И оживают вещи...
С появлением образовательных программ,
главной своей целью имеющих знакомство дошколят
с народной культурой прошлого, во многих детских
садах появились так называемые «горницы» —
мини-музеи старинного предметного быта (в первую
очередь крестьянского).
Однако мало собрать экспонаты для детского музея
(хотя дело это и непростое). Важно заставить их
«разговаривать» понятным детям языком.
Эта задача решается разными способами. Один из
них лежит в русле общих тенденций развития
музейной педагогики: это создание интерактивных
экспозиций. Внутри такой экспозиции ребенок (и
любой другой посетитель музея) может
познакомиться с экспонатами не только «глазами»,
но и руками, а иногда и ногами, ушами, носом. Для
маленьких детей это особенно важно, так как мир
открывается для них не через пассивное
«видение», а через активное «делание».
Большие музеи учатся создавать такие экспозиции.
Например, в московском Музее народной культуры в
качестве «зоны детской активности» выделен
специальный особнячок. Там собраны предметы
старинного быта, крестьянские игрушки, орудия
труда, не представляющие особой исторической и
культурной ценности для искусствоведов, но
обладающие мощным обучающим потенциалом. Здесь
дети могут обуться в лапти, походить с коробом за
плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за
прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные
ложки и сравнить их с баклушами — заготовками
для изготовления этих самых ложек, запустить
кубарь и т.д.
Создать поле для подобной деятельности малышей,
безусловно, под силу не только квалифицированным
музейным работникам, но и опытным, увлеченным
своим делом педагогам дошкольного учреждения.
Мини-музеи народной культуры обладают еще одним
важным свойством: они хранят «словесный» ключ к
пониманию фольклорных сказок, многие реалии
которых давно ушли из жизни не только
современных городских детей, но и их родителей.
«Стала девочка кудель прясть» — звучит красиво,
но загадочно. Что такое «кудель» и что значит
«прясть»?
«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз — и
засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл».
На какую такую лопату? На садовую, что ли? И зачем
вообще надо на лопату садиться?
Даже сказки К.Чуковского, написанные в начале
прошлого века, изобилуют деталями, с которыми
современные дети не сталкиваются. Откуда,
например, в маминой спальне взялся Умывальник и
зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Список слов можно продлевать достаточно долго.
Сегодня мы знакомим наших читателей с опытом
работы педагогического коллектива детского сада
№ 9 г. Соликамска, в мини-музее которого старинные
вещи научились «говорить» понятным и интересным
для детей языком.
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то
горяча»
Занятие в мини-музее для детей младшей
группы
Воспитатель в русском костюме
встречает детей у дверей «Избы».
Воспитатель: День добрый,
детушки-касатушки!
Дети: Здравствуй, Хозяюшка!
Воспитатель: Проходите, не
стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли
видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово
найдется:
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
Живу я в этой избе со своими друзьями. С
одним из них вы уже знакомы.
Послушайте загадку и отгадайте, кто это:
Он очень ласковый и чистый,
Лапкой моется пушистой,
Если пустит ногти в ход,
Страшный зверь — домашний…
Дети: Кот!
Воспитатель: Помните, как зовут
моего кота?
Дети: Кот Васька.
Воспитатель: Васька мой — такой
шалунишка! Очень любит он играть, любит деток
забавлять. Собирается народ! Шире, шире хоровод!
Будем Ваську мы ласкать, добрым словом называть.
Скажите Ваське ласковые слова. Какой он? (Берет
в руки кукольного кота или надевает перчаточную
куклу. Дети по очереди гладят Ваську.)
Дети: Мягкий, пушистый, добрый,
ласковый, веселый, игривый, озорной.
Воспитатель: Что делал Васька,
когда вы его гладили?
Дети: Мяукал, махал хвостиком,
выгибал спинку.
Воспитатель: Как вы думаете, что
любит есть Васька?
Дети: Лакать молоко, есть рыбу
(мясо), ловить мышей.
Воспитатель: А что делает Васька,
когда видит мышку?
Дети: Тихо подкрадывается, бежит,
выпускает коготки, прыгает, хватает, ловит.
Воспитатель: Васька очень рад, что
вы так много знаете про него. А можете ли вы его
смешным да ласковым стишком потешить?
Дети читают потешки, сопровождая
слова движениями.
