Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2002

ИГРОТЕКА

Мастерская народных умельцев

Дидактическая игра

Эта игра научит детей распознавать особенности изделий и узоров, характерных для традиционных народных промыслов.

Материал:

I. Карточки различного фона (4,5 см x 7,5 см):
1) золотой; 2) черный; 3) охра (под дерево); 4) зеленый; 5) белый; 6) голубой; 7) красный; 8) желтый. Для усложнения заданий можно добавить еще несколько карточек различных цветов.

II. Бумажные силуэты предметов народных промыслов (матрешек различной формы — семеновской, калининской, матрешки из Полховского Майдана; дымковских и городецких игрушек; посуды из Гжели и Хохломы, жостовских подносов; предметов утвари из Полховского Майдана) — по 5 различных силуэтов каждого промысла, выполненных из нейтрального (серого) картона.

III. Карточки размером 9 x 9 см с элементами традиционных узоров, знакомых детям (каждой росписи по 6 штук). Для усложнения можно включить новые элементы, но только те, которые характерны для данной росписи.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «ВСЕСВЕТОДИОДЫ». Перейдя по ссылке http://vsesvetodiody.ru/svetodiodnye_lampy/, Вы ознакомитесь с широким ассортиментом светодиодных ламп для домашнего пользования, уличных и офисных светильников. Компания гарантирует внимательное отношение к клиенту, умеренные цены и отличное качество продукции.

Варианты игровых заданий

Первый вариант

Из рассыпанных на столе силуэтов ребенок, закрыв глаза, выбирает какой-нибудь силуэт изделия народных промыслов; затем из карточек первой группы пытается правильно подобрать фон, характерный для данного промысла, а из карточек третьей группы выбирает элементы узора, которыми бы хотел расписать данный предмет.
Правильность выполнения задания оценивается всеми детьми, участвующими в игре или в занятии.

Второй вариант

Если силуэты предметов сделать больше размером, их можно использовать в качестве шаблонов, которые дети обводят, наложив на альбомный лист. Выбрав из третьей группы карточек те, на которых изображены элементы нужной им росписи, дети выкладывают их перед собой в качестве образцов и самостоятельно расписывают получившееся у них контурное изображение.
Количество карточек с элементами росписи можно увеличивать или уменьшать — это зависит от подготовки детей.

Марина ШАРОНОВА,
педагог дополнительного образования
Московского городского дворца детского
(юношеского) творчества

Предложенную Мариной Шароновой дидактическую игру можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и во время фронтальных занятий по декоративно-прикладному искусству.
Возможно продумать эстафетные варианты игры, когда команды из трех человек «собирают» необходимые элементы комплекта из трех карточек на скорость; когда игроки получают конкретное задание, например: «Из всех силуэтов выбрать те, которые соответствуют изделиям городецких мастеров, а потом подобрать к ним фон и узор». Другая команда получает похожее задание, но с названием другого промысла.

Индивидуальную работу по расписыванию можно усложнить, если раздавать детям не целые силуэты, а их половинки. Тогда ребенок, пользуясь своими начальными знаниями о симметрии, сначала должен будет вырезать целый силуэт из бумаги, а потом уже раскрасить его. В этом случае возможно аппликативное решение целостной композиции.

Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru