Я б заведующим пошел!
Пусть меня научат…
Какие качества отличают современную
заведующую? Об этом рассуждают педагоги г.
Алексина Тульской области.
Светлана Хижная, заведующая детским
садом № 26:
Современная заведующая — это центр
образовательного учреждения, и все в ней должно
привлекать: и интеллект, и профессионализм, и
внешность, и культура.
Любовь Алешина, воспитатель детского
сада № 25:
Заведующая — это прежде всего человек,
который тебя понимает, понимает твои проблемы и в
любой момент может тебя поддержать. Если
заведующая такими качествами обладает, тебе
приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя
там всегда ждут, хорошо к тебе относятся.
Екатерина Батищева, заведующая
детским садом № 16:
Что за человек современная заведующая?
Женщина с деловой хваткой, твердая, решительная,
все, что нужно, выбьет, из-под земли достанет. Вот
она какая.
Наталья Астахова, психолог детского
сада № 1:
Мне кажется, что заведующая — это
прежде всего человек, который безумно любит
детей. Кроме того, она должна любить тех людей, с
которыми работает. Ну, может, любить — сильно
сказано. Лучше сказать, уважать. Да, заведующая
должна уважать своих сотрудников. А этому в
институтах не учат. И заведующими быть не учат.
Потому заведующими «не рождаются», заведующими
«становятся» — в процессе педагогической
работы. Первого встречного воспитателя в
заведующие «не произведут».
Пусть человек покажет, что он любит профессию,
что он умеет работать. И, главное, обладает
умением общаться с людьми. Это одно из главных
качеств заведующей.
Ирина Бойко, заведующая детским
садом № 28:
Ну, почему же не учат «на заведующих»?
Учат. В нашем городе заведующих обучают как
менеджеров образования. И нас учат работать с
коллективом — так работать, чтобы каждый
педагог, каждый помощник воспитателя засветился,
заиграл самобытными, одному ему свойственными
красками.
Баатр Егоров, сотрудник
Института семьи и дошкольного детства (гость
алексинцев):
Педагоги-дошкольники, на мой взгляд, —
это прежде всего сверхэмоциональные люди. А
потому главными свойствами заведующей (или
заведующего) должны быть умеренность,
взвешенность и сдержанность. Чтобы сдерживать их
эмоции, а заодно и свои. Только это убережет меня
от разбросанности в своих действиях и от
ненужных конфликтов.
Вера Зайцева, заместитель начальника
отдела управления по дошкольному образованию:
Я думаю, заведующая похожа на
дизайнера. От нее требуется так «расставить»
людей, чтобы каждый сотрудник — тот, что на
первый взгляд казался невзрачным, стереотипным,
вдруг раскрылся с интересной стороны. Уметь это
найти, эту позу, что ли, эту роль — вот что главное
для заведующей.
В этом проявляются и страстность к своей работе,
и сдержанность: ведь руководитель порой должен
уйти в тень, чтобы педагог высветился. Мне
кажется, главное — умение работать с людьми, с
нашими воспитателями.
Нина Козлова, заведующая детским
садом № 25:
А для этого нужно гореть работой. Среди
нас, заведующих, по моим личным наблюдениям,
очень много страстных людей. Страстный человек
сам влюбляется в свое дело, сам творит и увлекает
за собой коллектив. Мне кажется, страстность
необходима руководителю.
Ирина Бойко:
А для такой заведующей управлять
детским садом — это не просто должность. Это
образ жизни.
Баатр Егоров:
Образ жизни? Образ жизни — это, кроме
работы, моя семья, мои друзья, мои хобби, огород,
дача и прочее. Только работа, только должность не
может быть образом жизни. Заведующую должна
отличать не страстность, а профессионализм.
Профессионализм прежде всего. Ведь работа
когда-нибудь закончится, и человек уйдет на
пенсию. Я видел таких страстных заведующих,
которые вышли на пенсию. Это совершенно
несчастные люди. А профессионал — он владеет
многими качествами, в том числе и секретами
восстановления эмоционального равновесия,
своего и чужого.
Профессионал знает психологию, психологию
управления. Например, такую ее область, как
конфликтология.
Хотим мы или не хотим, в коллективе всегда будут
возникать конфликты. Между сотрудниками, между
руководителем и сотрудником. Руководитель
должен уметь сделать так, чтобы выход из
конфликта был продуктивным.
Чтобы его итогом стала интересная, хорошая идея,
или нестандартная деятельность педагога, или
союз с родителями нового качества. Но это
возможно только в том случае, если руководитель
не дает волю излишним эмоциям, а действует как
профессионал.
Татьяна Воронич, заведующая детским
садом № 18:
Заведующая обязательно должна быть
профессионалом. И не только заведующая. В идеале
каждый работающий в детском саду должен быть
профессионалом в области работы с дошкольниками:
и повар, и медсестра, и помощник воспитателя. И
главное, что должно их отличать как
профессионалов, — это представление о праве
ребенка на уважение.
Вера Зайцева:
Мне кажется, руководителя должно
отличать еще одно, кроме всех вышеперечисленных,
качество — интуиция. Он должен научиться
оценивать ситуацию не только головой, не только
при помощи рассудка, а «шестым» чувством. Когда я
работала заведующей, частенько случалось:
поступает жалоба. Я тут же срывалась с места —
бежала разбираться. А потом вдруг поняла: не
всегда надо торопиться. Возможно, нужно немного
подождать, выбрать нужный момент — и, глядишь,
все решилось легко и само собой. Время — хороший
доктор. И надо научиться управлять этим временем.
Интуиция — единственное качество, которое не
подведет руководителя. Конечно, когда встает
вопрос о назначении новой заведующей, про
интуицию не сразу вспоминаешь. Сначала смотришь,
в какие ситуации попадал этот человек во время
работы и как из них выходил, часто ли горячится,
может ли кого-нибудь унизить. А еще для меня очень
много значит смелость. Я очень люблю смелых
людей, решительных.
Если человек умеет рисковать, заведующая из него
получится.
Татьяна Лобанова, заведующая детским
садом № 11:
Я хотела бы найти образ, который мог бы
выразить это слово — «заведующая». И вот мне
пришло в голову, что в заведующей живет множество
разных животных.
Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса,
потому что частенько ей приходится хитрить; и
слон, потому что тянет на себе огромный груз.
Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как
коровой, ее и не назовешь: все-то из нее тянут — и
подчиненные, и родители, и проверяющий. А
начинающая заведующая напоминает корову на льду.
Но это проходит быстро, потому что настоящий
руководитель должен чувствовать себя в своем
детском саду как дома. Или как рыба в воде…
А вы, дорогие читатели, как думаете,
какие качества характеризуют современную
заведующую — идеальную и реальную?
|