Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2002

ВКЛАДКА

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
В ДЕТСКИХ САДАХ

Из опыта работы управлений образования,
администраций городов и районов Челябинской области

Пояснительная записка к методическим рекомендациям

Дошкольные образовательные учреждения и группы социальной направленности впервые были организованы в 1995 г. в г. Златоусте Челябинской области на базе детского сада № 10 и были названы группами муниципальной помощи. Основная цель их организации заключалась в привлечении детей из малообеспеченных семей в систему дошкольного образования. Комплектование групп муниципальной помощи осуществлялось местными органами социальной защиты населения, исходя из уровня среднедушевого дохода семьи. Органы социальной защиты и вносили родительскую плату за направляемых в детский сад детей. Такой подход обеспечивал адресную направленность материальной помощи, ее целевое и эффективное использование в интересах ребенка.

Группы муниципальной помощи, как оптимальная форма материальной поддержки малообеспеченной семьи, быстро завоевали популярность у населения. В 2001 г. такие группы действуют уже в 17 территориях Челябинской области и охватывают более 1200 детей дошкольного возраста.

Финансирование групп социальной помощи осуществляется в установленном для всех муниципальных детских садов порядке. В отдельных территориях предусмотрено увеличение объема финансирования с учетом особенностей контингента детей. Например, вводятся дополнительно ставки дефектологов, психологов, социальных педагогов, специалистов по работе с семьей. Средства на покрытие родительской платы предусматриваются в бюджете по линии служб социальной защиты населения, которые оплачивают фактическое количество дней пребывания ребенка в детском саду по квитанциям ДОУ.

Основные проблемы при организации групп социальной помощи в настоящее время связаны с порядком установления семье статуса малообеспеченной для выдачи ребенку направления в дошкольное учреждение.

Как правило, уровень среднедушевого дохода определяется исходя из возможностей бюджета и не отражает истинного положения вещей, что резко снижает количество семей, попадающих под действие льготы. В различных территориях практикуются разные подходы к решению этой проблемы. В зависимости от финансовых возможностей местного бюджета граница среднедушевого дохода малообеспеченной семьи определяется в пределах 2,5—3,5 минимальных размеров оплаты труда. Для того чтобы увеличить число семей, пользующихся льготой, в некоторых территориях практикуется частичная оплата услуг детского сада из средств малообеспеченной семьи от 5% до 50% установленной родительской платы. В этом случае органы социальной защиты доплачивают детскому саду разницу между фактической и установленной родительской платой.

В настоящее время задача определения состава семьи при расчете среднедушевого дохода не имеет оптимального решения в нормативных документах. В отдельных территориях органы социальной защиты руководствуются Постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 152 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи», которое определяет, что в составе семьи учитываются все совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство граждане. При таком подходе действие льготы может и не распространиться, например, на одинокую учительницу с двумя детьми, проживающую в квартире своей матери-пенсионерки. Учитывая, что для финансирования групп социальной помощи используются средства муниципального бюджета, местными органами власти может быть предусмотрен иной порядок определения среднедушевого дохода семьи, но это должно найти отражение в соответствующих документах, регулирующих порядок предоставления льгот.

Кроме того, следует определить периодичность процедуры предоставления семье статуса малообеспеченной. В некоторых территориях органы социальной защиты, руководствуясь ведомственными документами, проводят указанную процедуру ежеквартально. Каждые 3 месяца родители должны собрать и предоставить большое количество справок (как правило, не бесплатных) в соответствующие органы. В итоге состав детей в группах муниципальной помощи нестабилен. Некоторые дети не посещают дошкольные учреждения 1—3 месяца, затем их приводят вновь. Поэтому в местных документах желательно предусмотреть и решение этой проблемы.

В настоящем сборнике представлены описание опыта работы и документы по организации групп социальной помощи, разработанные в ряде территорий Челябинской области. Рекомендуем использовать представленный материал в качестве основы при разработке местной нормативно-правовой базы.

Н.Е. ЕГОРОВА, главный специалист
УО администрации г. Челябинска

«Некоторые подходы Управления по делам
образования г. Челябинска по дополнительному
привлечению детей в дошкольные образовательные
учреждения»

В соответствии с Программой развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период с 2001 по 2005 г. основными целями дошкольного образования являются обеспечение его общедоступности, расширение вариативности и повышение качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями.

В настоящее время в системе дошкольного образования г. Челябинска функционируют 326 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, из них 308 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 273 муниципальных, 18 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста), в которых воспитываются 39 136 детей дошкольного возраста. По оперативным данным в условиях семьи воспитываются 15 619 детей дошкольного возраста.

Для дополнительного привлечения детей в дошкольные образовательные учреждения (особенно из малообеспеченных семей) Управлением по делам образования были принятые следующие меры:

На муниципальном уровне:

  • проведено собеседование со специалистами РУО по обеспечению доступности дошкольного образования для всех слоев населения и взаимодействию с семьей;

  • выстроены горизонтальные связи с управлением социальной защиты города по обеспечению доступности дошкольного образования для всех слоев населения и определению детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в группы дошкольных образовательных учреждений;

  • разработано положение о группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в детских садах, утвержденное приказом Управления по делам образования от 18.02.1998 г.;

  • проведен социологический опрос родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, и родителей, дети которых не посещают детские сады в рамках Всероссийского эксперимента «Развитие новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях»;

  • утверждены льготы по родительской плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях решением Челябинской городской думы от 01.03.2001 г. № 3/4;

  • разработаны рекомендации по итогам совещания со специалистами РУО, функционально обеспечивающими вопросы дошкольного образования (приложение № 1).

На уровне районов города:

  • приняты постановления глав администраций районов:

    • Ленинский район — «О создании сети учреждений социальной защиты и охране прав детей»;

    • Металлургический район — «О формировании образовательной системы в районе»;

    • Советский район — «О проведении акции “Все дети — наши”»;

    • Тракторозаводский район — «О функционировании социальных групп для детей из малообеспеченных семей»;

  • введены общественные инспектора по охране прав детей, утвержденные постановлениями глав администраций районов (Калининский, Ленинский, Металлургический, Тракторозаводский);

  • организовано консультирование родителей при приеме детей в дошкольные образовательные учреждения (во всех районах города);

  • отработано взаимодействие по горизонтали: районные управления образования — службы сопровождения — поликлиника — детские сады (Калининский, Курчатовский, Металлургический, Тракторозаводский, Центральный районы);

  • разработаны и реализуются:

    • планы мероприятий по выполнению решения коллегии при губернаторе Челябинской области от 18.03.99 г. № 12/3 «Об основных направлениях развития системы дошкольного образования области» (во всех районах города);

    • программа «Социальная защита детства» (Курчатовский РУО);

    • целевая программа «Обеспечение взаимодействия с семьей» (Ленинский РУО);

    • Положение о порядке организации функционирования консультационных пунктов в дошкольных образовательных учреждениях (Тракторозаводский район);

  • организованы выступления на телевидении о деятельности детских садов № 466, 282, 476 — Калининского района; 348 — Металлургического района и др.;

  • действует телефон доверия в Курчатовском, Ленинском районах.

