Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2002

ШКОЛА РУКОВОДИТЕЛЯ

Методический кабинет как предмет философского размышления

«Кабинет, — читаем в этимологическом словаре Макса Фасмера, — ларец с выдвижными ящиками». В XVI — XVII веках такими «ларцами» украшали комнаты дворцов, и стоили они целое состояние. Значение «рабочее помещение» слово «кабинет» получило только в ХVIII веке. А в ХIХ веке стало употребляться в том значении, в котором мы используем его сейчас, — комната для интеллектуальных занятий.
Кстати, примерно к этому же времени относится появление в русском языке и слова «интеллигенция». По крайней мере «интеллигенты» ХIХ века — Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов — писали свои бессмертные произведения в рабочих кабинетах.
Хочется верить, что сочетание «методический кабинет» соотносится с сочетанием «интеллигентный педагог» и предполагает, что именно здесь можно «интеллектуально поработать».
Своим опытом по обустройству такого кабинета делятся наши мурманские коллеги — Диана РОЖИНА и Наталия ЛИНЧЕНКО.

Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми, для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.
Нужно научить педагогов культуре работы с методическими материалами: рассказать всем, как они систематизированы, где и как расположены; объяснить, как пользоваться многочисленными картотеками, чтобы можно было быстро найти нужный материал. При этом следует обращать внимание на бережное обращение к методическим пособиям, книгам; вовремя возвращать их; если возникает необходимость, своевременно приводить в порядок (ремонтировать, подклеивать и другое); возвращая, класть на определенное место в соответствии с номером шкафа (полки) и цветной меткой (символизирующей раздел программы).
Если правила соблюдаются — литература, пособия, дидактические игры, ТСО долго служат детскому саду, экономят денежные ресурсы и время воспитателей. Однако это не должно мешать их активному использованию в работе с детьми.

Оформление методкабинета должно быть выполнено со вкусом, располагать к беседе, дружескому обмену мнениями за чашкой чая, к индивидуальной работе: чтобы воспитатель мог удобно в тишине посидеть с книгой, поразмыслить, познакомиться с опытом работы коллег, получить консультацию и поучаствовать в семинаре и даже провести там родительское собрание. Главное, чтобы каждый приход в кабинет приносил новые знания, новые мысли, идеи, обогащая опытом и создавая чувства комфорта и уюта.

В методическом кабинете хранятся наглядные материалы, дидактические пособия, демонстрационные картины, используемые на различных занятиях во всех возрастных группах. На них тоже можно создать картотеку с картой аннотаций на каждое пособие (картину), с рекомендациями по его использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями.
Все перечисленные материалы должны храниться в специально отведенных для этого местах (шкафы, стеллажи с выдвижными полками) в развернутом виде в закрытых шкафах. Правильное хранение обеспечит их долговечность.

Весь имеющийся в методкабинете материал должен учитываться. Лучше, если ведутся каталоги, помогающие быстро ориентироваться в обильной информации: алфавитный, тематический и систематический, т.е. систематизирующий по определенному принципу — по методикам, по проблемам дошкольной педагогики, по разделам программы и т.д.
Картотека, библиография статей, методические указания, каталоги должны быть напечатаны на машинке или написаны от руки очень четко и аккуратно. В карточке картотеки или в каталоге записывается название материала, дается его краткая аннотация (цель, правила, для какого возраста), указывается способ использования.

В ДОУ может быть несколько каталогов, например: по детской художественной, познавательной, природоведческой, методической литературе; дидактических игр и наглядных пособий, ТСО (в том числе аудио- и видеотеки, пластинок, слайдов, диафильмов и другие); каталог журнальных и газетных статей, книги учета игрушек и пособий, получения и выдачи пособий и многое другое.

Все шкафы должны быть пронумерованы. Дидактические игры и пособия хранятся в коробках, которые тоже пронумерованы и в зависимости от раздела имеют цветовую метку. На правой дверце напечатан перечень того, что находится на полках (с названием, целью, для какого возраста и как использовать).

Материал, представляющий опыт работы лучших или, например, аттестуемых в текущем году педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен и представлен в следующем виде:

— фотография воспитателя;
— основные данные его биографии;
— основное содержание опыта;
— доклад, представленный на педсовете, или творческий отчет воспитателя;
— детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы, перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии и видеозаписи детской деятельности и т.д.;
— рекомендации по использованию данного опыта другими воспитателями.

Методическая работа с кадрами. План работы ДОУ на год, на месяц:

— тематика предстоящего педсовета, семинара, консультации, открытого просмотра;
— литература, рекомендации к подготовке;
— задания педагогам, вопросы для обсуждения;
— графики работы МО, школ ППО, взаимопосещений;
— программа и сроки районных, городских методических мероприятий;
— материал по работе с родителями;
— другие материалы в помощь педагогам в соответствии с задачами годового плана, сезонами, темами педсоветов, мероприятиями отдела образования под разными рубриками: «Советы воспитателю», «Готовимся к педсовету», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает» и другие.

В методкабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими с разнообразной тематикой.

Анкета для воспитателей

Современные подходы в организации методического кабинета

1. Нужен ли методический кабинет в ныне существующем виде в нашем саду?

___________________________________________________________________

2. Каким, на Ваш взгляд, должен быть методкабинет в ДОУ?

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Как часто Вы пользуетесь материалами методического кабинета?

_____________________________________________________________________

4. Удобен ли для Вас график работы методического кабинета?

______________________________________________________________________

5. Достаточно ли хорошо, на Ваш взгляд, оснащен методический кабинет наглядными (да, нет) и дидактическим материалами?

_______________________________________________________________________

6. Удобно ли расставлено оборудование в методическом кабинете (шкафы с пособиями, рабочие столы, кресла, книжные полки и др.), расположены материалы?

________________________________________________________________________

7. Способствуют ли данные условия для организации труда наших педагогов, для роста педагогического мастерства?

_________________________________________________________________________

8. Замечаете ли Вы постоянно действующие выставки в методическом кабинете:

«Новинки литературы», «В помощь самообразованию», «Учимся играя», «Прочти, это интересно» и др.? Соответствуют ли они Вашим потребностям и интересам?

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Соответствует ли книжный фонд Вашим профессиональным запросам и интересам? Приемлема ли систематизация методической, научно-познавательной, детской литературы?

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

10. Что бы Вы изменили в размещении материалов методического кабинета?

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

11. Что бы Вы предложили по обновлению содержания методического кабинета?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рейтинг@Mail.ru