Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2002

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

«Говорящие» стены

Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия.
В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже… стены.
Многие разработки, присланные на конкурс «Группы раннего развития. Развивающая среда для малышей», посвящены оформлению так называемой «сенсорной стены» — места, на котором крепятся материалы и различные приспособления для развития сенсорного восприятия детей.
Огромная роль при создании таких стен отводится цвету.
С работой по различению цветов, их называнию и использованию связано и множество других придумок воспитателей младших групп из различных регионов России.
С некоторыми из них мы сегодня познакомим наших читателей.

Мебель в форме «цветка»

Педагоги детского сада № 30 «Тополек» п. Славянка Приморского края разработали и создали оригинальную мебель под названием «Пятицветик», которая одновременно выполняет функцию обучающего пособия.

«Пятицветик» — это пять усовершенствованных детских стульчиков, скрепленных между собой в форме «цветка». Внутри «цветка» имеется объемное пространство, которое заполняется мячами, сшитыми из цветной ткани, соответствующей цвету стульев. Стульчики и мячи окрашены в красный, зеленый, желтый, белый, синий цвета. (Набор цветов соответствует требованиям ««Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.Васильевой.)

«Пятицветик» всегда находится в групповом помещении, используется в самых различных ситуациях — бытовых, игровых и собственно обучающих. Благодаря этому дети знакомятся с цветами и усваивают их названия без специально организованных для этого занятий в течение нескольких месяцев. Результаты наблюдений педагогов показывают, что к февралю 73% малышей определяют 3—4 цвета, а 21% детишек знают все основные цвета.

 

«Радужный городок»

Педагоги детского сада № 17 «Ивушка» из г. Миллерово Ростовской области создали на стене младшей группы Радужный городок.

Городок состоит из четырех плоских домиков размером чуть выше роста ребенка четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. В каждом домике «живут» геометрические фигуры такого же цвета — круг, квадрат и треугольник. Между домиками — цветной заборчик. На его желтые колышки надеваются желтые стаканчики, на синие колышки — синие стаканчики и т.д. Еще заборчик можно украсить соответствующими цветными ленточками. Возле одного из домиков сидят собачки. И вот беда: у них все время расстегиваются ошейники. Приходится детям наводить порядок — застегивать ремешки. Рядом с другим домиком гуляют медвежата. И у них все время случаются неполадки в костюмах: то пояски расстегнутся, то сапожки расшнуруются.

Есть в Радужном городке волшебное дерево, которое меняет свой внешний вид в соответствии с временем года. А над пестрыми домиками светит ласковое желтое солнышко и сияет веселая разноцветная (атласная) радуга.

Тему разноцветья продолжает экран, закрывающий батарею. На нем изображена голубая вода. А в воде «плавают» разноцветные рыбки, которые крепятся к экрану с помощью пуговиц.

«Веселое путешествие»

Так называется сенсорная стена, которую придумали для своих малышей педагоги Татьяна Рыкова и Любовь Мельникова из детского сада № 19 г. Узловая Тульской области. Все элементы панно сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве, пересадить птичек, по-новому расположить узор на спинке божьей коровки. А веселые разноцветные колобки — не что иное, как светофор.
Если «шевелится» красный колобок и кричит: «Я горю! Смотрите все на меня!» — никто не должен шевелиться. Как только «подаст голос» зеленый колобок: «Теперь моя очередь!» — все начинают двигаться, а паровозик громко стучит колесами: «Тук-тук-тук!»

В том же садике «Тополек» п. Славянка для малышей чуть постарше выкрасили в разные цвета обеденные столики и стульчики, добавив к пяти основным еще два — розовый и голубой. Названия цветов постоянно присутствуют в разговорной речи: «Саша, зачем ты берешь синий стул? Ты же сидишь за розовым столом, значит, тебе нужен розовый стул». Столы можно использовать и для организации дидактических игр, позволяющих научить детей соотносить предметы между собой по цвету. Например, давались задачи разложить кубики на столы в соответствии с цветом: на красный стол — красные кубики, на синий — синие и т.д. Разнообразие вариантов употребления названия цвета в речи позволяет учитывать психологические особенности непроизвольного внимания.

Рейтинг@Mail.ru