  • На уровне муниципальных дошкольных образовательных учреждений открыты:

  • воскресные школы — № 481, 482;

  • группы по подготовке детей к школе — № 421, 414, 310, 413, 216, 238, 471, 450, 434, 315, 125, 460, 245;

  • консультационные пункты для педагогов, воспитателей, родителей — № 26, 29, 64, 239, 320, 436, 463, 476, 57, 105, 97, 13, 181, 138, 422, 82, 68, 15, 310;

  • опорные площадки по организации работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому, — ДОУ № 452, 421, 433, 475;

— функционируют:

  • 28 психологических пунктов;

  • 41 логопедический кабинет;

— осуществляется ежегодный патронаж семьи 6—7-летних детей, не посещающих детский сад;
— введена в штатное расписание ставка координатора по работе с семьей в 9 детских садах.

Реализация данных мероприятий позволила:

  • стабилизировать процент охвата детей дошкольным образованием (1998 г. — 67,5%; 1999 г. — 67,1%; 2000 г. — 68,9%; 2001 г. — 72% в целом по городу);

  • полностью решить вопрос устройства детей в детские сады в Ленинском, Металлургическом, Тракторозаводском, Советском, Центральном районах города;

  • обеспечить местами в дошкольных образовательных учреждениях 487 детей из малообеспеченных семей через службу социальной защиты районов;

  • сохранить льготы при оплате за содержание в детских садах 2780 социально незащищенным семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

  • сохранить размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей в детском саду, на уровне 20% затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» от 6.03.92 г. № 2466-1.

Приложение № 1

Основные мероприятия по привлечению детей
в дошкольные образовательные учреждения города

  • Анализ социально-педагогических условий в каждом ДОУ района (комплектование, очередность, особенности микрорайона).

  • Анкетирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях семьи.

  • Ежемесячный контроль выполнения плановых показателей.

  • Патронаж семей на дому.

  • Обеспечение функционирования дополнительных групп на базе функциональных кабинетов дошкольных образовательных учреждений в тех микрорайонах, где есть очередность.

  • Открытие групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста, групп ранней диагностики и коррекции, групп по подготовке детей к школе.

  • Возобновление работы групп круглосуточного пребывания.

  • Взаимосвязь с органами социальной защиты для устройства детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

  • Рекламирование образовательных услуг, предоставляемых ДОУ.

ПОЛОЖЕНИЕ

О социальной группе в ДОУ г. Челябинска
для детей из малообеспеченных семей

1. Общие положения

1.1. Социальные группы для детей из малообеспеченных семей создаются с целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих массовые дошкольные учреждения из-за отсутствия у родителей (или лиц, их заменяющих) возможности вносить установленную плату, обеспечивая детям нормальное питание, физическое и психическое развитие.

1.2. Социальные группы открываются в действующих ДОУ по согласованию с Управлением по делам образования и финансируются из Городского фонда социальной защиты в части непокрываемой родительской платы.

2. Порядок комплектования социальных групп

2.1. В социальные группы набираются дети по социальным показаниям, определяемым районным органом социальной защиты по следующим критериям:

  • дети из семей, относящихся к категории социально неблагополучных, вследствие чего не получающие достаточного для развития питания, должного ухода и попечения со стороны родителей;

  • дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • дети из семей, оказавшихся в кризисной ситуации (болезнь родителей, пожар, стихийное бедствие и др.);

  • дети из студенческих семей (родители — студенты очного отделения вуза).

2.2. Участковые педиатры, осуществляющие патронаж или ведущие прием в поликлиниках, вправе ходатайствовать о направлении ослабленных, недополучающих нормального питания неорганизованных детей в социальные группы через районные органы социальной защиты (с учетом уровня доходов семьи и социального положения). В этом случае врач выдает соответствующую справку для органа социальной защиты.

2.3. Для определения ребенка в социальную группу родители предоставляют следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • справку о составе семьи;

  • документы о доходах семьи: а) с места работы о размере з/платы, б) из службы занятости — о постановке на учет с указанием размера получаемого пособия, в) из Управления пенсионного обеспечения — о размере получаемого детского пособия и даже его последней выплаты, г) справку о размере получаемой стипендии (или ее отсутствии);

  • справку о состоянии здоровья (предъявляется в ДОУ);

  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии (предъявляется в ДОУ).

2.4. В необходимых случаях работники социальной защиты оказывают помощь в сборе указанных документов, в случае невозможности оформления указанных документов составляют соответствующий акт о зачислении ребенка в социальную группу.

2.5. Районные органы социальной защиты осуществляют контроль за целевым использованием выделенных финансовых средств:

2.5.1. Организуют контрольные проверки посещаемости социальных групп, обеспечения питанием, проводимой воспитательной и коррекционной работы с детьми социально незащищенных категорий;

2.5.2. ДОУ предоставляют вместе со счетом на оплату на каждого ребенка табель посещаемости по итогам месяца, заверенный заведующим ДОУ.

2.6. Срок нахождения ребенка в социальной группе устанавливается в течение 6 месяцев, при необходимости срок может быть увеличен.

3. Механизм финансирования работы социальных групп для детей из малообеспеченных семей

3.1. Районные учреждения социальной защиты формируют заявку на количество мест в ДОУ и направляют в городское Управление социальной защиты населения.

3.2. Управление социальной защиты населения финансирует районные органы социальной защиты в объеме, равном сумме родительских плат.

3.3. Районные органы социальной защиты по предъявленным счетам от ДОУ оплачивают размер родительской платы за содержание детей, принятых по направлению органов социальной защиты.

3.4. Заявки от районных органов социальной защиты формируются ежеквартально (до 10-го числа предыдущего месяца).

