Музейная педагогика:
истоки, настоящее и перспективы
Словосочетание
«музейная педагогика», которое сегодня прочно
вошло в повседневную жизнь, без преувеличения,
всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг.
звучало непривычно не только для обывателей, но
даже для музееведов. За прошедшие двенадцать лет
ситуация резко изменилась.
Отечественные музеи практически
одновременно и повсеместно активизировали
работу с детьми, стали создавать для них
интерактивные мероприятия и экскурсии,
музейно-педагогические программы. Отделы
массовой научно-просветительной работы и
научной пропаганды во многих музеях были
преобразованы в отделы музейной педагогики. В
1990 г. в Санкт-Петербурге впервые в нашей стране
был создан Российский научно-практический центр
по проблемам музейной педагогики. В Москве в это
же время начинает действовать творческая
лаборатория «Музейная педагогика» на кафедре
музейного дела Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма
(АПРИКТ). Музейно-педагогическими исследованиями
занимаются в Российском институте культуры и в
Московском институте развития образовательных
систем (МИРОС).
Причины роста популярности музейной
педагогики — самые разные. Во-первых,
большинство российских музеев из-за
экономических трудностей в стране «потеряли»
туристов, основную категорию своих посетителей.
Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия,
на которых держались все без исключения музеи
страны, особенно краеведческие и исторические:
прием в пионеры и комсомольцы, встречи с
делегатами партийных съездов, ветеранами войны и
труда и т.д. Отечественные музеи вынуждены были
привлекать новых посетителей, используя при этом
нетрадиционные методы. В итоге в практику стали
внедряться музейно-педагогические программы,
рассчитанные в основном на детскую и школьную
аудиторию, интерактивные экскурсии, музейные
праздники и фестивали для местных жителей.
Как и любое другое начинание, музейная
педагогика имеет свои исторические корни. Сам
термин «музейная педагогика» стал известен
отечественным музееведам в 1970-х гг. благодаря
немецким коллегам. Однако те методы и приемы,
которые впоследствии получили название
«музейная педагогика», использовались в
Советской России создателями первых детских
музеев еще в 1920-е годы. Это Н.Д. Бартрам —
основатель первого детского музея в нашей стране
— Музея игрушки, Я.П. Мексин — директор Музея
детской книги, А.У. Зеленко — создатель
неосуществленного проекта Детского дворца, в
котором, как предполагалось, найдется место не
только музейным экспозициям, но и театру и даже
площадкам отдыха для детей. К сожалению, успешные
начинания Бартрама, Зеленко и Мексина уже в 30-х
годах были преданы забвению. Принципы ориентации
на возрастные особенности музейной аудитории,
взаимосвязи школы и музеев, подготовки юного
поколения к взрослой жизни через игру и с помощью
музейных средств стали возрождаться в России
только в 1990-е гг.
Возрождение музейной педагогики в
нашей стране непосредственно связано сначала с
общесоюзным, а затем общероссийским постоянно
действующим семинаром «Музей и подрастающее
поколение» в г. Москве. Его бессменным
руководителем с 1984 г. является Е.Г. Ванслова.
Заряд энергии и идей многие отечественные
специалисты, ставшие первыми российскими
музейными педагогами, получили именно благодаря
участию в «Вансловских чтениях», как они
называют семинар. В разные годы участниками
семинара были: Б.А. Столяров — руководитель
Центра по проблемам музейной педагогики
(Санкт-Петербург), Т.Н. Панкратова и
Т.В. Чумалова (Москва) — авторы программы
«Окружающий мир и музей», В.А. Новожилова,
заведующая отделом музейной педагогики
Ярославского государственного
историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника, Т.А. Полежаева — автор
проекта детского литературного музея Деда Мазая
(Ярославль), — и многие другие. Называя себя
музейными педагогами, участники семинара
создают авторские музейно-педагогические
программы для детей дошкольного и школьного
возраста, опираясь на местный исторический
материал, тесно сотрудничают со школами и
детскими садами.
Дарья ОЗЕРОВА,
г. Ярославль
|