ПОТЕШКИ ДЛЯ КОТА ВАСЬКИ
* * *
Как у
нашего кота
Шубка очень хороша.
(Поглаживают себя по животику.)
Как у котика усы
Удивительной красы.
(Поглаживают воображаемые усы.)
Глазки смелые,
(Показывают глазки.)
Зубки белые.
Мяу!
* * *
Кот на печку пошел,
(Имитируют кошачью походку.)
Горшок каши нашел.
(Округляют руки бочонком, изображая горшок
каши.)
На печи калачи
Как огонь горячи.
(«Пекут» пирожки.)
Пряники пекутся,
(«Пекут» пирожки.)
В лапы не даются.
(Прячут руки за спину.)
* * *
Пошел котик на торжок,
(Изображают, как ходит кот.)
Купил котик пирожок.
(Изображают, как пекут пирожок.)
Пошел котик на улочку,
(Изображают, как ходит кот.)
Купил котик булочку.
(Показывают, как пекут пирожок.)
Самому ли съесть
(Показывают, как кот задумчиво гладит усы.)
Или Бореньке снесть?
(Делают руками приглашающее движение.)
Я и сам лизну,
Я и Бореньке снесу.
(На слова двух последних строчек хлопают в
ладоши.)
|
Воспитатель: Вот спасибо
вам, ребята, порадовали вы моего кота Ваську. За
это он с вами поиграет.
Игра «Кот и мышки»
Дети вытягивают руки перед собой и
крутят кистями (это «мышки»). Педагог с
перчаточной куклой на руке прогуливается мимо
детей. С последними словами рифмовки дети должны
спрятать руки за спину, а «кот» старается поймать
кого-нибудь за руку. Пойманный выбывает из игры.
Съесть хотела мышка
Белую коврижку.
Но — прощай коврижка!
Кот увидел мышку!
Воспитатель: Охотился Васька за
мышкой, охотился — и устал. Спать захотел. Нашел
себе местечко в избе теплое да укромное.
Послушайте загадку и отгадайте, куда кот спать
улегся:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, печка-матушка.
С утра дед дров нарубил, печку затопил. Стало в
доме тепло и уютно.
Печка-то тепло хранит.
Кот на печке сладко спит.
Давайте споем коту колыбельную
песенку.
Дети поют коту колыбельную «У кота
ли, у кота периночка пухова» и на цыпочках
выходят из «избы».
З.МЫРЗИНА, заместитель
заведующей,
Н.ДАВЫДОВА, воспитатель
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то
горяча»
Занятие в мини-музее для детей от
четырех лет
Начало занятия может проходить по
описанному выше сценарию, а может развиваться
как продолжение предыдущего сюжета — т.е.
начинаться с того момента, как кот уснул на печи.
Тогда Хозяйка пробует «разбудить кота», но он
отказывается. Тогда все решают предоставить коту
возможность спать, сколько ему
заблагорассудится: ведь ночью он наверняка
отправится ловить мышей или даже крыс. Дети с
Хозяйкой вступают в беседу.
Воспитатель: Гости мои милые,
детушки любимые. Оглядитесь вокруг да скажите
вдруг: что в избе больше всего места занимает?
Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, печка. Эта
печка называется русской печью. Она очень
большая. А теперь скажите мне: для чего нужна
русская печь?
Дети: Печь нужна, чтобы в избе было
тепло и чтобы готовить еду. На печи можно
полежать и погреться.
Воспитатель: Верно, дети. Печь моя и
греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи
да кашу можно сварить в русской печи! Но сегодня я
хочу вас картошкой угостить. А в чем я буду ее
варить, узнаете, если загадку отгадаете:
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин.
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Правильно, это
чугунок. Называется так потому, что сделан из
чугуна — в кузнице отлит. Чугунок крепкий, в огне
закаленный. Его смело можно в печь ставить. Я в
нем и кашу варю, и картошку. А ваши мамы в чем
готовят?
Дети: В кастрюле.
Воспитатель: А почему не в чугунке?
Дети: Мама готовит на газовой (или
электрической) плите. Для этого удобнее
пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них
есть ручки, за которые посуду удобно держать.
Воспитатель: А для меня чугунок
удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не
запачкается и не прогорит. Для того чтобы
поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру
ухват (показывает).
Про ухват и загадка есть:
Стоит в углу палка,
А на ней металлическая рогатка.