3.5. По основным расходным статьям (кроме родительской платы) социальные группы финансируются из средств сметы расходов района через районные управления образования.

3.6. Районные органы социальной защиты, помимо финансовых средств, при необходимости направляют в ДОУ детские вещи, игрушки, книги для указанной выше категории детей.

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Порядка предоставления мест в муниципальных
дошкольных образовательных учреждениях детям из малообеспеченных и неблагополучных семей

На основании Постановления губернатора Челябинской области «О мерах по улучшению состояния и развитию дошкольного образования в области» от 11.02.99 г. № 45, решения Коллегии при губернаторе области «Об основных направлениях развития, системы дошкольного образования области» от 18.03.99 г. № 12/3, с целью обеспечения доступности дошкольного образования для всех слоев населения и социальной защиты детей дошкольного возраста из малообеспеченных и неблагополучных семей Златоустовское городское собрание депутатов РЕШАЕТ:

1. Утвердить Порядок предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям из малообеспеченных и неблагополучных семей (приложение).

2. Управлению социальной защиты (А.С. Иутин) обеспечить:

— контроль за направлением детей из малообеспеченных и неблагополучных семей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с утвержденным Порядком;
— оплату за содержание детей (в части родительской платы) в установленном размере.

3. Городскому управлению образования (Л.Я. Барсукова) обеспечить прием детей из малообеспеченных и неблагополучных семей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения во всех районах города.

4. Контроль исполнения настоящего решения возложить на комиссию по образованию, культуре, спорту и молодежной политике (Л.В. Тяптина).

Председатель Златоустовского
городского собрания депутатов Ф.Ф. САЛИХОВ

«Организация работы детского сада и групп
муниципальной помощи» в г. Златоусте
Челябинской области

Е.Ю. ИВАНИКА, заведующая отделом
дошкольного образования ГорУО г. Златоуста

К середине 90-х годов сложившаяся в экономике страны ситуация все более отражалась на жизни златоустовцев. В городе, где основная масса населения занята на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в силу массового простоя производства резко увеличилось количество безработных, появилось и новое явление «скрытая безработица», заработная плата на предприятиях и в организациях выплачивается с задержкой от 6 до 24 месяцев, не выплачиваются детские пособия.

Все эти явления оказывают отнюдь не благоприятное воздействие на рост благополучия семьи: снижается уровень ее жизни, уменьшается ее платежеспособность, падает рождаемость, увеличивается число хронических заболеваний детей. Результат — снижение количества семей, способных оплатить содержание ребенка в детском саду даже в размере традиционных 20% от стоимости.

Одновременно возрастает число так называемых «неблагополучных семей», неполных семей, девочек-мам. Появляется проблема «молодой семьи», не способной обеспечить себе финансовую независимость. Ребенок в таких семьях достаточно часто становится потенциальным кандидатом в обитатели детских домов и приютов — это в лучшем случае. В худшем — пополняет ряды «маленьких бродяжек» на улицах города.

Именно на такую категорию семей и был ориентирован открытый по решению администрации города в 1996 году детский сад муниципальной помощи. Организация деятельности этого дошкольного учреждения и определение содержания образовательного процесса в отличие от обычного детского сада имеет свою специфику.

Комплектование детей осуществляется городским Центром социальной защиты населения. В настоящее время отработан механизм выдачи направлений в детский сад, их получают семьи, в которых среднемесячный доход на одного члена семьи не превышает 3,5 минимальных размеров оплаты труда. Родительской платы для таких семей в детском саду нет, ее возмещение идет централизованно, из фонда социальной защиты. Основной контингент составляют примерно в равных пропорциях:

— дети из неблагополучных семей, пьющих, нигде не работающих родителей;
— дети одиноких матерей;
— дети многодетных родителей.

Кроме того, посещают детский сад и дети, в семьях которых сложились временные материальные затруднения в связи с декретным отпуском мамы, службой папы в армии, получением родителями образования в форме дневного обучения.

В детском саду муниципальной помощи организовано круглосуточное пребывание одной группы детей. Еще работает дежурная группа с 19.00 до 21.00 часа, что дает родителям возможность забрать ребенка попозже, после ужина.

В детском саду создана соответствующая материальная база. В распоряжении детей медицинский блок с физиотерапевтическим кабинетом, где проводятся периодические медосмотры детей, организуется долечивание детей, проводятся оздоровительно-профилактические мероприятия. Детям с нарушением речевого развития оказывает квалифицированную помощь логопед.

Дети этого необычного сада посещают плавательный бассейн при городской детской поликлинике, оплата на договорной основе идет за счет средств спонсоров.

Сотрудники получают 10%-ную надбавку к заработной плате за работу с более сложным контингентом детей и родителей, чем в массовом учреждении.

Появилась необходимость введения в штатное расписание должности психолога.

В среднем 80% контингента — дети из неблагополучных семей. Как правило, это педагогически запущенные дети, а иногда и с выраженной задержкой психического развития, девиантным поведением. Нередко родители, испытывающие стабильные материальные затруднения, в «погоне за хлебом насущным» не в состоянии уделить должное внимание своему ребенку, обеспечить ему психологическую защищенность, и малыши уже в этом возрасте ощущают свою «второсортность», «ущербность» на фоне благополучных сверстников.

Именно поэтому еще при поступлении в детский сад дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, после чего для каждого ребенка составляется программа медицинской и педагогической коррекции.

На основе профессиональной диагностики психологом осуществляется своевременная коррекция психического развития детей, обеспечивается их эмоциональная комфортность, оказывается консультационная помощь родителям.

Первоначально педагогический процесс был нацелен на уровень обычного детского сада с реализацией Программы воспитания и обучения детей под редакцией М.М. Васильевой с учетом рекомендаций Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, но опыт работы внес свои коррективы. На наш взгляд, более приемлемой для этого контингента детей является программа «РАДУГА», направленная на содержание положительного эмоционального фона, формирование психологического благополучия детей.

Сердцевиной воспитательной работы является социализация личности ребенка. Главная задача педагогов — помочь ребенку овладеть нормами, правилами человеческой жизни, сориентироваться в сложном мире взаимоотношений детей и взрослых, научить ребенка основам общения.

Работа с детьми приобретает конкретику через трудовое, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание. Большое внимание уделяется вопросам экологического воспитания. Социализация ребенка идет через множество направлений, но трудно переоценить влияние таких факторов, как среда, окружающая ребенка. Среда, созданная педагогами, психологами, конечно же комфортна, а что ждет его за стенами детского сада? Воспитательное воздействие будет положительным при обязательном условии — готовности родителей к решению этих вопросов доступными им средствами.

