Давайте ходить друг к другу в гости
Как проводить интересные
методобъединения
Cама я не один год была руководителем
методобъединений воспитателей, заместителей
заведующих по ВМР, заведующих. Всегда старалась
сделать их интересными, а главное — полезными.
Любила, когда задавали вопросы, на которые
никогда не давала ответа сразу, — мы вместе
размышляли, думали, рассуждали и лишь после этого
находили несколько вариантов ответа.
И все же в результате работы я пришла к
неутешительным выводам.
1. Многие педагоги на
методобъединениях просто переписывают чужие
перспективные планы, анкеты, методические
рекомендации — в общем, все, что попадает в руки.
Уверена, что такого быть не должно! Ведь
воспитатель, логопед, физрук, музыкальный
руководитель должны творчески подходить к своей
работе. Пропустив через себя те знания, которые
должен получить ребенок, оценив уровень знаний
по данному разделу программы у детей группы,
просмотрев необходимую литературу и
методические пособия, педагог должен сам и
только сам писать свои собственные
перспективные планы работы. Поэтому задача
методобъединения — не дать готовое, но чужое, а
научить работать самостоятельно и творчески.
2. Многие педагоги, имея высшее
профессиональное образование, не умеют
выступать перед аудиторией. Начинает человек
говорить — вроде бы и мысль интересная, и в руках
материалы уникальные, а что хочет сказать,
непонятно.
Только в том случае, если воспитатель
почувствует себя на методическом объединении
«как дома», ощутит настоящую поддержку
товарищей, он постепенно научится четко выражать
свои мысли.
3. Как бы не убеждали меня в обратном, но
я из опыта знаю, что те занятия, которые
показывают дошкольные специалисты на
методобъединениях, как правило, подготовлены и
отрепетированы заранее. Часто случается, что
неудобных, подвижных, неординарных детей просто
уводят на время занятия в другую группу — мешают!
Вот и показывают занятия со звездочками, а гости
сидят и удивляются: какие умные дети, сколько они
знают!
Я ни в коей мере не умаляю
профессионализм педагогов-дошкольников — ведь
то же самое существует и в школе. Можно понять
педагога, который показывает открытое занятие
или урок на городском уровне: сколько нервных
клеток он теряет, как волнуется, сколько выпивает
успокоительных препаратов… Да за что же ему,
бедному, такое испытание? А уж когда начинается
обсуждение занятия… Липкий страх закрадывается
в душу, а в голове пульсирует мысль: «Все! Это в
последний раз! Уйду на другую работу!»
Музыкальный руководитель моего
детского сада (замечательный специалист,
прекрасный талантливый педагог) полгода назад
перешла работать инженером по технике
безопасности. Недавно зашла в детский сад и
говорит: «Скучаю по детям, не хватает творчества,
некуда вкладывать душу, но муж и сын счастливы: не
срываюсь на них (как раньше перед утренниками), не
пишу планы, не готовлюсь к открытым занятиям, а
значит, больше уделяю времени семье».
Конечно, есть воспитатели, которым
нравится показывать свои достижения, но их
единицы. Я бывала на курсах повышения
квалификации, семинарах, конференциях во многих
регионах, и нигде ни разу не показали занятия, где
детей было больше 20 человек, хотя в беседе с любым
педагогом выясняется, что детей в группу ходит
очень много, но именно сегодня многие почему-то
остались дома. Да и я сама, работая воспитателем и
показывая занятие, тоже уводила в другую группу
Ванечку или Танечку, которые задавали слишком
много вопросов и были слишком подвижны. Как
правило, на таком открытом занятии педагогу
помогает кто-то еще (медик, если это физкультура,
второй воспитатель, если это математика, и т.п.),
хотя обычно он проводит его в одиночестве.
Так для какой галочки и для кого нужны
такие методические объединения?
Я хочу предложить коллегам свои
варианты проведения методических объединений,
не все из которых (скажу честно) опробованы на
практике.
Методобъединение-мастерская
Эта идея родилась у меня после
посещения семинаров института образовательной
политики «Эврика», где каждый участник мог
заявить свою мастерскую и рассказать на ней о
своем опыте работы то, что он считает нужным.
Применить же к МО это можно следующим образом. В
каждом детском саду есть своя «изюминка»: где-то
это физическое развитие и здоровье, где-то —
эстетическое воспитание, где-то — экологическое.
То есть тот раздел программы, в котором педагоги
добились наибольших результатов. Так почему бы
городскому или районному методическому кабинету
не составить расписание посещений таких
мастерских? Тогда все педагоги будут знать, что,
например, каждый второй вторник месяца в течение
дня можно прийти в такой-то детский сад и не
только посмотреть занятия по нужной тематике
(рядовое, а не подготовленное заранее!), но и
побеседовать с коллегами, обсудить проблему,
поделиться своими находками. На такие мастерские
не приходит сразу большое количество людей,
посещают их те, кому действительно интересно.
Согласитесь, что не каждый воспитатель при
большой аудитории поделится своими неудачами, а
вот в узком кругу обязательно расскажет о них.
При этом не только воспитатели, но и узкие
специалисты, работающие в дошкольных
учреждениях, смогут общаться друг с другом,
решать свои проблемы, делиться своими открытиями
без всяких директивных указаний свыше. А в конце
года можно провести анкетирование педагогов
города и узнать, какие детские сады они посещали
чаще, кто из коллег оказал им наиболее
действенную помощь, какие проблемы так и не были
решены (здесь уже методкабинету необходимо
провести семинар или что-то подобное), и т.п.
