Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Чудесные прогулки

Страницы из дневника

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

Лето. Недалеко от сада замечаю желтую от одуванчиков лужайку. Красота дивная! Предлагаю детям сходить и посмотреть на это чудо. На следующее утро, после завтрака, отправляемся в путь. Доходим до места, но нас ждет разочарование — лужок-то зеленый. Я в растерянности. Придумала: будем рассматривать зеленые «кулачки» цветов. Но прежде надо объяснить, почему вместо золотого луга мы увидели зеленый. Начинаю рассказывать детям об этом удивительном растении:
— Одуванчик — растение замечательное. Растет везде — на полянах, в лесу, вблизи огородов. Это растение может подсказать нам время.
Дети недоумевают: как это? Ведь цветок не может говорить! Я продолжаю:
— Его кулачки-бутончики открываются и выпускают ладошки-лепестки в определенное время, а до этого момента растение спит. Засыпает оно вечером, всю ночь спит, утром просыпается, а днем радует нас золотым сиянием.
Вообще-то одуванчикам уже давно пора проснуться, но почему-то этого не происходит. Причина? Да вот она — пасмурный день.
Спрашиваю детей:
— Вы любите гулять в пасмурную погоду, когда на улице дождь и на небе тучи?
Дети отвечают:
— Я люблю в любую погоду гулять.
— А я нет. Может сильный дождь начаться. Будет сыро, ноги промокнут…
— Вот и одуванчик не торопится раскрываться, ждет солнышко. Здорово, что рядом с нами живет такое растение — и время подскажет, и на дождь укажет.
Предлагаю осторожно потрогать бутончики, так как стебелек у одуванчика нежный, быстро ломается. Дети замечают, что верхушка у бутончика «мохнатенькая», стебель прямой, а некоторые листья лежат прямо на земле. Еще раз осматриваем зеленый ковер нераспустившихся одуванчиков и возвращаемся на участок детского сада.

После обеда погода наладилась. Выглянуло солнце, маня нас на улицу. Вновь предлагаю детям пойти на золотой луг. Сообщаю, что на этот раз мы пойдем не одни, а возьмем с собой черепах, которые любят лакомиться листьями одуванчика. Всю дорогу дети с гордостью несли черепашек (их у нас две) и сообщали прохожим, что мы идем кормить их одуванчиками. Пришли к заветному месту. Дети с изумлением смотрят на изменившуюся поляну:
— Как их много!
— Они уже проснулись, потому что солнце светит!
— Давайте пустим черепах, пусть поедят.
Наблюдаем, как неспешно передвигаются черепахи в поисках удобного места. Наконец принялись отщипывать кусочки листьев.
Спрашиваю детей:
— Скажите, на что, по-вашему, похож лист одуванчика?
Дети:
— На елочку, а верхушка на треугольник.
Пока черепахи осваивали территорию, дети исследовали распустившийся бутон:
— Он мягкий и пушистый. Вверху лепесточки малюсенькие, а снизу побольше. Ой! (Девочка сломала стебелек и расстроилась.)
Успокаиваю ее:
— Ничего, один цветочек мы можем унести с собой, поставим его в воду в группе, а остальными будем любоваться. Они такие яркие, красивые!
Читаю стихотворение:

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

(Е.Серова)

— Интересно, что это за платье наденет одуванчик потом?
Дети:
— Знаем! Знаем! Он будет пушистым! На него еще дуть можно. Он весь полетит, и только одна пуговка останется с маленькими дырочками.
— А разлетается он зачем?
(Молчание. Дети смотрят на меня. Ответа нет.)
— Таким пушистым одуванчик становится, когда у него созревают семена. Они очень легкие, ветер отрывает их и несет, как маленькие парашютики. Где они приземляются, там вырастает новый желтый цветок — одуванчик.
Дети:
— Он называется так: «одуванчик».
— Своим названием он подсказывает нам, что его пушистый шарик надо раздуть.
Я обращаю внимание детей на сок растения, предлагаю его попробовать. Дети сообщают, что сок горький и липкий.
Люди, проходившие мимо, заинтересовались, что мы тут делаем.
Дети отвечают, что пришли на золотой луг полюбоваться одуванчиками и покормить черепах. С гордостью рассказывают все, что знают об удивительном растении — одуванчике.