Коллектив ДОУ муниципальной помощи пытается найти отклик в душах родителей, сделать их своими союзниками в реализации образовательных задач.

Семейные встречи, дни открытых дверей, заседания «Семейного клуба» собирают до 40—50% родителей. Привлечение специалистов — психологов, медиков, юристов, педагогов, демонстрация продуктов детского творчества, видеозаписи детской деятельности, демонстрирующие успехи малышей, и много других средств используют воспитатели в этой работе.

Дошкольное учреждение функционирует в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Созданная материальная база, сбалансированное питание детей, комфортность, уют помещений, а также материальное стимулирование творчества сотрудников — результат работы администрации ДОУ со спонсорами, безвозмездно помогающими, возлагающими часть забот о детях на себя и свои предприятия, фирмы.

Положительный опыт работы данного детского сада побудил городское управление образования к открытию в обычных детских садах различных микрорайонов города еще 16 групп муниципальной помощи, в которых воспитываются 300 дошколят.

Развертывание сети групп муниципальной помощи позволило увеличить охват детей дошкольным образованием, увеличить количество детей, которым своевременно оказывается квалифицированная коррекционная помощь.

Важно, что налаженный механизм учета этих детей из неблагополучных семей в дошкольном возрасте позволяет бороться с такими негативными явлениями, как детская беспризорность, уклонение от поступления в общеобразовательную школу.

Важно и то, что при организации групп муниципальной помощи идет целенаправленное, адресное вложение бюджетных средств на оказание помощи семье в воспитании детей. Кто посчитал, насколько эффективно используются средства, вложенные в создание ночлежек, приютов, на единовременную помощь родителям? Как часто полученные горе-родителями деньги тратятся, мягко говоря, не по назначению, перепродаются одежда, игрушки, продукты, полученные как гуманитарная помощь, а дети в результате бродяжничают и попрошайничают!

Очевидно, что лучше сейчас вложить деньги в организацию конкретных детских садов, чем впоследствии тратить их на все возрастающее число вспомогательных школ, приютов, интернатов и других специализированных учреждений.

ПОЛОЖЕНИЕ

о дошкольном образовательном учреждении (группе) муниципальной помощи в г. Златоусте

1. Общие положения

1.1. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи создается с целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих массовые дошкольные учреждения.

1.2. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи открывается городской администрацией и финансируется из городского бюджета, в том числе в части непокрываемой родительской платы.

1.3. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи открывается в помещении, отвечающем санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, установленным для дошкольных учреждений, или на базе существующих дошкольных учреждений.

1.4. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи оборудуется инвентарем, пособиями в установленном порядке.

1.5. Дошкольное образовательное учреждение муниципальной помощи пользуется правами юридического лица, имеет печать, штамп и бланки со своим наименованием.

1.6. В своей работе дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи руководствуется Законом «Об образовании», настоящим Положением, программно-методическими документами МО РФ, Уставом учреждения. Образовательный процесс организуется в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования.

1.7. Плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении (группе) муниципальной помощи с родителей (законных представителей) не взимается полностью или взимается частично. Решение о полном или частичном освобождении семьи от родительской платы принимается Центром социальной защиты.

2. Порядок и комплектование

2.1. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи работает 5 дней в неделю. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Продолжительность рабочего дня — 24 часа для групп круглосуточного пребывания и 12 часов для всех остальных.

2.2. В группы с 24-часовым пребыванием направляются дети по социальным показаниям, определяемым медицинским учреждением, Центром социальной защиты, Городским управлением образования.

2.3. Группы комплектуются по разновозрастному принципу по решению Совета педагогов учреждения в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

2.4. Дети получают четырехразовое питание при 12-часовом пребывании и пятиразовое при 24-часовом пребывании в пределах установленных натуральных норм и утвержденных денежных средств. Для особо ослабленных детей (по медицинским показаниям) может быть назначено дополнительное питание.

2.5. В дошкольное образовательное учреждение (группу) муниципальной помощи направляются дети по решению Центра социальной защиты в следующих случаях:

а) семья не в состоянии оплачивать содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и обеспечить ему полноценное питание в течение дня дома — на основании заявления родителей (законных представителей);
б) семья относится к категории социально неблагополучных, ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение, беспризорничает, не получает питания, достаточного для нормального роста и развития организма, — на основании ходатайства горУО (дошкольного учреждения), подписанного представителями правоохранительных органов, общественности.

2.6. При наличии медицинских показаний Центр социальной защиты (по согласованию с горУО) может направить ребенка в дошкольное образовательное учреждение (группу) компенсирующего вида на условиях, утвержденных данным Положением и Порядком предоставления мест в группах муниципальной помощи ДОУ.

2.7. При поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение (группу) муниципальной помощи родители (законные представители) представляют следующие документы:

— направление, выписанное Центром социальной защиты;
— свидетельство о рождении ребенка;
— справку о состоянии здоровья ребенка.

3. Штаты и руководство

3.1. Штаты педагогического, медицинского, административного и обслуживающего персонала дошкольного образовательного учреждения (группы) муниципальной помощи устанавливаются в соответствии с типовыми нормативными документами дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

3.2. Руководство дошкольным образовательным учреждением (группой) муниципальной помощи обеспечивает заведующий, назначаемый Городским управлением образования.

3.3. При дошкольном образовательном учреждении (группе) муниципальной помощи может быть организован Попечительский совет, включающий представителей всех служб, работающих с детским садом.

Функции Попечительского совета конкретизируются в Уставе учреждения и в соответствующем Положении.

3.4. Дошкольное образовательное учреждение (группы) муниципальной помощи работает под непосредственным руководством Городского управления образования в тесном контакте с Центром социальной защиты, Отделом охраны прав детства, педиатрической службой города.

4. Финансирование и оплата труда работников

4.1. По основным расходным статьям дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи финансируется из городского бюджета через Городское управление образования.

4.2. Дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи получает финансовые средства из Центра социальной защиты в счет неполучаемой родительской платы за детей, направленных в соответствии с Порядком предоставления мест в группах муниципальной помощи дошкольных образовательных учреждений г. Златоуста, на основе взаимного Договора.

4.3. При наличии денежных средств Центр социальной защиты может оплатить дополнительное питание детей (по медицинским показаниям).

