Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Рисуем... воздухом

На глазах у детей изготовляется кукла-свертка — она станет для них проводником в игру. Затем нужно выяснить, что известно детям о свадьбе, зачем ее играют («играть свадьбу» — не случайное выражение), кто в ней участвует.

Далее педагог рассказывает:

«Свадьба — это очень сложный обряд. В ней много действий, песен, игр. Все они не придумывались каждый раз заново, а передавались из поколения в поколение. Дочку выдавали замуж так же, как когда-то ее собственную маму и бабушку. Чтобы стать участником свадьбы, надо было многому научиться заранее.

Играли свадьбу несколько дней. А до свадьбы происходило еще много разных событий, в которых участвовали жених, невеста, их родители, друзья и подруги. Как же это происходило? Об этом мы узнаем на следующих занятиях».

В конце занятия педагог предлагает детям разучить хороводную игру, в которую раньше играли на свадьбах или во время других праздников.

Для следующих занятий делаются еще куклы — по количеству персонажей, участвующих в сценках настольного театра. Особенность куклы-невесты — длинные волосы (например, из шерстяных ниток), которые можно заплетать в косу и расплетать.

Я работаю в детском саду педагогом-психологом, и мне очень помогают статьи, напечатанные в вашей газете. На коррекционных занятиях я использую эмоционально-символический метод (превращение символов или образов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования), и мне очень помогают нетрадиционные приемы творчества, о которых рассказывается в вашей газете. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки, что особенно ценно для проблемных детей. Работа именно с такими детьми — гиперактивными, которые при рисовании набирают на кисть излишнее количество краски и воды, — подсказала мне новый прием рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха. Со старшими ребятами мы называем его «Рисунок ветра», а с младшими — «Мой помощник ветерок». Надо набрать немного больше, чем достаточно, краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на каплю в желаемом направлении. И без помощи кисти начинает на глазах расти трава, веточка, расцветает цветок, начинается волшебное превращение. Для застенчивых или ослабленных детей листок бумаги можно поднести поближе к лицу, чтобы струя выдыхаемого воздуха была сильнее.

Рисунок Мокрецовой Юли, 6 лет

Рисунок Мокрецовой Юли, 6 лет

Рисунок Горбаченко Светы, 6 лет

Рисунок Горбаченко Светы, 6 лет
Рисунок Тагильцевой Оли, 6 лет

Рисунок Тагильцевой Оли, 6 лет

Этот прием можно назвать и коррекционным: он тренирует навыки саморегуляции, контроля дыхания и психики, развивает мышление, фантазию и речь (поскольку ребенок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок). Приемы при рисовании можно комбинировать, дорисовывая детали или объекты кистью.

Людмила САМОХОДКИНА,
детский сад № 13 «Теремок»,
г. Нижний Тагил, пос. Свободный

 

Рейтинг@Mail.ru