Вы эту загадку запомните. В следующий
раз загадают ее вам, а вы ответ уже знать будете.
Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю
рогаткой чугунок (показывает) и не поставлю
на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с
ухватом да чугунком управляться, нужны ловкость
да сноровка. Хотите попробовать, каково это —
ухватом орудовать?
Дети по желанию пробуют зацепить
чугунок ухватом и приподнять его.
Трудно? Трудно! Да только не
крестьянкам, что с детства у печи управляться
научились. Ну, хватит баклуши бить — давайте
картошку варить.
Сварим мы картошку в «лупяках» — прямо в кожуре.
Приглашает двух-трех детей к печи,
чтобы те наполнили чугунок картофелинами.
Чтобы картошку сварить, нужно ее водой
залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок?
Дети: В печку.
Воспитатель: В русскую печь. А
какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок
поставить в печь, а руки не обжечь?
Дети: Ухват.
Воспитатель: Чугунок в печи
пристрою и заслонкою закрою. А, пока картошка
варится, мы с вами позабавимся. Есть у меня
волшебный кубарик. (Волчок.) Скажешь ему
волшебные слова:
Крутись, волчок,
Ложись на бочок.
— он покружится-покружится и уляжется. Куда
«носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той
стороне стоит, висит, лежит да как называется.
Дети называют предметы, находящиеся в
«избе», и объясняют, для чего они предназначены:
ступа, скалка, коромысло, сундук, туесок, чугунок,
ухват.
Воспитатель: Совсем мы с вами
заигрались и забыли про картошку. Она, наверное,
сварилась уже. Что я открываю у печи?
Дети: Заслонку.
Воспитатель: В чем варилась
картошка, помните?
Дети: В чугунке.
Воспитатель: Ох, горяч чугунок! Чем
же его ухватить?
Дети: Ухватом.
Воспитатель: Вот и сварилась
картошка в лупяках, прямо в своей одежке! (Достает
«парный» чугунок с заранее сваренной картошкой.)
Сегодня я вам о русской печи рассказала, чугунок
с ухватом показала. Делу время, потехе час. Угощу
картошкой в лупяках вас.
З.МЫРЗИНА, заместитель заведующей,
Н.ДАВЫДОВА, воспитатель
К бабе, к деду я поеду
На лошадке, в красной шапке
Занятие в мини-музее для детей от пяти
лет
Дети с воспитателем стучатся в
«избу».
Воспитатель: Мы желаем добра
хозяевам этого двора. Отворяйте дверь. Гости у
порога!
Дед и Бабушка отворяют дверь,
приветствуют детей поклоном. Дети отвечают.
Дед и Бабушка: Здравствуйте, гости
дорогие, долгожданные!
Дети: Здравствуйте, Дедушка и
Бабушка.
Бабушка: Проходите в горенку,
садитесь на лавочки.
Дети заходят в комнату и
рассаживаются на лавках.
Воспитатель: Пришли мы узнать, как
вы живете-поживаете: в добром ли здравии?
Что нового в хозяйстве?
Бабушка: Все мы вам покажем, все
расскажем. (Спохватывается.) Дед, ты лампу-то
не выключил?
Дед: Ой, забыл, заработался. (Берет
в руки керосиновую лампу.)
Воспитатель: Какой странный
предмет! Неужели это лампа?
Бабушка: Неужто никогда видеть не
приходилось? Это же керосиновая лампа. Очень
нужная вещь в хозяйстве. А как она работает, я
сейчас вам покажу. Дед, где у нас маленький
амбарчик со спичками? (Дед подает коробок со
спичками. Бабушка зажигает лампу, объясняет свои
действия.)
Воспитатель: Оказывается, огонь
может жить в керосиновой лампе. Ребята, а где еще
может жить огонь? (Ответы детей.)
Бабушка: Ишь, разумные какие! А у
вас дома есть такие лампы? Нет? Удивительно!
Воспитатель: Керосиновая лампа,
конечно, в хозяйстве нужна — там, где
электричества нет. Но такая ли уж она удобная?
Давайте, ребята, поиграем в игру «Хорошо —плохо»
и выясним преимущества и недостатки керосиновой
лампы.
Дети перечисляют, чем керосиновая
лампа хороша, а чем — плоха.