4.4. Для реализации своих целей дошкольное образовательное учреждение (группа) муниципальной помощи самостоятельно может привлекать дополнительные спонсорские и благотворительные средства.

4.5. Оплата работников дошкольного образовательного учреждения (группы) муниципальной помощи увеличивается на 10% от оплаты работников дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида с учетом особых сложностей контингента детей (по согласованию с горУО).

4.6. Финансовый и хозяйственный учет, а также отчетность в дошкольном образовательном учреждении (группе) муниципальной помощи ведутся в порядке, установленном для дошкольного образовательного учреждения.

ПОРЯДОК

предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям из малообеспеченных и неблагополучных семей г. Златоуста

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок введен в г. Златоусте с целью обеспечения доступности дошкольного образования для всех слоев населения, социальной защиты детей дошкольного возраста из малообеспеченных и неблагополучных семей и является одним из видов муниципальной помощи социально незащищенным семьям.

1.2. Городское управление образования предоставляет в муниципальных детских садах 400 мест Центру социальной защиты для направления детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

1.3. В муниципальные детские сады направляются дети по решению Центра социальной защиты в следующих случаях:

а) семья не в состоянии оплачивать содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и обеспечить ему полноценное питание в течение дня дома — на основании заявления родителей (законных представителей);

б) семья относится к категории социально неблагополучных, ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение, беспризорничает, не получает питания, достаточного для нормального роста и развития организма, — на основании ходатайства горУО (дошкольного учреждения), подписанного представителями правоохранительных органов и общественности.

1.4. При наличии медицинских показаний Центр социальной защиты (по согласованию с горУО) может направить ребенка в дошкольное образовательное учреждение (группу) компенсирующего вида на условиях, утвержденных данным Порядком.

1.5. В группы с 24-часовым пребыванием направляются дети по социальным показаниям, определяемым медицинским учреждением, Центром социальной защиты или Городским управлением образования.

1.6. Родительская плата за содержание детей в муниципальных детских садах не взимается полностью или взимается частично. Решение о полном или частичном освобождении семьи от родительской платы принимается Центром социальной защиты.

1.7. Дошкольное образовательное учреждение получает финансовые средства в счет неполучаемой родительской платы из Центра социальной защиты на основе взаимного Договора. При наличии денежных средств Центр социальной защиты может выделить дополнительные средства на улучшение питания детей (по медицинским показаниям).

1.8. При поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:

— направление, выписанное Центром социальной защиты;
— свидетельство о рождении ребенка;
— справку о состоянии здоровья ребенка.

2. Основания для предоставления места

2.1. Право на получение места в дошкольном образовательном учреждении предоставляется:

— семьям с несовершеннолетними детьми, в которых средний совокупный доход на одного члена семьи не превышает 3,5 минимальной оплаты труда в месяц, в том числе семьям, которые пользуются льготами по родительской плате Федерального и Регионального уровней — сверх установленных Законодательством льгот;
— семьям с несовершеннолетними детьми, в которых средний совокупный доход на 1 члена семьи превышает 3,5 минимальной оплаты труда в месяц, но имеются объективные временные материальные трудности;
— семьям с несовершеннолетними детьми, отнесенными к категории социально неблагополучных.

2.2. Место в дошкольном образовательном учреждении предоставляется на основании следующих документов:

— письменного заявления от одного из родителей (законных представителей) или ходатайства горУО (дошкольного образовательного учреждения);
— свидетельства о рождении ребенка;
— справки о составе семьи;
— сведений о доходах семьи.

2.3. Направление в дошкольное образовательное учреждение выписывается Центром социальной защиты по мере предоставления вышеуказанных документов. В отдельных случаях работники дошкольных образовательных учреждений оказывают родителям (законным представителям) помощь в сборе необходимых документов.

2.4. Место в дошкольном образовательном учреждении предоставляется детям из семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, до исполнения им 7 лет (до перехода ребенка в школу 1 сентября текущего года).

3. Исчисление среднедушевого дохода семьи

3.1. Сведения о доходах семьи для расчета среднедушевого дохода предоставляются заявителем за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении помощи.

3.2. Расчет среднедушевого дохода семьи производится органом социальной защиты согласно Инструкции о порядке взимания платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и Порядком определения размера денежных средств (приказ Государственного комитета по народному образованию от 12 марта 1990 года № 168).

3.3. Право на посещение дошкольного образовательного учреждения должно быть подтверждено родителями (законными представителями) по истечении 6 месяцев соответствующими документами.

Некоторые проблемы социальной защиты семьи
и ребенка и пути их решения в г. Пласте

ШПАК Эмма Васильевна,
начальник Управления социальной защиты населения, г. Пласт

Проблемы социальной защиты семьи и ребенка в нашем городе едва ли во многом отличаются от общеизвестных всем нам проблем: это безработица и тяжелое материальное положение семей, жилищные проблемы, алкоголизм и наркомания, аморальное поведение членов семьи, паразитический образ жизни родителей, отсутствие у детей желания учиться, безответственное отношение к выполнению родительских обязанностей, сиротство и безнадзорность.

Всего в городе и селах проживают 3600 семей, имеющих детей. А на учете в УСЗН состоят 650 семей, получается, каждая 5—6 семья находится под социальным патронажем.

С признаками неблагополучия у нас 130 семей, 31 семья крайне неблагополучная, есть у нас и полные сироты и социальные сироты.

В структуре Управления социальной защиты населения имеется социальный приют для детей и подростков. Необходимость открытия такого учреждения, как социальный приют, вызвана увеличением числа неблагополучных семей, в которых пребывание детей было невозможным, увеличением числа брошенных детей, прогрессирующим пьянством и безработицей родителей и другими причинами, известными каждому из нас. И сегодня необходимость такого типа учреждений становится более очевидной. Получается, что администрация в своих прогнозах, планах и действиях идет опережающим путем, правильно прогнозируя возникающие проблемы.

Социальный приют рассчитан на содержание 50 детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Хотя социальный приют предназначен для временного пребывания детей в нем, но обстоятельства в семьях этих детей складываются так, что родители не забирают их и по нескольку лет, кто-то из них находится в местах лишения свободы, кто-то ведет паразитический образ жизни, кто-то просто уже утратил родительский инстинкт и чувства и дети им вовсе не нужны.

В приюте же детей стараются психологически реабилитировать, поправить здоровье, привить им определенные навыки правильного поведения и многое другое, чего не смогли им дать родители.

