Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2002

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Гнездо для малыша

Говоря о развивающей среде для детей, мы обычно имеем в виду игрушки, игры, уголки для рисования и познавательных занятий. Но при этом часто забываем, что само пространство двора или помещения может стимулировать или тормозить развитие ребенка.

Психологи не раз отмечали, что дети предпочитают трехмерные пространства — такие, где можно двигаться не только вперед—назад—в стороны, но и вверх-вниз. Это, с одной стороны, значительно обогащает набор движений, которые при таких перемещениях использует ребенок, и работает на развитие его ловкости и координации движений. С другой стороны, трехмерное пространство стимулирует детскую игровую и фантазийную жизнь.

Замечено, что дети очень любят играть «наверху», например, на втором этаже двухэтажной кровати. Известные педагоги Никитины обустраивали у себя во дворе специальное «гнездо» — крытую площадку для игр среди ветвей толстого дерева, куда надо было забираться по канату, по лесенке или просто по ветвям. В «гнезде» дети любили играть, беседовать «по душам» и просто отдыхать. «Небесное» положение площадки в буквальном смысле приподнимало их над обыденным миром, выносило в другую, располагающую к фантазированию реальность и рождало чувство безопасности: «Здесь меня никто не достанет!»

Видимо, последнее сродни чувству кошки, которая всегда стремится усесться где-нибудь повыше — занять «господствующее» положение на местности, откуда можно обозревать окрестности и оставаться недосягаемой для врагов.

Поколение, выросшее в коммуналках, может поделиться опытом организации трехмерного пространства, рожденного далеко не педагогическими идеями, но странным образом обогатившее жизнь детей.

Одна замечательная женщина-педагог рассказывала, что больше всего любила в детстве играть на шкафу: «Обычно я смотрела на окружающих снизу вверх, так как была очень маленького роста. А здесь — все волшебным образом изменялось. Теперь я смотрела на мир сверху вниз. И мне очень легко было представлять себя повелительницей мира, любить и жалеть людей».

Другой человек, ныне известный художник, в юности, живя в коммунальной комнате, вынужден был совмещать занятия живописью не только с благородной работой дворника, но и с воспитанием троих маленьких детей. Чтобы иметь возможность дома писать картины, он построил в комнате нечто вроде балкона, тянувшегося практически по всему периметру помещения. На балконе была организована «детская» (благо, позволяли высокие потолки). А внизу жили, писали картины и принимали гостей взрослые.

Однако подобные эксперименты имели место лишь в домашнем быту или ставились в рамках семейной педагогики, как, например, у Никитиных.

Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что замечательные идеи трехмерной организации пространства для игр можно реализовать и в детском саду!

Именно такой находкой явились для нас фотографии балкончиков для активизации двигательной активности малышей, присланные на конкурс педагогами из детского сада № 60 «Крепышок» (г. Ставрополь).

Возможно, идеи ставропольских коллег станут для наших читателей толчком для реализации интереснейших и до сих пор невиданных проектов обустройства внутреннего интерьера групп.

А мы с нетерпением будем ждать новых идей и решений в этом направлении.

Редакция

Рейтинг@Mail.ru