Жил-был поэт...
«С первой встречи мы подружились на
всю жизнь..., на всю жизнь…» Как грустно это
звучит, когда друг ушел из жизни.
Весной 1962 года в поезде «Москва —
Симферополь», на который я сел в Харькове, моими
соседками по купе оказались две москвички —
бабушка и пятилетняя внучка. Пока поезд стоял,
бабушка вышла на перрон и в киоске «Союзпечать»
купила журнал «Малютка». Но прочесть ничего не
смогла, потому что за «Малютку» бабушка приняла
«Малятко» — детский журнал на украинском языке.
Я взялся помочь попутчицам, нашел в журнале
симпатичное стихотворение и перевел маленькой
москвичке:
— Ой ты, Петя-петушок, —
Удивилась хрюшка, —
Почему ты гребешок
Носишь на макушке?
Отвечал Петух свинье:
— Где же взять карманы мне?
На следующий день в разговоре с
редактором крымского издательства я рассказал о
том, что «открыл» хорошего украинского детского
поэта Владимира Орлова и был бы рад переводить
его на русский, если бы меня с ним познакомили.
— Познакомить нетрудно, — сказала
редактор. — Мы с ним дружим. Владимир Орлов живет
в Симферополе, в пяти минутах ходьбы отсюда.
Боюсь только, что переводить его на русский вам
не удастся.
Через десять минут я уже рассказывал
автору его стихотворение в своем обратном
переводе с украинского. В ответ он прочел мне
свой подлинник:
— Ну и Петя-петушок,
Удивились хрюшки, —
Почему ты гребешок
Носишь на макушке?
Говорит Петух в ответ:
— У меня карманов нет.
С первой встречи Владимир Орлов стал
для меня и навсегда остался Володей — одним из
самых дорогих и близких людей на земле.
Мы встречались довольно часто: обычно
— у него дома, в Симферополе, реже — у меня, в
Харькове, совсем редко — когда одновременно
оказывались в Москве. А еще — вместе ездили с
выступлениями по крымским пионерским лагерям и
детским санаториям. Случалось, «гостили» у
пионеров, помогая детскому «пресс-центру»,
участвуя в подготовке праздников, проводя
литературные занятия с малышами. Выступления
Володи всегда были праздником и для детей, и для
педагогов. Он прекрасно рассказывал со сцены
свои лирические, романтические и иронические
стихи, увлекательно играл с детской аудиторией,
добродушно и обаятельно подшучивал над
слушателями и над собой. А поздним вечером, когда
дети засыпали, во взрослой компании часами читал
наизусть любимых поэтов, остроумно
импровизировал, без устали каламбурил. Его
любили и слушали с удовольствием. В
импровизациях порой рождались стихи, которые
Володя потом включал в свои сборники. Например,
такое озорное двустишие:
У арбуза
Всюду пузо.
В этом едва ли не самом коротком
стихотворении в мире автору хватило четырех
коротких слов, четырнадцати букв, чтобы создать
живой, веселый, неожиданный образ. А для знакомых
Владимира Орлова это стихотворение — еще и
автопортрет поэта: Володя тоже был круглым,
крепким, звонким.
Мне мой друг урывками и к слову много
рассказывал о себе. Из этих рассказов у меня
сложилась история его жизни, которая не во всем
совпадает с официальной биографией поэта. Может
быть, Володя разыгрывал меня, выдавая свои
выдумки за описание реальных событий. Он любил
розыгрыши. Но скорее он верил в истории, которые
рассказывал, потому что и в обыденной жизни был
настоящим поэтом, романтиком и фантазером.
Мне кажется, что сохранившийся в моей
памяти вариант устной автобиографии Володи
Орлова будет интересен читателям поэта.
То ли в конце войны, то ли в начале
мирного времени, вернувшись в освобожденный
Крым, Вова четырнадцати- или пятнадцатилетним
подростком работал учеником слесаря на заводе. А
хотел стать моряком: его старший приятель учился
в Ленинградском мореходном училище. И еще Володя
мечтал покататься на велосипеде. Вторая мечта
была особенно неотвязной, потому что мастер цеха
каждое утро приезжал на работу на велосипеде, а
вечером на нем же уезжал домой. И вот однажды
мальчик не удержался. Он чуть раньше обычного
закончил работу, наскоро привел в порядок
рабочее место, выскочил за проходную и оседлал
велосипед. Володя хотел прокатиться и поставить
машину на место, прежде чем появится ее хозяин.