 ПОЗНАКОМИМСЯ С СОСНОЙ

Весна. Недалеко от нашего сада есть небольшой лесок, где растет много разных деревьев: ель, сосна, береза, осина, рябина. Весна быстро стала наводить свои порядки в лесочке, и я предложила детям посмотреть, как она там хозяйничает. Идти в лес совсем недалеко: подняться в гору, пройти несколько метров по лесной тропинке, перейти дорогу и — вот оно, заветное местечко.
Предлагаю детям оглядеться вокруг и назвать приметы весны, которые они видят.
Дети: «Солнце греет в лицо. Снег тает. Мы когда шли из детского сада, с крыши падали капли».
Уточняем, что это явление называется «капель». Обращаю внимание детей на деревья.
— Какие знакомые деревья вы видите в этом лесочке?
Дети: «Береза, у нее ствол белый, осина, елка. У березы почки есть, из них появятся листочки. На елку птицы прилетают».
Обобщаю ответы детей и обращаю их внимание на то, что деревья проснулись от зимнего покоя, набирают силу. На осине, березе, рябине набухают почки, в них прячутся маленькие листочки. Обрываю почку с березы, растираю ее между пальцами, даю детям понюхать аромат нежной зелени. Вижу неподалеку одиноко стоящую раскидистую сосну, спрашиваю детей:
— Как называется это дерево?
— Елка! Нет не елка, она не такая. Это сосна.
Предлагаю подойти поближе и рассмотреть красивое дерево. Рассматривание сопровождаю рассказом:
— Это сосна. Сосна часто встречается в наших лесах. Она растет только в светлых местах.
Спрашиваю детей, какого цвета хвоя сосны, ствол. Объясняю, что хвоинки у сосны зеленые, пока молодые, а старые через три-четыре года желтеют и опадают. Дети замечают на ветках шишки. Срываем шишку и рассматриваем. Шишки у сосны коричневые и почему-то пустые. Объясняю детям, что сосна разбрасывает семена зимой, а сейчас весна. Зато зимой ее семенами лакомились птицы и белочки. Некоторые семена попадут в снег, дождутся лета, прорастут, и появятся молодые деревца. Вырастут красавицы сосны, будут очищать воздух и радовать нас своей красотой. Предлагаю детям потрогать ярко-коричневый ствол, рассмотреть хвоинки сосны (длинные и очень колючие). Предлагаю захватить с собой в детский сад лежащие на снегу сломанные веточки сосны и ели для рассматривания и сравнения.

ВСТРЕЧА С БЕЛКОЙ

Зима. Конец февраля. Стоит солнечная, с мягким морозцем, погода. Такая погода располагает к прогулкам по зимнему лесу. Я уже давно хочу показать детям небольшое озерко, окруженное густым ельником. Природный ландшафт по пути к озерку часто меняется.
Сначала идем через залив. Дети замечают, что на льду появляются трещины.
Доходим до середины залива, и взору открывается выход в Белое море. Солнце в феврале уже достаточно высоко поднялось над горизонтом, оно слепит глаза и отбрасывает длинные тени от нас и от сопок, окружающих залив. Дети, щурясь, подставляют лицо солнечным лучам: на солнце нельзя глядеть, глаза закрываются.
Мимо нас по заливу спешат лыжники. Их лыжи поблескивают на солнце, и от этого кажется, что лыжников сопровождают огоньки.
Пересекаем болото по хорошо утоптанной тропинке. По краям болота — заросли ивы. Чуть поодаль — стройные, красивые березы.
Дети замечают летающих сорок. По пути находим знакомые деревья, которые стоят по обе стороны тропы, завораживая своей величавостью. От такой картины сам по себе затихает детский гомон, не слышно даже стрекота сорок.
Предлагаю детям послушать лесную тишину. Ни одного звука.
Дети: «Сколько наверху у той елки шишек! Как бусы! Ветки там шевелятся… Ой, да там белка! Где? Где?..»
Нахожу глазами белку, предлагаю сильно не шуметь, а понаблюдать за ней — ведь белка, испугавшись такого количества непрошеных гостей, может спрятаться в чаще. Каково же было наше удивление, когда лесная красавица, словно демонстрируя себя, перескочила с дерева на дерево, поднялась на самую верхушку, сорвала шишку и устроилась с ней на ветке! Дети во все глаза смотрят на неожиданное представление. Вот это удача! Пользуясь случаем, спрашиваю у детей, какая она — белка.
Дети: «Белка сероватая, немножко рыжая, небольшая. Она здорово прыгает. А шишку держит, как человек. Быстро-быстро ее лущит, ест. Хорошо бегает по стволу».
— Неужели белка ест саму шишку?
Дети: «Нет, зимой в шишках есть семена, вот их она и вытаскивает».
Белка тем временем расправилась с шишкой, перескочила на елку, где было много шишек, сорвала еще одну и снова уселась перед нами. Ну и ну! Ничего не боится!
Дети: «Белка живет в дупле. Оно, наверное, где-то рядом. А почему она нас не боится?»
— Мы ведем себя спокойно, не шумим, она чувствует, что ей ничего не угрожает, вот и не боится.
К нам подъехали двое лыжников, поинтересовались, что мы разглядываем.
Дети: «Тихо говорите. Не испугайте белку. Она ест семена из шишек и нас не боится».
Еще два раза белка срывала шишки и позволяла нам себя разглядывать. Потом, перепрыгивая с ветки на ветку, умчалась прочь. Дети заметили, что на снегу под елью, где белка устроила обед, разбросаны чешуйки от шишек. Из этого они сделали вывод, что по остаткам шишек можно найти место, где ел этот ловкий зверек…
Под впечатлением этой встречи дети всю обратную дорогу вспоминали нашу знакомую, ее повадки. В группе попросили почитать про белку. Во второй половине дня они учились рисовать белку, а уходя домой наперебой рассказывали родителям об этой интересной встрече.

Валентина ДВОРНИКОВА,
воспитатель детского сада № 5,
п. Умба, Мурманская обл.

 

Рейтинг@Mail.ru