«Говорящие» стены
Один из классиков отечественный педагогики
утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги,
и понятия.
В дошкольных образовательных учреждениях могут
воспитывать даже… стены.
Многие разработки, присланные на конкурс «Группы
раннего развития. Развивающая среда для
малышей», посвящены оформлению так называемой
«сенсорной стены» — места, на котором крепятся
материалы и различные приспособления для
развития сенсорного восприятия детей.
Огромная роль при создании таких стен отводится
цвету.
С работой по различению цветов, их называнию и
использованию связано и множество других
придумок воспитателей младших групп из
различных регионов России.
С некоторыми из них мы сегодня познакомим наших
читателей.
Мебель в форме «цветка»
Педагоги детского сада №
30 «Тополек» п. Славянка Приморского края
разработали и создали оригинальную мебель под
названием «Пятицветик», которая одновременно
выполняет функцию обучающего пособия.
«Пятицветик» — это пять
усовершенствованных детских стульчиков,
скрепленных между собой в форме «цветка». Внутри
«цветка» имеется объемное пространство, которое
заполняется мячами, сшитыми из цветной ткани,
соответствующей цвету стульев. Стульчики и мячи
окрашены в красный, зеленый, желтый, белый, синий
цвета. (Набор цветов соответствует требованиям
««Программы воспитания и обучения детей в
детском саду» под редакцией М.Васильевой.)
«Пятицветик» всегда находится в
групповом помещении, используется в самых
различных ситуациях — бытовых, игровых и
собственно обучающих. Благодаря этому дети
знакомятся с цветами и усваивают их названия без
специально организованных для этого занятий в
течение нескольких месяцев. Результаты
наблюдений педагогов показывают, что к февралю 73%
малышей определяют 3—4 цвета, а 21% детишек знают
все основные цвета.
«Радужный городок»
Педагоги детского сада № 17
«Ивушка» из г. Миллерово Ростовской области
создали на стене младшей группы Радужный
городок.
Городок состоит из четырех
плоских домиков размером чуть выше роста ребенка
четырех цветов: красного, желтого, синего и
зеленого. В каждом домике «живут» геометрические
фигуры такого же цвета — круг, квадрат и
треугольник. Между домиками — цветной заборчик.
На его желтые колышки надеваются желтые
стаканчики, на синие колышки — синие стаканчики
и т.д. Еще заборчик можно украсить
соответствующими цветными ленточками. Возле
одного из домиков сидят собачки. И вот беда: у них
все время расстегиваются ошейники. Приходится
детям наводить порядок — застегивать ремешки.
Рядом с другим домиком гуляют медвежата. И у них
все время случаются неполадки в костюмах: то
пояски расстегнутся, то сапожки расшнуруются.
Есть в Радужном городке волшебное
дерево, которое меняет свой внешний вид в
соответствии с временем года. А над пестрыми
домиками светит ласковое желтое солнышко и сияет
веселая разноцветная (атласная) радуга.
Тему разноцветья продолжает экран,
закрывающий батарею. На нем изображена голубая
вода. А в воде «плавают» разноцветные рыбки,
которые крепятся к экрану с помощью пуговиц.
«Веселое путешествие»
Так называется сенсорная
стена, которую придумали для своих малышей педагоги
Татьяна Рыкова и Любовь Мельникова из детского
сада № 19 г. Узловая Тульской области. Все
элементы панно сделаны из материалов разной
фактуры. При желании ребенок может внести
«изменения» в развернутый на стене игрушечный
мир: перевесить фрукты на дереве, пересадить
птичек, по-новому расположить узор на спинке
божьей коровки. А веселые разноцветные колобки —
не что иное, как светофор.
Если «шевелится» красный колобок и кричит: «Я
горю! Смотрите все на меня!» — никто не должен
шевелиться. Как только «подаст голос» зеленый
колобок: «Теперь моя очередь!» — все начинают
двигаться, а паровозик громко стучит колесами:
«Тук-тук-тук!»
В том же садике «Тополек» п. Славянка
для малышей чуть постарше выкрасили в разные
цвета обеденные столики и стульчики, добавив к
пяти основным еще два — розовый и голубой.
Названия цветов постоянно присутствуют в
разговорной речи: «Саша, зачем ты берешь синий
стул? Ты же сидишь за розовым столом, значит, тебе
нужен розовый стул». Столы можно использовать и
для организации дидактических игр, позволяющих
научить детей соотносить предметы между собой по
цвету. Например, давались задачи разложить
кубики на столы в соответствии с цветом: на
красный стол — красные кубики, на синий — синие и
т.д. Разнообразие вариантов употребления
названия цвета в речи позволяет учитывать
психологические особенности непроизвольного
внимания. |