Мастерская народных
умельцев
Дидактическая игра
Эта игра научит детей распознавать
особенности изделий и узоров, характерных для
традиционных народных промыслов.
Материал:
I. Карточки различного фона (4,5 см x 7,5
см):
1) золотой; 2) черный; 3) охра (под дерево); 4) зеленый;
5) белый; 6) голубой; 7) красный; 8) желтый. Для
усложнения заданий можно добавить еще несколько
карточек различных цветов.
II. Бумажные силуэты предметов народных
промыслов (матрешек различной формы —
семеновской, калининской, матрешки из
Полховского Майдана; дымковских и городецких
игрушек; посуды из Гжели и Хохломы, жостовских
подносов; предметов утвари из Полховского
Майдана) — по 5 различных силуэтов каждого
промысла, выполненных из нейтрального (серого)
картона.
III. Карточки размером 9 x 9 см с
элементами традиционных узоров, знакомых детям
(каждой росписи по 6 штук). Для усложнения можно
включить новые элементы, но только те, которые
характерны для данной росписи.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «ВСЕСВЕТОДИОДЫ». Перейдя по ссылке http://vsesvetodiody.ru/svetodiodnye_lampy/, Вы ознакомитесь с широким ассортиментом светодиодных ламп для домашнего пользования, уличных и офисных светильников. Компания гарантирует внимательное отношение к клиенту, умеренные цены и отличное качество продукции.
Варианты игровых заданий
Первый вариант
Из рассыпанных на столе силуэтов
ребенок, закрыв глаза, выбирает какой-нибудь
силуэт изделия народных промыслов; затем из
карточек первой группы пытается правильно
подобрать фон, характерный для данного промысла,
а из карточек третьей группы выбирает элементы
узора, которыми бы хотел расписать данный
предмет.
Правильность выполнения задания оценивается
всеми детьми, участвующими в игре или в занятии.
Второй вариант
Если силуэты предметов сделать больше
размером, их можно использовать в качестве
шаблонов, которые дети обводят, наложив на
альбомный лист. Выбрав из третьей группы
карточек те, на которых изображены элементы
нужной им росписи, дети выкладывают их перед
собой в качестве образцов и самостоятельно
расписывают получившееся у них контурное
изображение.
Количество карточек с элементами росписи можно
увеличивать или уменьшать — это зависит от
подготовки детей.
Марина ШАРОНОВА,
педагог дополнительного образования
Московского городского дворца детского
(юношеского) творчества
Предложенную Мариной Шароновой
дидактическую игру можно использовать как в
индивидуальной работе с ребенком, так и во время
фронтальных занятий по декоративно-прикладному
искусству.
Возможно продумать эстафетные варианты игры,
когда команды из трех человек «собирают»
необходимые элементы комплекта из трех карточек
на скорость; когда игроки получают конкретное
задание, например: «Из всех силуэтов выбрать те,
которые соответствуют изделиям городецких
мастеров, а потом подобрать к ним фон и узор».
Другая команда получает похожее задание, но с
названием другого промысла.
Индивидуальную работу по
расписыванию можно усложнить, если раздавать
детям не целые силуэты, а их половинки. Тогда
ребенок, пользуясь своими начальными знаниями о
симметрии, сначала должен будет вырезать целый
силуэт из бумаги, а потом уже раскрасить его. В
этом случае возможно аппликативное решение
целостной композиции.
Редакция
|