Конкурс для тех, кто
работает с малышами
Воспитание и развитие детей раннего
возраста сегодня объявлено одной из
приоритетных областей дошкольного образования.
Гуманитарный, казалось бы, посыл — не разлучать
ребенка с мамой в тот период, когда младенец
больше всего нуждается в таком контакте,
предоставить семье возможность самостоятельно
справляться с воспитанием малыша в первые три
года его жизни — не привел к желаемому
результату.
Неудача «эксперимента», направленного на то,
чтобы прорвать тотальность «организованного»
воспитания, вернуть семье ее «исконные» права на
воспитание детей, объясняется целым рядом
причин.
В первую очередь это причины социального
порядка, связанные с переходом к рыночной
экономике и обнищанием населения.
Сегодня многие матери, имеющие детей грудного
возраста, вынуждены искать работу, даже не
дожидаясь окончания грудного вскармливания:
иначе семье просто не прожить. Добавим сюда
неуклонный рост количества неполных семей, где
женщина одна воспитывает малыша. Ей необходимо
где-то оставлять ребенка на время рабочего дня. С
этой точки зрения ясли для грудных детей и группы
для детей раннего возраста в детских садах
сохраняют за собой те же функции, которые они
выполняли с середины ХIХ века.
С другой стороны, причиной неудавшегося
эксперимента стала низкая
психолого-педагогическая грамотность молодых (и
не очень молодых) родителей.
Семья может быть вполне обеспеченной, чтобы
позволить молодой маме сидеть с ребенком дома
хоть до его поступления в школу. Но эта мама плохо
представляет себе, чем, как и для чего можно и
нужно заниматься с малышом.
И потому группы для детей раннего возраста
выполняют по крайней мере две функции: функцию
социальной защиты нуждающихся слоев населения и
функцию психолого-педагогической помощи
родителям.
Однако сегодня при взгляде на состояние
педагогики раннего возраста мы наблюдаем тот же
разрыв между теорией и практикой, который был
традиционно свойственен российскому
образованию.
Если психологи в своих научных трудах и
исследованиях всячески подчеркивают приоритет
первых месяцев и лет жизни для развития ребенка и
считают их невероятно значимыми, в практической
педагогике работа с малышами совершенно не
принимается всерьез.
Там, по негласным представлениям самых разных
членов общества, могут работать специалисты, не
обладающие сколько-нибудь высокой
квалификацией. Считается, что это занятие, по
большому счету, доступно каждому. Было бы
желание!
Переломить такое общественное представление
невероятно трудно.
Именно с этой целью Московским комитетом
образования совместно с Московским институтом
открытого образования был организован новый
конкурс педагогического мастерства «Первые
шаги».
Состязания участников конкурса проходили по
пяти номинациям.
Первая номинация
«Малыши в детском саду»
Это номинация для заведующих.
Главная проблема, решение которой должны были
предложить участники конкурса, формулировалась
следующим образом: «Как найти место малышам в
жизни детского сада? Как встроить в общую жизнь
жизнь группы для детей младшего возраста? Ведь
малыши, с одной стороны, нуждаются в тишине, в
особом покое. С другой стороны, им нужно ощущать
присутствие старших детей».
Ответ на этот вопрос должны были дать практика
участвующих в конкурсе заведующих, уклад жизни и
обычаи их детских садов.
Вторая номинация
«Группа для самых маленьких»
Участниками этой номинации стали
педагоги, сумевшие на высоком уровне обустроить
для малышей развивающую предметную среду.
Третья номинация
«Лучший воспитатель группы для
малышей»
Характер и содержание этой номинации
можно не комментировать. Они понятны каждому.
Четвертая номинация
«Заботливая няня»
Пожалуй, не все детские сады смогли бы
претендовать на участие в этой номинации — хотя
бы потому, что эта штатная должность все чаще и
чаще является вакантной. Однако в группах для
детей раннего возраста без няни обойтись крайне
сложно: ведь малыши еще не обладают
элементарными навыками самообслуживания!
Отсутствие няни здесь, как нигде, сказывается на
качестве воспитательного процесса. Зато если эта
няня присутствует — и она добрая, заботливая, с
умелыми и проворными руками, — цены ей нет.
И такие няни предстали на московском конкурсе
перед жюри и зрителями.
Пятая номинация
«Новые технологии для работы с самыми
маленькими»
Придумать что-то новое при работе с
малышами крайне сложно. Кажется, что все уже
давно открыто и описано. Но находятся и такие.
В этом случае они получают самую высокую оценку
жюри.
Профессиональные конкурсы
устраиваются для того, чтобы привлечь внимание
общественности к людям той или иной профессии,
разбудить к ним интерес и озвучить их проблемы.
Возможно, кому-то из наших читателей понравится
идея конкурса для педагогов, работающих в
группах для детей раннего возраста.
В этом случае мы желаем потенциальным участникам
профессионального состязания непременной
победы!
Марина АРОМШТАМ
|