него было бы много (больше двух) и он мог бы стоять.

Артем Ставиский. 9 лет. Лепка. Пластилин.

Артем Ставиский. 9 лет. Лепка. Пластилин.

Оля Ставиская. 10 лет. «Сунь-Укун» (маска к спектаклю). Папье-маше, мех, гуашь

Оля Ставиская. 10 лет. «Сунь-Укун» (маска к спектаклю). Папье-маше, мех, гуашь

Урок 9. ОБЪЕМНОЕ ИЗ ПЛОСКОГО

Художник: Скажи мне, малыш, лист бумаги — плоский или объемный?
Малыш: Плоский: у него только две стороны, он не может стоять, и я его могу зажать между ладонями.
Художник: Правильно, но, смотри, я так могу согнуть его, что он будет стоять, у него появится много сторон.
Вот послушай. Жил-был волшебник. Он мог становиться то плоским, то объемным. Поэтому ему нужны были два дворца — плоский и объемный. Вот тебе ножницы, клей и листы бумаги. Сделай, пожалуйста, ему эти дворцы.

Урок 10. БЛИЖЕ — ДАЛЬШЕ

Художник: Ты, конечно же, помнишь, малыш, что объемные предметы можно взять в руки. Например, стакан. А как быть с внутренностью стакана? В руки ее не возьмешь, зато можно что-нибудь поместить туда, например, ложку или лимон. Будем называть эту пустую часть стакана ПРОСТРАНСТВОМ. Пространство стакана маленькое, а пространство улицы большое. Там множество разных предметов — дома, машины, люди... И все они расположены ближе или дальше от тебя. В пространстве так всегда.
Малыш, ты видишь, что лист бумаги плоский. Как же одновременно изобразить на нем предметы, которые находятся близко, и те, что далеко, то есть пространство?
Есть несколько хитростей, которыми всегда пользуются художники, когда хотят сделать это. Постарайся запомнить самое главное:

1) Близкие предметы нам кажутся большими, а дальние — маленькими. Смотри, в одном нашем окне видно несколько домов, а в них — сотни окон, каждое из которых такого же размера, как наше. Но наше нам кажется гораздо больше, чем те, что мы видим в домах за окном.
2) Близкие предметы рисуй с деталями (у окна должны быть рама, ручки, на занавеске — орнамент и т.п.), а дальние — без деталей.
3) Если нарисовать так, что один предмет хотя бы немного загораживает другой, то будет казаться, что первые ближе, а второй дальше.
4) Близкие предметы старайся рисовать более теплыми и контрастными цветами, а дальние — более холодными, бледными, неяркими.

Попробуй нарисовать так несколько предметов.
Малыш: Я нарисую занавеску, которая загораживает окно, и бутылку на подоконнике, которая загораживает часть домов в окне.

Оля Ставиская, 10 лет. «Натюрморт с бутылкой». Гуашь, бумага

Оля Ставиская, 10 лет. «Натюрморт с бутылкой». Гуашь, бумага

Марина Ефимова

Рейтинг@Mail.ru