До помещения в приют дети находятся в социальной группе детского сада. Специалисты Управления социальной защиты населения выявляют неблагополучные семьи, имеющие несовершеннолетних детей, и в течение полугода или года осуществляют социальный патронаж, в ходе которого выявляются проблемы детей, определяется характер и объем необходимой помощи. Если же все меры реабилитации семьи оказываются неэффективными, тогда выносится решение (заключение) об определении детей в муниципальную группу или приют.

В заключениях, сделанных специалистами УСЗН, у 59% детей записано: мать злоупотребляет спиртным, ведет аморальный образ жизни. 29% мам опасаются оставлять своего малолетнего ребенка с отцом, так как он агрессивен по отношению к детям, жене или же вообще не с кем оставить, если мать желает устроиться на работу. Муниципальная группа стала приютом для детей, чьи родители не могут или не хотят уделять достаточное внимание воспитанию ребенка.

Специалисты Управления социальной защиты совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних продолжают воспитывать или реабилитировать семью.

Некоторые из родителей, освободившись таким образом от детей, обречены. Они уже так низко пали и вряд ли могут вернуться к нормальной жизни. К ним применяют множество мер: от индивидуальных бесед до штрафов, лишения родительских прав. В редких случаях это дает положительный результат.

Основное внимание Управление социальной защиты населения уделяет работе с семьями «группы риска». У этих семей есть еще реабилитационный потенциал. Они стремятся к изменениям своей жизненной ситуации. И здесь необходимо самое тесное сотрудничество с Управлением образования, здравоохранения, центром занятости, женсоветом и т.д.

Элементы комплексной реабилитации семьи включают в себя такую работу, как:

Оказание содействия в трудоустройстве как несовершеннолетним, так и их родителям через службу занятости. За 4 месяца нынешнего года были выданы рекомендации для трудоустройства 12 семьям, и только 2 семьи действительно обратились в Центр занятости и были трудоустроены. Мы оказываем материальную помощь, также оказываем содействие в направлении пьющих родителей в кабинет анонимного лечения. И, поверьте, искренне радуемся положительному результату — тому, что семья приобретает признаки благополучия.

Оказывается помощь этим семьям в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством. Многие из патронажных семей являются многодетными. Мы выдаем им удостоверения многодетной матери.

В такие праздничные дни, как День матери, День семьи, День защиты детей, День инвалида и так далее, эти семьи являются гостями нашего учреждения, где с ними проводят индивидуальные консультации юристы и психологи. Для детей проводится культурно-развлекательная программа. Семьям оказывается различная материальная помощь.

Но надо отметить, что неблагополучие приобретает все более детское лицо. Проблемы деградации, беспризорности и сиротства многих семей достигли сегодня глобальных масштабов. Президент лично озабочен этими вопросами, и сейчас форсируется обновление программ «Дети России», «Дети-сироты». Сегодня активно изучается изданный в 1999 году ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по предупреждению беспризорности и безнадзорности и т.д. Об усилении внимания к семьям с детьми неоднократно говорилось и на заседаниях комиссии по социальной политике Законодательного собрания области. Принят проект Закона об охране и защите прав детей по Челябинской области. Речь идет о том, чтобы законодательным образом резко ужесточить ответственность родителей за содержание детей и в то же время создать условия для социальной поддержки тех семей, которые в силу каких-то объективных обстоятельств оказались не в состоянии содержать своих детей.

Но, пока корректируются федеральные законы и создаются областные, пройдет немало времени. И в любом случае они будут иметь общий обязывающий характер. И поэтому выжидание и неоправданная терпимость к вышеназванным проблемам сегодня недопустимы.

Так или иначе нам нужны как бы «наши», приземленные способы и методы предупреждения и борьбы с негативными явлениями в семейном воспитании.

Из опыта работы с неблагополучными семьями и детьми из этих семей мы сделали вывод, что начинать реабилитацию таких семей нужно не тогда, когда ребенок из этой семьи уже стал нетерпим в обществе, в школе, а тогда, когда неблагополучие только подкрадывается к семье.

Поэтому УСЗН приоритетным направлением своей деятельности считает работу с молодыми семьями и в целом с семьями с детьми. Я думаю, что при тесном взаимодействии с различными ведомствами и учреждениями задача вполне посильная. Сегодня как никогда нужно использовать опыт и знания дошкольных образовательных учреждений. Раньше считалось, что пока ребенок мал, то не нужно прилагать особых усилий для его воспитания. Физическое превосходство родителей над детьми, умение голосом и жестами заставить замолчать принималось за послушание, понимание, и такой воспитательный эффект вызывал у родителей мнимое удовлетворение.

Сегодня же очевидно то, что воспитание ребенка может быть эффективным лишь тогда, когда этим занимаются родители с младшего возраста, когда ребенок, как говорят в простонародье, помещается еще «поперек лавки».

Наступил «звездный час» для дошкольных учреждений, когда их опыт востребуется. Чтобы предотвратить негативные явления в молодых семьях, надо внушить им, что необходимо своевременно начать воспитывать ребенка, а не просто «выкармливать».

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об открытии группы муниципальной помощи в ДОУ № 13 «Сказка»

1. С целью социальной защиты детей из неблагополучных, малообеспеченных семей открыть группу муниципальной помощи в ДОУ № 13 «Сказка» с 10 сентября 1998 года.

2. Положение о группе муниципальной помощи утвердить (приложение 1).

3. Штатное расписание ДОУ № 13 «Сказка» с учетом группы муниципальной помощи утвердить (приложение 2).

А.В. Неклюдов

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением главы г. Пласта

ПОЛОЖЕНИЕ

о группе муниципальной помощи
в дошкольном образовательном учреждении

1. Общие положения

1.1. Группа муниципальной помощи создается в ДОУ с целью социальной защиты детей раннего возраста из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, не имеющих возможности обеспечить детям нормальное питание, физическое и психическое развитие.

1.2. Группа муниципальной помощи открывается городской администрацией и финансируется из городского бюджета, в том числе в части непокрываемой родительской платы.

1.3. Группа муниципальной помощи открывается в помещении, отвечающем санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, установленным для массовых дошкольных образовательных учреждений.

1.4. Группа муниципальной помощи оборудуется инвентарем, пособиями в установленном порядке.

1.5. В своей работе дошкольное учреждение, имеющее группу муниципальной помощи, руководствуется Законом РФ «Об образовании», настоящим положением, программно-методическими документами МО РФ, Уставом учреждения и другими документами, действующими в системе дошкольного образования.

