Загадочные буквы ТРИЗ,
или Игры для детей и взрослых
Что самое страшное для педагога с
точки зрения его профессионального развития?
Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную
колею, заставляющую изо дня в день повторять одни
и те же действия, одни и те же слова, лишенные
живого смысла и значения. Привычка лишает нас
возможности найти нестандартное решение в
трудной ситуации, внимательно отнестись к
ребенку, отреагировать на его изменяющиеся
запросы, вовремя распознать его проблемы.
И потому педагогу время от времени необходимо
новое энергетическое вливание, новая
эмоциональная встряска, заставляющая его
по-новому взглянуть на себя и на свою работу.
Мы не однажды получали письма от читателей,
утверждающих, что такие встряски им обеспечивает
работа по методике ТРИЗ. Они пишут, что
знакомство с ТРИЗ по-новому расцветило их жизнь,
сделало работу захватывающе-интересной.
Время от времени на страницах нашей
газеты появляются материалы, в основе которых
лежат тризовские методы работы. К ним, например,
относится вызвавшая большой интерес у наших
подписчиков «Методика обучения детей
рассказыванию по картине» (авторы методики — Т.А.
Сидорчук и А.Б. Кузнецова).
А недавно мы получили письмо от Валентины
ПОБЕДИНСКОЙ, методиста ДОУ «Алмазик» из г.
Алмазик Республики Саха (Якутия). Она прислала в
редакцию разработку деловой игры, которая должна
познакомить педагогов с основными методами ТРИЗ.
Мы с удовольствием публикуем ее на страницах
газеты.
А чтобы у читателей во время знакомства с
материалом не возникало трудностей, предваряем
его некоторыми комментариями.
Внутрисадовский контроль — это
система сбора информации о состоянии
воспитательно-образовательного процесса и
оказания методической помощи с целью
совершенствования и развития профессионального
мастерства.
Цель контроля — обеспечить
оптимальные для каждого педагога и ребенка
результаты на основе творческого разнообразия
методик, технологий, учета возможностей и
интересов воспитанника, ради его развития.
Предварительные
комментарии
ТРИЗ — теория решения
изобретательских задач.
Придумал ее Генрих Альтшуллер
(Г.Альтов) — изобретатель и писатель-фантаст. Г.С.
Альтшуллер считал, что любого человека можно
обучить творческой деятельности. Надо только
познакомить его с приемами творческого
воображения и научить решать изобретательские
задачи.
Методика ТРИЗ располагает как
индивидуальными, так и коллективными приемами
активизации творческой деятельности.
Любое изобретение или
усовершенствование (предмета или деятельности)
связано с представлениями об идеальном конечном
результате. Этот идеал человек должен уметь
описать и определить его свойства. Таким образом,
задается направление поиска. Определение
идеального конечного результата — ИКР —
является отправной точкой творческой
деятельности.
Другим методом ТРИЗ является так
называемый «метод фокальных объектов», или МФО.
Этот метод по своему существу напоминает
комбинаторные перестановки. Так, например, можно
выделить какой-нибудь объект — «взять его в
фокус» — и попробовать наделить его
всевозможными признаками. Получится некоторое
количество комбинаций, из которых выбирается
одна, которая и прорабатывается подробно.
Одним из методов коллективного
творчества является мозговой штурм, или мозговая
атака (МГ, или МА). Мозговой штурм как метод
коллективного генерирования идей предложен А.Ф.
Осборном. Он применяется в самых различных
ситуациях, когда надо найти нетривиальное
решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для
организации мозгового штурма формируют группу
людей из 7—15 человек разных специальностей и
разного уровня образования. У группы есть
руководитель, который ставит перед участниками
некую задачу, решение которой они должны
предложить. Каждый может выдвигать самые
невероятные и кажущиеся нереалистичными или
сумасшедшими идеи и решения. Критиковать идеи
запрещается. Шутки и остроумные реплики
поощряются. За работой группы следят
специалисты-эксперты, которые сначала выбирают
из общего количества идей наиболее оригинальные
и рациональные. А затем формулируется наиболее
оптимальное решение поставленной задачи.
С того момента, как методика ТРИЗ была
адаптирована для работы с детьми, в ней появились
методы, характерные для решения речевых задач:
например, метод словотворчества (СТ) или метод
морфологического анализа. Эти методы
предоставляют детям возможность «поиграть
словами», пофантазировать и незаметно для себя
освоить на практике законы строения частей речи,
или морфологии.