Дедушка: Ну, хоть и есть у нашей лампы
недостатки, а без нее в хозяйстве нам не обойтись.
Бабушка: Про лампу вы все знаете. А
вот про прялку и не слыхивали, наверно.
Воспитатель: Слыхали — да краем
уха. Видали — да издалека.
Бабушка: Ну, так я вам ее покажу.
Дед, подай с полочки веретено, покажу детям, как
прядут. (Бабушка садится за прялку, берет в руки
веретено, объясняет, как пряли шерстяную нитку.)
Ну а есть ли среди девочек умелицы? Кто из них
сможет веретено запустить да нитку спрясть?
Желающие девочки по очереди садятся
за прялку. Скорее всего они с поставленной
задачей не справляются. Тогда Бабушка достает
непряденую шерсть и показывает, как ее
расчесывали специальными чесалками. Потом
раздает детям по кусочку шерсти и предлагает
скрутить нитку, смачивая пальцы. Дети скручивают
нить.
Воспитатель: Да, Бабушка, с прялкой
мы и правда обращаться не умеем — нет у нас
сноровки. Зато дети знают, откуда берутся и для
чего нужны шерстяные нитки. Спроси-ка их. (Дети
рассказывают Бабушке и Дедушке то, что им
известно о шерстяных нитках.)
Бабушка: А ты, Дед, покажи детям
диковину, которую купил на ярмарке.
Дед: Вот взгляните-ка — это
рубанок. Рубанок в хозяйстве вещь нужная. Я им
досочки для лавочки строгал. Вот так. (Показывает.
Предлагает попробовать поводить рубанок
нескольким мальчикам.)
Бабушка: Ой, заболталась я с вами.
Дед, посмотри, каша-то в чугунке небось пригорела.
Дед: Где же ухват? Да вот он. (Достает
ухватом чугунок с кашей из печки.) Нет, все
ладно! Рассыпчатая! Пшено прошлогоднее, а
уварилось.
Дедушка с Бабушкой угощают ребят
кашей: обходят их с деревянной миской. Дети
достают из миски по одной ложке каши.
Воспитатель: Спасибо вам, хозяева
дорогие, за развлечение и за угощение. Но и мы к
вам не с пустыми руками в гости пожаловали.
А вот что за подарок вам принесли,
попробуйте догадаться.
Игра «Да—нет»
Дедушка и Бабушка задают вопросы о
возможном предмете. Дети отвечают либо «да», либо
«нет».
Воспитатель дарит бабушке утюг.
Бабушка: Что это за диковина
такая с веревкой?
Воспитатель: Дети, для чего нужен
утюг? (Ответы детей.) Чем раньше Бабушка
гладила белье?
Дети рассказывают историю утюга,
представленную предметами музея, показывают, как
гладили с помощью «праутюгов», как закладывали
угольки в чугунные утюги и т.д. Все вместе читают
стихотворение С.Маршака:
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!
Затем Бабушка с Дедом загадывают
ребятам загадки о тех предметах, которые есть в
музее или связаны с ними. (Например, огонь и дым
связаны с печью.)
Дедушка: Ай да молодцы! Ай да
умники! За их старание да прилежание расскажи им,
Бабушка, сказку.
Бабушка: Сказку? Дай-ка припомню…
Рассказать вам про лису?
Дети: Да!
Бабушка: Да она давно в лесу! Может,
лучше про гуся?
Воспитатель: Про гуся — так про
гуся!
Бабушка: Так вот и сказка вся!
Воспитатель: Бабушка, ты над нами
шутишь!
Бабушка: Ладно, ладно. Слушайте:
По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.
Свинья на дубе гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела:
Не утяточек, не цыпляточек —
Малых детушек, поросяточек.
Поросяточки на сучках висят,
На сучках висят — полететь хотят!
Вот и сказка вся —
Повторить нельзя!
Дед: Ай да сказка-небылица! И могло
же такое случиться! А теперь я с детьми поиграю,
пословицы им загадаю.
Игра «Ты начни, а я закончу».
Дед начинает пословицу, дети
подсказывают ее продолжение. Потом дети могут
поменяться ролями с Дедом.
Воспитатель и дети благодарят Бабушку и Дедушку,
прощаются и уходят.
С.ХАРИТОНОВА, воспитатель
детского сада № 9 г. Соликамска
Фото из архива детского сада № 9 г.
Соликамска
|