Гостевой обмен опытом
Эта идея принадлежит московскому
педагогу-экспериментатору Евгению Шулешко, и я
считаю ее очень продуктивной. В течение
последних двух лет мы совместно с ЦРР — д/с № 2
(заведующая — Н.И. Зеленская) проводили такие
мероприятия. Первые визиты были просто
знакомством педагогов двух дошкольных
учреждений. Как это ни странно, но, проживая в
небольшом городе и много зная друг о друге,
педагоги часто не представляют, что делается в
соседнем детском саду. Начиналось все с общей
экскурсии по детскому саду и рассказа, для чего
служит то или иное помещение, а потом гости
расходились по группам. Воспитатели ясельных
групп смотрели занятия и беседовали со своими
коллегами. Руководители физвоспитания не только
посмотрели физкультурное занятие, но и провели
занятие с дошкольниками, показали, что нового они
применяют в своей работе. Закончилось
мероприятие «круглым столом», за которым
совершенно неожиданно перешли на обсуждение
проблем преемственности в работе детского сада и
школы.
Теперь такие обмены опытом проходят
несколько раз в год, на них педагоги учатся не
только решать возникающие проблемы, но и, самое
главное, разговаривать о детях не на казенном
наукообразном языке, обсуждая заранее
подготовленные занятия, а размышляя и не
стесняясь высказать свое мнение, даже если оно
идет вразрез с мнением окружающих. Конечно, важно
при этом не забывать, что ты находишься в гостях.
Здесь можно привести такой пример: вы пришли в
гости и попробовали салат, в котором (как вам
кажется) чего-то не хватает. Как вы поступите? В
корректной форме, чтобы не обидеть хозяйку, вы
расскажете, как сами готовите такое же блюдо. То
же и с занятиями. Гости уважают мнение хозяев, но
не боятся высказать свое, а хозяева уважают
мнение гостей, но могут и (в корректной форме)
возразить, если с чем-то не согласны.
Очень интересно, когда гости
показывают занятие с детьми детского сада, куда
пришли, не готовясь к нему заранее. Но это — дело
не простое, и произойти оно может только тогда,
когда гости будут чувствовать себя в гостях как
дома.
Часто случается так, что совершенно
неожиданно возникает необходимость обсудить
какую-то проблему. К обсуждению педагоги каждого
детского сада готовятся самостоятельно, а когда
встречаемся — спорим порой до хрипоты. Но зато
сколько рождается идей! Готовясь к обсуждению,
педагоги читают много литературы по проблеме,
чтобы грамотно высказать свое мнение. Разве это
не повышение профессионального уровня? Общаясь
друг с другом, педагоги поддерживают коллег,
между ними устанавливаются доброжелательные и
доверительные отношения, они учатся
прислушиваться к мнению окружающих, — а разве в
наш век это не важно?
Какие бы мероприятия (спартакиады,
семейные праздники, Совет педагогов и т.д.) не
проходили в нашем детском саду, мы теперь
обязательно присылаем приглашение педагогам
детского сада № 2, то же самое делают и они. В этом
году мы планируем подключить к нашему
сотрудничеству и детский сад № 58.
Методобъединение детских садов,
работающих по одной программе
Не знаю, как в других городах (думаю,
что так же, как у нас), но детские сады города
Магадана работают по разным программам. И пусть
их выбор не столь широк («Истоки», «Развитие»,
«Радуга», «Детство» и т.п.), но одновременно
собирать на МО воспитателей, работающих,
например, по программе «Истоки» и по программе
«Развитие», нецелесообразно — подходы к
обучению и воспитанию дошкольников разные. Если
же создать методические объединения на основе
тех программ, по которым работают ДОУ, получится
очень интересно. Допустим, три детских сада в
вашем городе работают по программе «Истоки» —
это и будет методическое объединение. Внутри МО
создаются различные кафедры (можно назвать и
по-другому): воспитателей ясельных групп,
педагогов-психологов, воспитателей старших
групп, руководителей физвоспитания и т.п. Работая
вместе, посещая занятия друг друга — когда в этом
возникает необходимость, а не тогда, когда
спустится директива свыше, — педагоги смогут
действительно повышать свой профессиональный
уровень.
Вообще я считаю, что неправильно
организовывать методические объединения
воспитателей групп раннего возраста, старших
групп и т.п. Почему? Потому что в этом учебном году
педагог работает в ясельной группе, а в следующем
— в старшей, а мы целый год учили его, как
работать с детьми двухлетнего возраста,
например. Воспитатель должен одинаково
комфортно чувствовать себя и с малышами, и с
детьми старшего дошкольного возраста. Именно
поэтому кафедры могут создаваться по любому
принципу. Помимо этого, могут проходить
совместные заседания воспитателей и
педагогов-психологов, воспитателей и
учителей-логопедов и т.п. В конце года может
пройти расширенное заседание МО, на котором
педагоги поделятся своими находками. И тогда
ничего удивительного не будет в том, что новую
методику или какое-либо пособие создадут
специалисты из разных детских садов.
Ольга ПАСТЮК,
заведующая ЦРР — д/с № 13, г. Магадан
|