Прогулка с детьми:
смотреть на привычное новыми глазами
Все знают, насколько общение с
природой благотворно для взрослого человека, у
ребенка же эти процессы происходят во много раз
интенсивнее, он буквально впитывает в себя все
происходящее вокруг. К сожалению, для
современного городского ребенка полноценное
взаимодействие с природой — вещь практически
недоступная. Смена времен года в городе
расплывчата, нечетка, растения лишены
естественных форм и «закованы» в асфальт. Однако
даже в таких условиях мы должны дать детям
возможность приобщиться к природе, пережить
природные ритмы, рост и увядание растений. Многое
для этого можно сделать на прогулке в детском
саду.
Взрослый человек, оказываясь в
окружении природы, любуется ею, наблюдает.
Ребенок еще не способен к наблюдению, поэтому нет
смысла привлекать его внимание к происходящим в
природе процессам. Но он может почувствовать
происходящее иначе, если мы, взрослые, сами
будем переживать смену времен года, увядание и
пробуждение растений, а также производить
соответствующие каждому сезону работы. При этом
надо представлять детям возможность работать
вместе со взрослыми, и рядом с инструментами
воспитателя всегда должны стоять детские
инструменты.
В любое время года воспитатель во
время прогулки может найти интересную и полезную
работу. Например, осенью, когда начинают падать
листья, хорошо готовить компостную яму. Мы
сгребаем листья граблями, складываем их в
компост. Можно обрезать кустарник, вырубать
поросль у деревьев, перекапывать огород. В это
время мы часто разводим костер — сжигаем
сухие ветки, мусор. Для костра у нас отведено
специальное место, огороженное камнями. Зола из
костра также пойдет на удобрение. Очень важно,
чтобы дети видели, что в природе ничего не
пропадает зря, все имеет свое продолжение. Из
обрезанных ветвей кустарника и поросли деревьев
можно сделать плетень вокруг огорода.
Хорошо собирать лепестки цветов (лучше
душистых). Мы их сушим и складываем в маленькие
хлопчатобумажные или льняные мешочки, которые
специально шьем для каждого ребенка. На лепестки
можно капнуть лавандового или розового масла.
Дети очень любят брать эти мешочки с собой в
постель, чтобы, засыпая, ощущать нежный,
успокаивающий
запах.
Итак, воспитатель работает в саду или
огороде, а дети наблюдают его работу или
участвуют в ней, и это дает им пищу для фантазии
во время свободной игры, которая является
основным видом деятельности детей на прогулке.
Взрослые же должны обеспечить их всем тем, что им
в игре понадобится.
В первую очередь это куча песка.
Песочница должна находиться в солнечном,
защищенном от ветра месте и быть достаточно
большой, чтобы детям не было в ней тесно. Мы
огородили песочницу большими деревянными
чурбаками, которые одновременно могут служить и
столиками, и сиденьями. Кроме того, на них можно
упражняться в равновесии. Для игры с песком у нас
есть корзина с игрушками.
Очень пригодятся детям в свободной
игре хорошо обструганные доски, чурбачки,
тележка. С ними можно затеять настоящее
строительство.
Хорошо посадить на участке близко друг
от друга низкорослые кусты, чтобы можно было
забраться в самую середину, как в домик. Для игры
в таком домике пригодятся коврики, веревочки,
скамеечки разной высоты, куклы.
Зимой не обойтись без горки, санок,
лопаток для снега. Мы сооружаем вместе с детьми
снежный дом, устраиваем ледовую дорожку, по
которой можно скользить, упражняясь в
равновесии.
На площадке для прогулок лежат стволы
деревьев с разнообразными изогнутыми сучьями,
коряги, по которым дети очень любят лазить. Они
гораздо экологичнее, живописнее и безопаснее,
чем привычные металлические лесенки. Нужны также
всякие приспособления для лазания: канаты,
тарзанки, деревянное бревно.
Необходимо поощрять стремление детей
к движению, к тренировке равновесия. Для этого у
нас в запасе имеется большое количество
подвижных народных игр, а также игры с мячом, со
скакалкой. Можно смастерить из прутьев кольца,
воткнуть в землю палочку и устроить «метание
колец» — чтобы они надевались на палочку. Эта
игра требует от детей немалой ловкости и
терпения. Еще одна похожая игра — катание
камушков, ее цель — закатить свой камушек в
центральный круг.
И все-таки, несмотря на разнообразие
игр и занятий, есть дети, которые не любят гулять.
Как правило, это дети, чьи родители не находят
времени для прогулок. Но именно для таких детей
прогулка чрезвычайно важна, и их нужно побуждать
как можно больше двигаться.
Необходимые детям трудности и
испытания предоставляет наш традиционный
однодневный поход, в который мы отправляемся в
начале лета. Путь неблизкий: надо пройти больше
часа пешком, чтобы оказаться за городом. Каждый
ребенок несет рюкзак с продуктами и запасной
одеждой. Старшие помогают воспитателям нести
котелки, спальные мешки. Мы приходим на место,
ставим палатку, собираем дрова, разжигаем костер,
варим еду. И только к вечеру возвращаемся в
детский сад.
Дети ждут этого похода, как праздника.
Но долгий путь пешком оказывается для них
нелегким испытанием. Малоподвижные дети то и
дело останавливаются передохнуть, просят, чтобы
у них взяли рюкзак. Подвижным ребятам, наоборот,
трудно все время идти медленно. Там, где дорога
опасная, мы просим их помощь, взять за руки
малышей и уставших. Но на тех участках дороги, где
нет уличного движения, следует предоставить этим
детям больше свободы, чтобы они побегали,
попрыгали. Можно, например, дать им задание:
добежать до дерева и там подождать остальных.
Такой ориентир поможет и утомившимся; если
сказать им: «У того дерева мы отдохнем», остаток
пути станет для них легче.
Пеший поход — не только праздник
движения, он имеет еще и важный социальный смысл.
От подвижного ребенка требуется много терпения,
он должен сам контролировать себя, чтобы, добежав
до цели, остановиться и ждать остальных. А вялые
дети стараются прибавить шаг: им стыдно
задерживать других. Таким образом, дети учатся,
преодолевая трудности, достигать поставленной
цели, а достигнув ее, не забывать о тех, кто рядом.
Конечно, в большие походы мы ходим
редко. Гораздо чаще отправляемся часа на
полтора-два гулять по городу, по его старым
заповедным улочкам. И каждая прогулка дарит нам
новое открытие. Чаще всего его делают дети, а мы
вдруг начинаем смотреть на привычное новыми
глазами: нарост на дереве вдруг оказывается
головой медведя, на резных наличниках
деревянного дома неожиданно возникает стая
диковинных птиц.
В этом, наверное, и состоит радость
нашей работы: учиться у детей смотреть на мир их
глазами, каждый раз заново открывая его для себя.
Светлана ТРУБИЦЫНА,
воспитатель вальдорфского детского сада,
г. Рязань
|