Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2002

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Слагаемые успеха

Педагогическое ассорти для руководителей образованием

Психологи различают три стиля руководства малой группой — авторитарный, демократический и попустительский. Иными словами, всех заведующих детскими садами (как и других работников управления образованием) в соответствии со стилем их руководства можно разделить на три категории. Определить стиль руководства можно, пользуясь приведенной ниже таблицей.

Наименее эффективным оказывается, естественно, «попустительский» стиль руководства. При таком руководстве все сотрудники чувствуют себя дискомфортно, не получают удовлетворения от работы и желают (тайно или явно) смены лидера.

Эпоха демократических преобразований естественным образом выдвинула в качестве наиболее желаемого демократический стиль руководства.

Исследования психологов и социологов показали, что демократический стиль руководства незаменим, если речь идет о решении группой творческих задач. Степень творческой активности членов группы будет при этом несоизмеримо выше, если сравнивать ее с проявлениями творческой активности в группе, управляемой авторитарным лидером. К тому же, чем выше уровень образования подчиненных, тем более демократичным должен быть руководитель.

Однако в экстремальных ситуациях (обстановка боя, стихийного бедствия, эвакуации и т.п.) демократический стиль руководства группой неуместен. Здесь должен действовать лидер, полностью берущий на себя ответственность за жизни и здоровье подчиненных ему людей, умеющий принимать самостоятельные решения и реализовывать их.

Что больше напоминает рабочая ситуация в детском саду — поле битвы или творчески ориентированное сообщество, решать заведующей. А соответственно и выбирать стратегию руководства.

Одним из важнейших качеств современного руководителя является чувство ответственности. В любой работе время от времени случаются сбои, и всегда существует соблазн обвинить в этих сбоях подчиненных. Чтобы этого избежать, руководителю (в том числе и заведующей детским садом) полезно иметь в кабинете на видном месте рисунок так называемой «управленческой пятерни».

Ее указательный палец направлен на человека, которого руководитель хотел бы обвинить в произошедших неприятностях. Но три пальца «пятерни» направлены в противоположную сторону — на самого руководителя. А большой палец — с выразительной надписью «большой нажим» — должен напоминать о том, что слишком сильное давление на подчиненных вряд ли приведет педагогическую команду к успеху.

В 80-х годах прошлого столетия психологи попробовали проанализировать деятельность очень успешных и ярких педагогических коллективов некоторых школ. Директорам этих школ было предложено назвать самые необходимые, с их точки зрения, качества руководителя образовательного учреждения.

Затем их ответы сравнили с ответами других директоров, школы которых не были особенно примечательными.

Последние в качестве главных качеств начальника выделили умение оказывать учителю методическую помощь, осуществлять над ним четкий контроль и предъявлять строгие требования к выполнению работы.

Директора успешных школ на первое место поставили «свое умение заметить и своевременно поддержать успех в работе учителя, популяризировать в коллективе его достижения, показать, как в результате творческих усилий самого педагога из года в год совершенствуется его профессиональное мастерство».

Оказалось, что для этих руководителей главную ценность представляли творческие усилия их подчиненных, их самостоятельный поиск и интерес к работе. Хороший руководитель, по мнению петербургских психологов, прежде всего способен оценить зону ближайшего развития сотрудника и поручить ему работу, соответствующую его способностям.

Всех руководителей можно разделить по крайней мере на две большие группы — на тех, для которых главной ценностью являются достижения организации (люди здесь — средство достижения цели), и на тех, для которых главной ценностью являются сотрудники, их интересы и благополучие. Первых называют «инструментальными» лидерами, вторых — «социоэмоциональными».

Если вы хотите знать, к какому типу лидеров относитесь, представьте себе такую ситуацию: вы ожидаете машину с ценным грузом. Раздается телефонный звонок, и вам сообщают, что машина попала в аварию. О чем вы спросите в первую очередь, не задумываясь? Сформулируйте вопрос, а потом найдите свою характеристику

Материал подготовлен с использованием книги
В.Б. Ольшанского «Практическая психология для учителя» (М., «Онега», 1994).

Рейтинг@Mail.ru