Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2002

ЛАБОРАТОРИЯ

Ясли с мамой

Вот уже четыре года в детском саду № 1271 работает группа «Ясли с мамой», в которой разрешается находиться матери вместе с ребенком. Возраст детей, посещающих группу, от года до 2,5 лет. Организуя работу с детьми и их родителями, мы учитывали физиологические особенности детей данной возрастной группы, психологические особенности ребенка, отношения родителей с детьми.

После полутора лет ребенок начинает осознавать, что и у мамы, и у папы есть свои дела, заботы, что мама не может все свое время уделять только ему. Важно, чтобы родители понимали, что в их отношениях с детьми существуют определенные этапы, связанные с меняющимися физиологическими особенностями ребенка, и что не следует заниматься «ломкой», переделыванием ребенка на свой лад. Именно незнание этих важных периодов часто является основой педагогических ошибок, допускаемых родителями в процессе воспитания детей. Поэтому при организации работы группы «Ясли с мамой» большое внимание мы уделяли работе с родителями. Мы также учитывали, что именно в первые два-три года происходит формирование характера, мировосприятия ребенка. От того, в какой обстановке пройдут первые годы жизни ребенка, во многом зависят его характер, коммуникабельность, любознательность, умение работать самостоятельно, творческие способности.

Дети до полутора лет активно работают с педагогами, контактируют с детьми и другими родителями лишь в присутствии мамы. Без мамы они проявляют беспокойство, плачут, отвлекаются от занятий, ищут мать.

Учитывая психоэмоциональные особенности детей, мы считаем, что матери должна быть предоставлена возможность выбора: отдавать ребенка в ДОУ на общий режим или посещать «Ясли с мамой». Начало посещения ребенком ДОУ — это важный период в жизни семьи, изменение уже сложившегося стереотипа семейной жизни, новые обязанности родителей.

Длительность пребывания матери в группе определяется прежде всего возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем быстрее происходит его адаптация к ДОУ. Большое значение имеет также психоэмоциональное состояние матери.

В группе работают воспитатели и няни. К работе с родителями привлекаются специалисты по раннему возрасту. Их задачи — установление контакта с родителями, создание родительского коллектива, помощь родителям в понимании своего ребенка. Специалист по раннему возрасту вместе с педагогом составляют индивидуальную программу работы с ребенком. После адаптации ребенка к ДОУ он продолжает посещать группу без мамы или при желании родителей может быть переведен в ясельную группу 12-часового пребывания. На каждого ребенка заполняется карта уровня психоэмоционального развития, при поступлении дается характеристика. При переходе ребенка в другую ясельную группу проводится повторная диагностика с целью установления степени его адаптации к ДОУ. Адаптация ребенка оценивается по ряду показателей: сон, аппетит, активность в играх и занятиях, взаимоотношения со взрослыми, речевая активность, настроение детей.

Занятия с детьми в группе проводятся по программе «Истоки». Большое значение мы уделяем развитию у детей творческих способностей, активно используем художественные методы (лепка, рисование красками с помощью кисти, аппликация), которые способствуют сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, а также развитию цветоощущения.

На основании опыта можно отметить, что 3—4 месяца — это достаточный срок для адаптации ребенка от года до полутора лет. Ребенок, который приходит в группу и в первые месяцы работает только в присутствии мамы, через три месяца чувствует себя в группе как дома, активно вступает в контакт с педагогом, няней, другими взрослыми и с детьми. Происходит социальная адаптация ребенка, он уже может сам постоять за себя.

Мы считаем, что работу в данном направлении следует продолжить, и ясельные «Группы с мамой» — это первый этап создания детского сада семейного типа. Учитывая изменившиеся за последние годы социально-экономические отношения в стране и необходимость выхода на работу матери через год-полтора после рождения ребенка, создание детских садов семейного типа является актуальным. Цель такого детского сада — создать условия для работающих родителей, чтобы их работа (или учеба) могла сочетаться с материнством и отцовством. Мать и отец должны относиться к подобному детскому саду как к своему помощнику.

Таким образом, задачами группы «Ясли с мамой» являются:

1. Психологическая адаптация родителей к ДОУ.

2. Формирование коллектива родителей с учетом возраста их детей.

3. Установление контакта родителей с педагогами ДОУ.

4. Адаптация ребенка к коллективу детей (социальная адаптация ребенка).

5. Развитие у ребенка контакта со взрослыми и детьми.

6. Формирование у ребенка навыков (умение самостоятельно одеваться, аккуратно есть и т.д.).

Мария ГМОШИНСКАЯ,
научный руководитель экспериментальной площадки
детского сада № 1271 г. Москвы (заведующая Н.Ф. Чернова)

 

Рейтинг@Mail.ru