Естественно, чтобы овладеть этими методами,
педагоги сначала должны испытать их на себе,
освоить их. С этой целью им и предлагается
эвристическая игра «Праздник для Солнечного
мальчика». |
«ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО
МАЛЬЧИКА»
Игра для взрослых
Образ Солнечного мальчика, или
описание идеального ребенка (Метод ИКР)
Раздается удар в бубен, привлекая
внимание играющих. Затем звучит негромкая
музыка. Ведущий начинает рассказывать сказку.
Ведущий: «Давно это было или
недавно, видел это кто-нибудь или нет, да и было ли
это на самом деле, никто не знает. Но в старину
люди так рассказывали.
В одном суровом заснеженном царстве, где большую
часть времени царствовали лютые холода и стояла
полярная ночь, в пору самых сильных морозов в
хоромах царя родился Солнечный мальчик. И был он
таким прекрасным, таким великолепным, что ни в
сказке сказать, ни пером описать. Вмиг
разлетелась об этом весть по всей земле. У самых
суровых охотников при взгляде на чудесного
ребенка теплело на душе, и они чувствовали себя
добрее. Люди слагали про него песни, рассказывали
сказки…»
Ведущий прерывает рассказ и
обращается к участникам игры:
— Каким вы представляете себе
идеального ребенка, Солнечного мальчика?
Принимаются любые варианты.
Играющие рисуют свои образы
идеального ребенка.
«Бал Феи Огня», или праздник для
идеального ребенка (Метод МФО)
Ведущий продолжает рассказ:
«С появлением Солнечного мальчика
стало светлее в холодной стране. Заиграло
северное сияние, снег начал таять, люди
повеселели и потянулись друг к другу. И решили
они устроить праздник — самый лучший, самый
необычный, которого в мире раньше не видывали...»
Ведущий предлагает играющим
придумать необычный праздник в честь Солнечного
мальчика.
Выбирают четыре любых существительных
и подбирают к ним характерные признаки
(прилагательные или причастия).
Например:
Существительные:
Фея |
Шар |
Мох |
Костер |
веселая
красивая
воздушная
цветная |
золотой
летучий
мыльный
надувной |
мягкий
серебристый
упругий
узорчатый |
большой
яркий
жаркий
красивый |
Далее составляют комбинации слов.
Вариант 1
Праздник — Феи или Фей — веселый,
красивый, воздушный, цветной. Его можно назвать
так: «Воздушные Феи», «Бал с разноцветными
Феями», «В гостях у веселых Фей», «Красивая Фея»,
«Приключения Фей в воздухе» — и т.д.
Вариант 2
Праздник — с шарами, на шаре, в шаре —
золотой, летучий, мыльный, надувной. Возможные
названия праздника: «Праздник мыльных пузырей»,
«Путешествие на воздушном шаре», «Приключения в
золотом шаре», «Бал с надувными шарами» — и т.д.
Вариант 3
Праздник — мха, на мху, во мхе.
Возможные названия: «Посиделки на серебристом
мхе», «Акробаты на упругом мхе», «Тайны
узорчатого мха», «Танцы на мягком мху», «Праздник
на мшистом батуте» — и т.д.
Вариант 4
Праздник — костра, с костром, вокруг
костра, в костре.
Возможные названия: «Волшебные встречи у
костра», «Праздник ярких костров», «Сказки
большого костра», «Яркие образы в жарком костре»
— и т.д.
В итоге можно выбрать любое название из всех
возможных или объединить несколько вариантов в
один. Например, «Танцы на мху у Феи Огня с
золотыми шарами».
Как спастись от страшилища? (Метод
МШ)
Ведущий продолжает рассказ.
«Быстро сказка сказывается, да долго
дело делается. Отпраздновали люди сурового края
свой необычный праздник и совсем «оттаяли».
Жизнь стала веселее. Cтали они в чужие края
ездить, с другими людьми общаться, о своем чуде
рассказывать. И все было бы хорошо, «да, не
познавши горя, добра не оценишь». Несчастье
свалилось на это царство. Страшное, непонятное!
В соседнем лесу в самой дремучей чаще
чудовище поселилось — ужасное, раньше
невиданное. Померкла в царстве радость,
воцарился страх. Горюют люди, по домам
спрятались. А чудище — вот оно: страшным рыком
рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас
нагоняет. Собрал государь весь народ на широкой
площади, стал речь держать: “Как же нам детей
своих малых от чудища-то уберечь? Ведь сожрет он
нас и до них доберется…” Молчат люди. Никто не
знает, как к чудищу подступиться: уж очень оно
страшное, непонятное».
Ведущий предлагает играющим
нарисовать чудовище. В процессе рисования он
объясняет педагогам назначение этого теста в
работе с детьми и его диагностические
возможности*.
