Ясли с мамой
Вот уже четыре года в детском саду № 1271
работает группа «Ясли с мамой», в которой
разрешается находиться матери вместе с ребенком.
Возраст детей, посещающих группу, от года до 2,5
лет. Организуя работу с детьми и их родителями, мы
учитывали физиологические особенности детей
данной возрастной группы, психологические
особенности ребенка, отношения родителей с
детьми.
После полутора лет ребенок начинает
осознавать, что и у мамы, и у папы есть свои дела,
заботы, что мама не может все свое время уделять
только ему. Важно, чтобы родители понимали, что в
их отношениях с детьми существуют определенные
этапы, связанные с меняющимися физиологическими
особенностями ребенка, и что не следует
заниматься «ломкой», переделыванием ребенка на
свой лад. Именно незнание этих важных периодов
часто является основой педагогических ошибок,
допускаемых родителями в процессе воспитания
детей. Поэтому при организации работы группы
«Ясли с мамой» большое внимание мы уделяли
работе с родителями. Мы также учитывали, что
именно в первые два-три года происходит
формирование характера, мировосприятия ребенка.
От того, в какой обстановке пройдут первые годы
жизни ребенка, во многом зависят его характер,
коммуникабельность, любознательность, умение
работать самостоятельно, творческие
способности.
Дети до полутора лет активно работают
с педагогами, контактируют с детьми и другими
родителями лишь в присутствии мамы. Без мамы они
проявляют беспокойство, плачут, отвлекаются от
занятий, ищут мать.
Учитывая психоэмоциональные
особенности детей, мы считаем, что матери должна
быть предоставлена возможность выбора: отдавать
ребенка в ДОУ на общий режим или посещать «Ясли с
мамой». Начало посещения ребенком ДОУ — это
важный период в жизни семьи, изменение уже
сложившегося стереотипа семейной жизни, новые
обязанности родителей.
Длительность пребывания матери в
группе определяется прежде всего возрастом
ребенка. Чем старше ребенок, тем быстрее
происходит его адаптация к ДОУ. Большое значение
имеет также психоэмоциональное состояние
матери.
В группе работают воспитатели и няни. К
работе с родителями привлекаются специалисты по
раннему возрасту. Их задачи — установление
контакта с родителями, создание родительского
коллектива, помощь родителям в понимании своего
ребенка. Специалист по раннему возрасту вместе с
педагогом составляют индивидуальную программу
работы с ребенком. После адаптации ребенка к ДОУ
он продолжает посещать группу без мамы или при
желании родителей может быть переведен в
ясельную группу 12-часового пребывания. На
каждого ребенка заполняется карта уровня
психоэмоционального развития, при поступлении
дается характеристика. При переходе ребенка в
другую ясельную группу проводится повторная
диагностика с целью установления степени его
адаптации к ДОУ. Адаптация ребенка оценивается
по ряду показателей: сон, аппетит, активность в
играх и занятиях, взаимоотношения со взрослыми,
речевая активность, настроение детей.
Занятия с детьми в группе проводятся
по программе «Истоки». Большое значение мы
уделяем развитию у детей творческих
способностей, активно используем художественные
методы (лепка, рисование красками с помощью
кисти, аппликация), которые способствуют
сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, а
также развитию цветоощущения.
На основании опыта можно отметить, что
3—4 месяца — это достаточный срок для адаптации
ребенка от года до полутора лет. Ребенок, который
приходит в группу и в первые месяцы работает
только в присутствии мамы, через три месяца
чувствует себя в группе как дома, активно
вступает в контакт с педагогом, няней, другими
взрослыми и с детьми. Происходит социальная
адаптация ребенка, он уже может сам постоять за
себя.
Мы считаем, что работу в данном
направлении следует продолжить, и ясельные
«Группы с мамой» — это первый этап создания
детского сада семейного типа. Учитывая
изменившиеся за последние годы
социально-экономические отношения в стране и
необходимость выхода на работу матери через
год-полтора после рождения ребенка, создание
детских садов семейного типа является
актуальным. Цель такого детского сада — создать
условия для работающих родителей, чтобы их
работа (или учеба) могла сочетаться с
материнством и отцовством. Мать и отец должны
относиться к подобному детскому саду как к
своему помощнику.
Таким образом, задачами группы «Ясли с
мамой» являются:
1. Психологическая адаптация родителей
к ДОУ.
2. Формирование коллектива родителей с
учетом возраста их детей.
3. Установление контакта родителей с
педагогами ДОУ.
4. Адаптация ребенка к коллективу детей
(социальная адаптация ребенка).
5. Развитие у ребенка контакта со
взрослыми и детьми.
6. Формирование у ребенка навыков
(умение самостоятельно одеваться, аккуратно есть
и т.д.).
Мария ГМОШИНСКАЯ,
научный руководитель экспериментальной
площадки
детского сада № 1271 г. Москвы (заведующая Н.Ф.
Чернова)
|