Кто учит ребенка
читать в современном обществе?
Ситуация приобщения ребенка к книжной
культуре в наши дни, по-видимому, радикально
меняется. Педагоги, родители, другие воспитатели
с тревогой говорят о том, что дети стали меньше
читать.
Действительно, согласно данным исследований
начала 90-х годов, престиж чтения несколько
снизился, и оно постепенно замещается другими
досуговыми занятиями — играми, общением со
сверстниками, просмотром телепередач и
прослушиванием музыкальных произведений.
Данные исследований конца 80-х — начала 90-х годов
свидетельствуют о том, что значительная часть
детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы
можем стать обществом «вторично неграмотных»,
косвенно подтверждают и педагоги.
В процессе социализации ребенка усиливается
роль средств массовой информации. Развивается
культура, которую называют по-разному:
«визуальная», «видеокультура», «электронная
культура». Меняется домашняя среда, в которой
растет ребенок, и к домашней библиотеке
добавляются фонотека, видеотека, компьютерная
игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что
в России набирает темпы процесс, который на
Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения».
Вхождение ребенка в книжную вселенную
происходит в первую очередь с помощью
литературы, специально созданной для детей. В
«Хартии читателя» (1992 г.) — документе, с которым
Международная ассоциация издателей обращается к
правительствам всех стран, подчеркивается, что
чтение — это всеобщее право. Особое внимание
здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу
к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению
чтения.
Приобщение дошкольников к книге и
чтению возможно главным образом в семье и иногда
в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным
исследования РГБ начала 90-х годов, посвященного
изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного
возраста преобладает категория родителей,
которые не заботятся о приобщении ребенка к
чтению. В таких семьях, как правило,
культивируется ежедневный просмотр телепередач
и видео. Около трети родителей хотели бы
приобщить детей к книжному богатству, но им не
хватает подготовки, знания особенностей ребенка
как читателя. Самая малочисленная категория
родителей (около 22%) уделяет большое внимание
развитию ребенка, иногда устраивает совместные
семейные чтения. К сожалению, большинство
родителей отличает низкая степень
информированности о книгах для детей. Репертуар
книг для семейного чтения недостаточно
разнообразен, зачастую случаен, поэтическая
подготовка дошкольников пребывает в плачевном
состоянии.
К сожалению, детский сад не в состоянии
компенсировать проблемы семьи.
Уровень компетентности воспитателя —
сотрудника детского сада в проблемах детского
чтения, как правило, низок. Даже в тех
воспитательных учреждениях, где в программу
обучения и воспитания входит приобщение детей к
литературе, используются обычно небольшие по
объему или сокращенные произведения разных
жанров, с помощью которых невозможно привить
любовь к книге. Другие, более компетентные,
консультанты — библиотекари пока мало работают
с семьями, где есть дети дошкольного возраста. В
результате исследователи детского чтения
констатируют тенденцию замедленного введения
ребенка в книжную культуру.
Cогласно последним американским
исследованиям, в вопросах детского чтения
«воспитателем, практически не имеющим себе
равных», является… телевизор.
С одной стороны, телевидение
пробуждает интерес к окружающему миру и тем
самым стимулирует чтение. С другой стороны,
порождает поверхностное восприятие информации.
В результате способность детей к длительному
сосредоточению при чтении утрачивается.
На Западе педагоги признают появление «ленивых»,
пассивных читателей, которые умеют, но не хотят
читать.
Исследователи отмечают, что влияние телевидения
сказывается также и в том, что оно приучает
потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много
смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы.
У детей становятся все более популярными журналы
комиксов, посвященные различным героям
мультфильмов — медвежонку Бамси,
черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким
образом, низший слой массовой культуры все более
внедряется в читательский и зрительский мир
ребенка.
По мнению американских специалистов, успехи
школьников в учебе зависят от времени, которое
они посвящают просмотру телепрограмм.
Выяснилось, что чем меньше времени они
проводят перед телевизором, тем лучше учатся.
Чтение относится к общенациональным
проблемам, и от его состояния зависят духовное
здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается
некоторыми социологами как «чуткий показатель
состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным,
можно добавить, что детское чтение — индикатор
не только состояния общества, но и отношения
общества к своему будущему. Вот почему во многих
развитых странах проводится государственная
политика в области чтения, и особые усилия
прилагаются для поддержки и стимуляции чтения
детей и молодежи.
В нашей стране проблема детского чтения долго не
осознавалась как государственная задача.
Государственные структуры управления до сих пор
не уделяют должного внимания изучению системы
«Ребенок — книга», не признают приоритета
детства в ряду социальных исследований и
отказываются финансировать соответствующие
проекты. У нас нет ни «карты детской культуры»
(которая есть в Швеции), ни «карты детского
чтения» (которая была сделана в Германии), ни
специального института или хотя бы центра
изучения детского чтения и книги для детей
(которые есть во многих государствах).
Опираясь на опыт развитых стран и богатую
отечественную практику, в России нужно
разработать как часть культурной политики
политику в области детского чтения. Необходим
целый ряд мер для того, чтобы, согласно
подписанной нами Конвенции ООН, права ребенка на
культурное развитие, в том числе на детское
чтение, были не только признаны приоритетными, но
и воплощены в жизнь.
Вера ЧУДИНОВА
По материалам статьи «Книжная вселенная
детства».
http://www.rsl.kemsu.ru/bgk/1998/3/96.htm
|