1.6. Размер родительской платы устанавливается городским управлением образования в пределах установленной на территории.

2. Порядок работы и комплектования группы муниципальной помощи

2.1. Группа муниципальной помощи работает 7 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня — 24 часа.

2.2. Наполняемость группы — 15 детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

2.3. Группа муниципальной помощи комплектуется по разновозрастному принципу.

2.4. Городским управлением образования в группу муниципальной помощи направляются дети по заключению Центра социальной помощи населению, органа опеки и попечительства.

2.5. Участковые педиатры, осуществляющие патронаж или ведущие прием в поликлиниках, вправе ходатайствовать о направлении ослабленных, недополучающих нормального питания неорганизованных детей в группу муниципальной помощи. В этом случае ходатайство, заверенное заведующей детской поликлиникой, представляется в ГУО.

2.6. Для определения ребенка в группу муниципальной помощи родители представляют следующие документы:

а) направление, выписанное Городским управлением образования;

б) заключение Центра социальной помощи населению или органа опеки и попечительства;

в) справку о состоянии здоровья.

2.7. Продолжительность пребывания ребенка в группе муниципальной помощи определяется Городским управлением образования, Центром социальной помощи населению, органом опеки и попечительства индивидуально по каждому ребенку.

Документы из опыта организации групп муниципальной помощи
в Красноармейском районе Челябинской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об организации групп муниципальной помощи

От 12.11.2001 г. № 426
с. Миасское

Анализ сетевых показателей, изучение деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что по району только 58% детей дошкольного возраста Красноармейского района воспитываются в детских садах. Не охвачены дошкольным образованием 833 ребенка (42%). Из этого количества 50% детей из малоимущих, неблагополучных семей. Эти дети не получают должного питания для нормального роста и развития, часто остаются без присмотра. В то же время функционирующие детские сады не заполнены (на 100 мест 62 ребенка). С целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады из-за отсутствия у родителей (законных представителей) возможности вносить установленную плату, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в редакции от 05.01.1996 г., ст. 18, п. 2, и основными направлениями развития системы дошкольного образования в районе

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о группах муниципальной помощи в дошкольных образовательных учреждениях Красноармейского района (прилагается).

2. Рекомендовать главам сельсоветов:

— на основании Положения создавать группы муниципальной помощи;
— создать при сельсоветах комиссии из представителей здравоохранения, социальной защиты и образования для направления детей в группы муниципальной помощи;
— предусмотреть в бюджете 2002 года дополнительные ассигнования на содержание детей в группах муниципальной помощи.

3. Управлению социальной защиты (В.Ф. Сайбель), Управлению образования
(В.М. Метелкин) способствовать открытию в дошкольных образовательных учреждениях групп муниципальной помощи или приему детей в функционирующие группы на основе муниципальной помощи детей из малообеспеченных, неблагополучных семей.

4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя главы района Ю.А. Сакулина.

Глава Красноармейского района Р.Г. НАЖИПОВ

Приложение к Постановлению главы Красноармейского района № 420 от 12.11.01 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о группах муниципальной помощи
в дошкольных образовательных учреждениях Красноармейского района

1. Общие положения

1.1. Группы муниципальной помощи создаются с целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения из-за отсутствия у родителей (законных представителей) возможности вносить установленную плату, обеспечивая детям нормальное питание, физическое и психическое здоровье.

1.2. Группы муниципальной помощи открываются администрацией сельсоветов по согласованию с Управлением образования Красноармейского района и финансируются из бюджета, в том числе в части непокрываемой родительской платы.

1.3. Группы муниципальной помощи могут открываться на базе функционирующих детских садов или при общеобразовательных школах.

1.4. Плата за содержание детей в группах муниципальной помощи с родителей (законных представителей) не взимается полностью или взимается в размере, не превышающем 25% от установленной родительской платы. Решение об установлении или отмене родительской платы принимается комиссией.

2. Порядок работы и комплектования групп муниципальной помощи

2.1. Группы муниципальной помощи работают по режиму базового детского сада. Могут быть с кратковременным пребыванием (с одноразовым питанием). Режим работы групп, создаваемых при школах, устанавливается руководителем образовательного учреждения.

2.2. Наполняемость групп должна соответствовать установленным нормативам бюджетного финансирования в соответствии с Положением о дошкольном учреждении.

2.3. Группы комплектуются по разновозрастному или одновозрастному принципу (в зависимости от контингента).

2.4. В группы муниципальной помощи направляются дети по решению комиссии, создаваемой при администрациях сельсоветов (согласно постановлению) в следующих случаях:

а) семья не в состоянии оплачивать содержание ребенка в детском саду и обеспечить ему полноценное питание в течение дня дома;
б) семья относится к категории социально неблагополучных, ребенок не посещает детский сад, беспризорничает, не получает достаточного питания для нормального роста и развития организма;
в) в других случаях, определенных специальным решением комиссии на срок, установленный комиссией.

2.5. Участковые педиатры, осуществляющие патронаж или ведущие прием в ЛПУ, вправе ходатайствовать о направлении ослабленных, недополучающих нормального питания неорганизованных детей в группы муниципальной помощи. В этом случае врач выдает справку для комиссии.

2.6. Для определения ребенка в группу муниципальной помощи родители (законные представители) представляют следующие документы:

— заявление на имя руководителя образовательного учреждения;
— направление, выданное комиссией;
— свидетельство о рождении ребенка;
— справку о состоянии здоровья.

В необходимых случаях работники социальной защиты оказывают родителям (законным представителям) помощь в сборе указанных документов.

2.7. В случае отсутствия контингента для открытия группы муниципальной помощи отдельные дети могут направляться в функционирующие группы детских садов на свободные места на тех же условиях, что и в группы муниципальной помощи.

Управление образования
Красноармейского района
Челябинской области

ПРИКАЗ

Об организации работы групп муниципальной помощи

28.11.2001 г. № 138, §1

Изучение деятельности дошкольных образовательных учреждений села Миасского показывает, что только 79% детей дошкольного возраста воспитываются в детских садах. Из них охвачено дошкольным образованием 120 детей (21%). Из этого количества 50% детей из малоимущих, неблагополучных семей. Эти дети не получают должного питания для нормального роста и развития, часто остаются без присмотра. В то же время миасский д/с № 1 «Теремок» и миасский д/с № 2 «Колокольчик» недоукомплектованы детьми. С целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады из-за отсутствия у родителей (законных представителей) возможности вносить установленную плату, в соответствии с Постановлением главы Красноармейского района № 426 от 12.11.2001 г. и Положением о группах муниципальной помощи в дошкольных образовательных учреждениях Красноармейского района

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Открыть группы муниципальной помощи на базе миасского детского сада № 1 «Теремок» и миасского детского сада № 2 «Колокольчик» с 1 декабря 2001 г. с наполняемостью по 10 детей в каждой.

