Методический кабинет
как предмет философского размышления
«Кабинет, — читаем в этимологическом словаре
Макса Фасмера, — ларец с выдвижными ящиками». В XVI
— XVII веках такими «ларцами» украшали комнаты
дворцов, и стоили они целое состояние. Значение
«рабочее помещение» слово «кабинет» получило
только в ХVIII веке. А в ХIХ веке стало
употребляться в том значении, в котором мы
используем его сейчас, — комната для
интеллектуальных занятий.
Кстати, примерно к этому же времени относится
появление в русском языке и слова
«интеллигенция». По крайней мере «интеллигенты»
ХIХ века — Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов —
писали свои бессмертные произведения в рабочих
кабинетах.
Хочется верить, что сочетание «методический
кабинет» соотносится с сочетанием
«интеллигентный педагог» и предполагает, что
именно здесь можно «интеллектуально
поработать».
Своим опытом по обустройству такого кабинета
делятся наши мурманские коллеги — Диана РОЖИНА и
Наталия ЛИНЧЕНКО.
Все пособия и материалы методкабинета
предназначены для дифференцированной помощи
воспитателям в их работе с детьми, для повышения
квалификации педагогических кадров, а также для
сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.
Нужно научить педагогов культуре работы с
методическими материалами: рассказать всем, как
они систематизированы, где и как расположены;
объяснить, как пользоваться многочисленными
картотеками, чтобы можно было быстро найти
нужный материал. При этом следует обращать
внимание на бережное обращение к методическим
пособиям, книгам; вовремя возвращать их; если
возникает необходимость, своевременно приводить
в порядок (ремонтировать, подклеивать и другое);
возвращая, класть на определенное место в
соответствии с номером шкафа (полки) и цветной
меткой (символизирующей раздел программы).
Если правила соблюдаются — литература, пособия,
дидактические игры, ТСО долго служат детскому
саду, экономят денежные ресурсы и время
воспитателей. Однако это не должно мешать их
активному использованию в работе с детьми.
Оформление методкабинета должно быть
выполнено со вкусом, располагать к беседе,
дружескому обмену мнениями за чашкой чая, к
индивидуальной работе: чтобы воспитатель мог
удобно в тишине посидеть с книгой, поразмыслить,
познакомиться с опытом работы коллег, получить
консультацию и поучаствовать в семинаре и даже
провести там родительское собрание. Главное,
чтобы каждый приход в кабинет приносил новые
знания, новые мысли, идеи, обогащая опытом и
создавая чувства комфорта и уюта.
В методическом кабинете хранятся
наглядные материалы, дидактические пособия,
демонстрационные картины, используемые на
различных занятиях во всех возрастных группах.
На них тоже можно создать картотеку с картой
аннотаций на каждое пособие (картину), с
рекомендациями по его использованию в разных
возрастных группах с различными
образовательными целями.
Все перечисленные материалы должны храниться в
специально отведенных для этого местах (шкафы,
стеллажи с выдвижными полками) в развернутом
виде в закрытых шкафах. Правильное хранение
обеспечит их долговечность.
Весь имеющийся в методкабинете
материал должен учитываться. Лучше, если ведутся
каталоги, помогающие быстро ориентироваться в
обильной информации: алфавитный, тематический и
систематический, т.е. систематизирующий по
определенному принципу — по методикам, по
проблемам дошкольной педагогики, по разделам
программы и т.д.
Картотека, библиография статей, методические
указания, каталоги должны быть напечатаны на
машинке или написаны от руки очень четко и
аккуратно. В карточке картотеки или в каталоге
записывается название материала, дается его
краткая аннотация (цель, правила, для какого
возраста), указывается способ использования.
В ДОУ может быть несколько каталогов,
например: по детской художественной,
познавательной, природоведческой, методической
литературе; дидактических игр и наглядных
пособий, ТСО (в том числе аудио- и видеотеки,
пластинок, слайдов, диафильмов и другие); каталог
журнальных и газетных статей, книги учета
игрушек и пособий, получения и выдачи пособий и
многое другое.
Все шкафы должны быть пронумерованы.
Дидактические игры и пособия хранятся в
коробках, которые тоже пронумерованы и в
зависимости от раздела имеют цветовую метку. На
правой дверце напечатан перечень того, что
находится на полках (с названием, целью, для
какого возраста и как использовать).
Материал, представляющий опыт работы
лучших или, например, аттестуемых в текущем году
педагогов, должен быть соответствующим образом
оформлен и представлен в следующем виде:
— фотография воспитателя;
— основные данные его биографии;
— основное содержание опыта;
— доклад, представленный на педсовете, или
творческий отчет воспитателя;
— детские работы, конспекты занятий, выписки из
календарного плана работы, перспективные планы
работы с детьми, высказывания детей, вопросы к
беседам, фотографии и видеозаписи детской
деятельности и т.д.;
— рекомендации по использованию данного опыта
другими воспитателями.
Методическая работа с кадрами. План
работы ДОУ на год, на месяц:
— тематика предстоящего педсовета,
семинара, консультации, открытого просмотра;
— литература, рекомендации к подготовке;
— задания педагогам, вопросы для обсуждения;
— графики работы МО, школ ППО, взаимопосещений;
— программа и сроки районных, городских
методических мероприятий;
— материал по работе с родителями;
— другие материалы в помощь педагогам в
соответствии с задачами годового плана,
сезонами, темами педсоветов, мероприятиями
отдела образования под разными рубриками:
«Советы воспитателю», «Готовимся к педсовету»,
«Спешите участвовать», «Спор-площадка
приглашает» и другие.
В методкабинете организуются выставки. Они
могут быть постоянно действующими и
эпизодическими с разнообразной тематикой.
Анкета для воспитателей
Современные подходы в организации
методического кабинета
1. Нужен ли методический
кабинет в ныне существующем виде в нашем саду?
___________________________________________________________________
2. Каким, на Ваш взгляд, должен быть
методкабинет в ДОУ?
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Как часто Вы пользуетесь материалами
методического кабинета?
_____________________________________________________________________
4. Удобен ли для Вас график работы
методического кабинета?
______________________________________________________________________
5. Достаточно ли хорошо, на Ваш взгляд,
оснащен методический кабинет наглядными (да, нет)
и дидактическим материалами?
_______________________________________________________________________
6. Удобно ли расставлено оборудование в
методическом кабинете (шкафы с пособиями,
рабочие столы, кресла, книжные полки и др.),
расположены материалы?
________________________________________________________________________
7. Способствуют ли данные условия для
организации труда наших педагогов, для роста
педагогического мастерства?
_________________________________________________________________________
8. Замечаете ли Вы постоянно
действующие выставки в методическом кабинете:
«Новинки литературы», «В помощь
самообразованию», «Учимся играя», «Прочти, это
интересно» и др.? Соответствуют ли они Вашим
потребностям и интересам?
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Соответствует ли книжный фонд Вашим
профессиональным запросам и интересам?
Приемлема ли систематизация методической,
научно-познавательной, детской литературы?
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Что бы Вы изменили в размещении
материалов методического кабинета?
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
11. Что бы Вы предложили по обновлению
содержания методического кабинета?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ |
|