Но, как назло, в тот день мастер куда-то торопился
и тоже пораньше закончил работу. Он увидел, что
Володя едет на его велосипеде, и закричал:
— Украл, украл! Держите его!
Мальчишка так перепугался, что, вместо
того чтобы вернуться и все объяснить, поехал
прочь. Он побоялся вернуться домой и стал
бродяжничать. Однажды, голодный, отощавший, он
вышел к морю и увидел, что у причала стоит судно
«Галс».
Когда подросток попросил, чтобы его
взяли юнгой, ему сказали:
— Вот швабра. Надрай палубу.
И ушли.
О том, что было дальше, Володя
рассказывал так.
— Швабра на судне разборная:
палка-ручка и съемная перекладина на веревке. На
перекладину нужно намотать тряпку, выбросить за
борт, а потом поднять за веревку, надеть
перекладину с мокрой тряпкой на ручку и драить
палубу. Я начал, как надо: намотал тряпку, бросил в
море и стал тащить обратно. Чувствую — не вытащу:
она намокла, потяжелела. И тут я понял, что это мне
устроили испытание, что за мной тайком наблюдают.
Тогда я подтянул веревку к кнехтам. Это такие
низенькие металлические столбики на палубе.
Вокруг них обматывают веревку (швартов), когда
корабль причаливает к пристани. И я стал
вытягивать швабру порциями. Чуть-чуть выберу
веревку и восьмеркой обматываю вокруг кнехтов.
Володя выдержал испытание. Его взяли
помощником кока — чтобы подкормился. Когда юнга
окреп, его зачислили в команду уборщиком. Потом
он сдал экзамен и стал матросом. Помогая
корабельному повару, Володя научился прекрасно
готовить. Позже он нередко угощал друзей
вкусными блюдами собственного приготовления.
После морской службы он еще многим
занимался в жизни: шил пиджаки и брюки в ателье
мод, был типографским рабочим, журналистом,
писателем. Но всегда оставался моряком — любил и
знал море, историю и географию своего
полуострова, был знатоком морского фольклора:
Если солнце село в тучу,
Жди, моряк, наутро бучу.
Если солнце село в воду,
Жди хорошую погоду.
Таких стихотворных примет Володя знал
десятки. Может быть, сочинял их сам. И вообще,
стихи не покидали Володю после моря.
Вернувшись домой матросом, он освоил
портняжное мастерство.
— Этот костюм я выкроил себе сам, —
сказал он мне, рассказывая об этом эпизоде.
А в крымских газетах уже стали
появляться его стихи. Он писал их постоянно, даже
когда шил. Однажды стихи пришли к нему, когда он
гладил роскошный костюм какого-то областного
начальника. Пришлось сменить профессию. Он пошел
работать в типографию, потом в редакцию
евпаторийской газеты. Дорос до заместителя
главного редактора.
В это время наступила хрущевская
эпоха. Мелкие газеты закрывали, «укрупняя»
редакции. Володя остался без работы. Но к тому
времени уже вышла его первая книжка «Тимошкина
гармошка» (1958 год). И несколько книг было «на
подходе». Возникли замыслы пьес для кукольного
театра и ТЮЗа.
Володя перешел на «творческие хлеба».
У него не было высшего образования. Но
были редкие способности, интерес к жизни и
десятки людей, которые любили его и всегда готовы
были помочь. Он блестяще знал русскую литературу
— и детскую, и взрослую. Обладая тонким языковым
чутьем и художественным вкусом, он виртуозно
владел словом и любил словесные игры. Он был
желанным гостем и собеседником в пионерских
лагерях и в школах, в университете и совхозах, на
морском судне и в театре, на радио и телевидении,
в редакциях газет и в издательствах, в
библиотеках и в крымской обсерватории… Бывать в
обсерватории он особенно любил. Наверное, потому
что чувствовал родство между морем и космосом.
Более всего его привлекали тайны этих стихий.
Володя уверял меня, что видел НЛО.
Рассказывал о «маленьком человечке», который
выполнял его невыполнимые пожелания, но взамен
приносил в дом неожиданную беду.
Когда его стала одолевать болезнь, он
продолжал оставаться остроумным, неожиданным и
увлекающим собеседником. И был таким до конца
своих дней.
Уверен, он останется таким навсегда
для своих читателей.
Вадим ЛЕВИН
|