2. Заведующим детскими садами (Т.В. Артеевой, В.М. Устьянцевой):

а) укомплектовать группы муниципальной помощи детьми в соответствии с направлениями;
б) создать необходимые условиях для реализации прав ребенка на получение образовательных услуг в соответствии с программой дошкольного образования.

3. Главному бухгалтеру Н.П. Пашниной:

а) финансировать из бюджета содержание детей в группах муниципальной помощи:

1) Наличными средствами из расчета 1500 руб. в месяц на каждую группу (всего 3000 руб.);
2) За счет средств, получаемых по взаимозачету, товарному кредиту.

Обеспечить учет и контроль за расходованием средств, выделяемых на питание детей в группах муниципальной помощи.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления образования В.М. МЕТЕЛКИН

Документы из опыта организации групп муниципальной помощи
в Аргаяшском районе Челябинской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении и реализации Положения о группах муниципальной помощи

от 9 ноября 2001 г. № 784
с. Аргаяш

С целью защиты детей из малообеспеченных семей и выполнения Постановления губернатора области от 11.02.1999 г. № 45, Коллегии при губернаторе «Об основных направлениях развития системы дошкольного образования области» от 18.03.1999 г. № 12/3, Постановления главы Аргаяшского района «О мерах по улучшению состояния и развития системы дошкольного образования в Аргаяшском районе» от 11.04.1999 г.

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Положение о группах муниципальной помощи для детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей, не охваченных дошкольным образованием, — УТВЕРДИТЬ.

2. Управлению социальной защиты (Муслюмова Н.Ф.) создать комиссию для рассмотрения предоставленных документов о материальном положении малообеспеченных семей и принятия решений о направлении детей в группы муниципальной помощи. Срок до 1 декабря 2001 г.

3. Заведующему районным финансовым отделом (Савинов Н.П.) предусмотреть в бюджете 2002 года финансовые средства на льготное пребывание детей из малообеспеченных семей в группах муниципальной помощи.

4. Районному отделу образования (Мясников Ю.М.), главам сельских советов, органу опеки и попечительства оказывать практическую помощь в комплектовании групп муниципальной помощи.

5. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя главы района Кучугулова И.М.

Глава района С.Я. НАУМОВ

ПОЛОЖЕНИЕ о группах муниципальной помощи (для детей дошкольного возраста Аргаяшского района из малообеспеченных семей,
не охваченных дошкольным образованием)

1. Общие положения:

1.1. Группы муниципальной помощи создаются для детей из малообеспеченных семей с целью социальной защиты детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения из-за отсутствия у родителей (или лиц, их заменяющих) возможности вносить установленную родительскую плату, обеспечивая детям нормальное питание, физическое и психическое развитие.

1.2. Группы муниципальной помощи открываются районной администрацией на основании Закона РФ «Об образовании», Постановлением губернатора области
№ 45 от 11.02.1999 г. «О мерах по улучшению состояния и развития системы дошкольного образования области» и решения Коллегии при губернаторе области от 18.03.1999 г. «Об основных направлениях развития системы дошкольного образования области» и финансируются из районного бюджета, в том числе части непокрываемой родительской платы.

1.3. Плата за содержание детей, посещающих группы муниципальной помощи, с родителей не взимается полностью или взимается в размере, не превышающем 50% от установленной в районе родительской платы. Решение об установлении льготы или отмене родительской платы принимается Управлением социальной защиты персонально по каждой семье.

1.4. Группы могут открываться во всех видах дошкольных учреждений, располагающих соответствующими санитарно-гигиеническими условиями и материально-технической базой.

1.5. Группа муниципальной помощи может начать свое новое функционирование только после соответствующих изменений в росписи бюджета сельской администрации о выделении финансовых средств.

1.6. Администрация сельского совета обязана предоставить в финансовый отдел администрации и районный отдел образования ходатайство о финансировании открываемой группы.

2. Порядок работы и комплектования групп муниципальной помощи

2.1. Группы муниципальной помощи функционируют согласно режиму работы дошкольного учреждения (9—10 часов).

2.2. В группу набираются дети по социальным показаниям, определяемым Управлением социальной защиты, органом опеки и попечительства, районной больницей.

2.3. При наборе определенного количества детей, соответствующего государственным нормативам для комплектования отдельной группы, открывается самостоятельная группа муниципальной помощи по одновозрастному или разновозрастному принципу.

При наборе небольшого количества детей они направляются в общеразвивающие группы постоянного пребывания.

2.4. В группы муниципальной помощи дети направляются комиссией Управления социальной защиты в следующих случаях:

а) семья не в состоянии оплачивать содержание ребенка в массовом детском саду и обеспечить ему полноценное питание;
б) семья относится к категории социально неблагополучных, ребенок не посещает дошкольное учреждение, находится часто без надзора, не получает питания, достаточного для нормального роста и развития организма;
в) в других социально-показанных случаях по специальному решению Управления социальной защиты устанавливаются определенные сроки пребывания;
г) контрольные проверки изменений в материальном положении каждой семьи проводятся 2 раза в год.

2.5. Участковые педиатры, осуществляющие патронаж или ведущие прием в поликлиниках, вправе ходатайствовать о направлении ослабленных детей в группы муниципальной помощи. В этом случае врач выдает справку для работников Управления социальной защиты или органам опеки и попечительства.

2.6. Для определения ребенка в группу муниципальной помощи родители предоставляют в дошкольное учреждение направление, выписанное Управлением социальной защиты, с указанием срока пребывания и установленной льготы по родительской плате, решение сельского совета, медицинскую карту, справку о здоровье.

2.7. Зачисление ребенка производится на основании решения сельского совета и предоставленных соответствующих документов. С родителями или лицами их заменяющими заведующий дошкольным учреждением заключает родительский договор.

Изменения и дополнения в данное положение утверждаются как приложение к данному Положению.

 

Рейтинг@Mail.ru