По окончании рисования ведущий
продолжает:
«Плач поднялся в царстве-государстве,
все от страха трясутся, на улицу выйти боятся,
ждут, чья следующая очередь идти зверю на
погибель…»
Ведущий предлагает всем играющим
придумать, как можно избавиться от напасти.
Принимаются любые, самые невероятные
предложения. Все версии фиксируются. Далее
рассказ продолжается в соответствии с одной из
версий. В данном случае это будет заранее
подготовленная версия ведущего (так как мозговой
штурм имеет тренировочный характер).
Ведущий предлагает свою версию в
сказочной форме:
«Но тут появился Солнечный мальчик и
говорит им: «Если догадаетесь, как он
прозывается, то чудище потеряет свою силу…»
Имя для чудовища (Метод СТ)
Ведущий предлагает играющим придумать
имя чудовищу. Имя должно быть новым, ранее не
слышанным словом и ассоциироваться с чем-нибудь
добрым и приятным. Например: Светозар, Цветолюб,
Древошарик, Белобородик, Живорух. Из списка имен
выбирается самое необычное.
Ведущий продолжает: «И, о чудо! Смотрит
народ и глазам своим не верит. Чудовище-то
преобразилось, стало добрым и красивым…»
Как живет Живорух? (Метод МА)
«…Чудовище стало добрым и красивым.
Так ведь за ним уход нужен! А чем его кормить?»
Ведущий предлагает участникам игры
придумать пищу для Живоруха. Для этого
предлагается план, состоящий из вопросов такого
характера:
1. — Откуда возьмем еду?
— Из воды, из леса, из воздуха, из состояния
счастья, радости, из песни и т.п.
2. — Что (кто) может служить едой
Живоруху?
— Цветок, конфета, рыба-комар, солнечные лучи,
дождевая свежесть и т.п.
3. — Еда для Живоруха какая?
— Легкая, вкусная, прозрачная, волшебная и т.п.
4. — Куда отправимся добывать еду для
Живоруха?
— В тундру, в степь, в лес, на Луну, на голые скалы,
на далекую звезду, на радугу и т.п.
5. — В какое время суток, в какое время
года отправимся добывать еду для Живоруха?
— Ночью, во время весеннего дождя, в пору
звездопада и т.п.
6. — Какой у еды Живоруха цвет, вкус и
запах?
— Розовый цвет, соленая на вкус, пахнет
маргаритками и т.п.
Пользуясь уже освоенным методом
комбинирования элементов, составляют небольшой
рассказ о том, чем и как кормить Живоруха.
Например: На завтрак Живорух ест вкусные
июльские цветы, цветущие в тундре и имеющие
земляной запах. На обед Живорух ест солнечное
тепло и закусывает розовым светом облаков. В
ночной тьме он жует лунные тени на воде спящего
лесного озера.
Как воспитывать ребенка? (Домашнее
задание)
Ведущий продолжает: «И зажил Живорух в
этом царстве-государстве припеваючи. А по всей
земле разнеслась молва об умном Солнечном
мальчике, что избавил свой народ от напасти.
Валом повалил народ в это царство на мальчика
полюбоваться, подарочки поднести, сладеньким
побаловать, от всех трудностей уберечь. Совсем
разбаловали ребенка: все за него делают, шагу
самостоятельно ступить не дают. Спохватился
царь, видит: ребенок-то растет не обученный, не
воспитанный, а избалованный да заласканный. Как
же он народом править будет? Собрал царь совет
ученых мужей. Стали они думу думать: “Как
избавиться от этакой напасти: и народ не обидеть,
и ребенка правильно воспитать да наукам
выучить?”
Далее можно предложить играющим
организовать банк идей, используя уже
опробованные методы ТРИЗ. А можно предоставить
им возможность самостоятельно поработать дома и
представить результат своих размышлений через
определенное время. Возможно, кто-то из педагогов
попробует использовать понравившиеся ему приемы
в игре со своими домашними, которых он захочет
подключить к разработке своей идеи.
Подобный сценарий можно использовать
и в работе с детьми. Конечно, нет необходимости
сообщать им названия тризовских методов, но
объяснять их суть надо: это расширяет
технологические возможности детей.
* Тест «Неизвестное животное»
разработан М.З. Дудревич и широко применяется
психологами для диагностики личностных проблем.
Методику его проведения и обработки результатов
можно найти в книге А.Л. Венгера «На что
жалуетесь?» (Москва — Рига, Педагогический центр
«Эксперимент», 2000).
|