Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2002

БАБУШКИН СУНДУК

Петр КОШЕЛЬ

Из истории книги

Как сваляли книгу

Рассказывают старую историю о том, как изобрели бумагу. Случилось это будто в XI в. в одном итальянском монастыре.

Одного буяна-монаха в наказание заперли в келье — пусть, мол, посидит, одумается, придет в себя.
Но монах не хотел сидеть взаперти. Он считал, что терпит понапрасну. Он бил ногами в дверь, кляня всех на свете.
Никто не отзывался.
В бессильной ярости монах разорвал на себе рубаху. Он зубами раздирал ее на куски. Он жевал ее, скрежеща зубами, и выплевывал в бешенстве на стол комочки жеваной ткани.
Понемногу гнев остывал.
Тут монах заметил, что напакостил. Куча жвачки лежала на столе.
Он сгреб в горсть эту кашу и шлепнул ее с размаха о кафельную печь. И завалился спать, обессилев.
Наутро дверь была по-прежнему заперта. Было скучно. Монах слонялся по келье, ища занятие.
Вдруг он увидел на печи какую-то сероватую нашлепку. Он отодрал ее и нашел, что сторона, приклеившаяся к кафелю, гладкая, как пергамент.
В келье было перо и чернила, и через несколько минут монах, закусив губу, прилежно вырисовывал на лепешке заглавные буквы.

Не слишком правдоподобная история.
Если принять ее на веру, то первая бумажная фабрика, пожалуй, представится так. Сидят люди, жуют рубашки и плюют в потолок. И по временам сдирают с потолка бумажные обои.
А есть еще другая версия.

Среднеазиатские кочевники были замечательными мастерами валять войлок.
Как им такими не быть! Льна не сеяли, хлопка не растили, шелковичного червя не разводили. Зато верблюжьей и овечьей шерсти — хоть завались. Вот и валяли из шерсти войлок, а уж из войлока делали все: одежду, палатки, кошму для кибитки. Войлок у кочевников — самый первый материал.
Из Китая в Среднюю Азию приходили книги. Кочевники вертели книги в руках, хвалили красивую китайскую работу.
Работа чудесная! Книги написаны на бледном хрустящем шелке. Шелк покрыт гибкой сверкающей пленкой прозрачного лака, а по лаку цветной тушью письмена.
Вызывает хан своих мастеров и дает им нахлобучку:
— Только и умеете, что войлок валять! Смотрите, что делают китайцы... какая прелесть!
— Не гневись, светлейший хан, — кланяются мастера. — Будь уверен — сделаем не хуже.
— Где уж вам! Молчите... Вам и ткани такой не выткать!
Мастера спорить с ханом не стали.
Был у них план: сделать книгу по-своему.
«Верно, — думают они, — такой ткани нам не выткать, но зато войлок-то мы делать умеем».
Решили они делать книгу из войлока.
Только как свалять тончайший войлок, светлый и прочный, как шелк? Верблюжья шерсть не годится — слишком груба.
Набрали они шелковых лоскутков и стали их толочь, растирать между камнями. Распушили на тончайшие волоконца.
И потом все в воду.
Мелкие волоконца всплывали на поверхность и сбивались, как пушинки одуванчика в сонном летнем пруду.
Они плавали на поверхности воды, как белая пленка. Эта пленка была будущим книжным листом. Ее надо было снять с воды, как снимают пену с супа, шумовкой какой-нибудь. Вместо шумовки взяли густое сито.
Вода сцедилась с сита, и на сетке осел слой тончайшего волокна. Его подсушили и легко отодрали от сита. Получился тонкий и прочный лист: крепко слиплись и переплелись тончайшие волоконца. Это был первый лист бумаги.
Из бумаги сделали книгу и писали на ней кисточкой из крысиных волос.
Неизвестно, понравилась ли хану книга. Может быть, и нет. Может, он остался при своем и считал, что у китайцев лучше. Кочевники были сплошь неграмотными, книги и бумага их не заботили.
Но китайцам бумажная книга очень понравилась. Китайцы мигом сообразили, какая важная вещь бумага. Делать бумагу было много проще и дешевле шелковой ткани. Китайцы писали много книг, и бумага им нужна была позарез.

Да, не буян-монах и не с бухты-барахты придумали бумагу.

Тщеславный король Пергама

Однажды король одного из великолепнейших в древности городов Малой Азии — Пергама — пожелал устроить в своем дворце библиотеку. Ему хотелось перещеголять знаменитую библиотеку в египетской Александрии. Он с соседями, египетскими царями, не ладил. Ему было бы приятно досадить таким способом. Пергам был уже славен своими тканями, коврами, гончарными изделиями и лекарственными мазями. Король Евмен пожелал прославить его еще и книгами.
Книга в то время стоила очень дорого. Чтобы сделать книгу, брали большой сверток папируса, переписывали на него произведение, которое желали иметь, и клали в хранилище. Полоса папируса наматывалась на стержень, как нитка на катушку.
Папирус умели делать только в Египте. Его делали из стеблей растения, которое росло лишь в Египте, и способ приготовления знали только египтяне. Считалось притом, что необходим ил египетской реки Нил.
Египетские цари из рода Птолемеев решили помешать Евмену прославить его имя и город Пергам. Они запретили вывозить папирус и даже само растение, из которого папирус делали.
Папирус — вид тростника, вроде нашего камыша, рос на болотистых равнинах Египта и Палестины. Стебель его очищали от листьев и из средней части вырезывали тонкие полоски. Затем их укладывали между гладкими досками, смазывали клеем, прессовали и высушивали на солнце. Получались светло-коричневые листы, тонкие, как полотно, хрупкие, но вполне пригодные для письма. Писали на папирусе палочками с остро отточенными концами. Для письма употребляли либо черные чернила из сажи, либо красные из растительных соков, иногда — золотой или серебряный порошок.
Самые древние из найденных папирусов имеют давность четыре тысячи лет. Часто они до такой степени высыхали от времени, что рассыпались в порошок при одном прикосновении. Особенно много папирусов найдено в древних гробницах. На одном из них, хранящемся в парижском музее Лувр, изображено, как душа покойника превращается в разных животных — цаплю, ястреба, ласточку, кошку.
Без папируса, казалось, нельзя устроить библиотеку. Так решили досадить они Евмену.
Но ведь писать приходилось и в иных местах, кроме Египта. Писали на камнях, писали на коре деревьев, писали на кожах. Странно, что не придумали способа писать на тканях, по крайней мере нигде не упоминается такой способ.
Евмен узнал, что пастухи в горах его страны делают записи на коже. Сам ли Евмен придумал, или по его приказу поработали придворные ученые, но скоро в Пергаме нашли способ так приготовлять грубую кожу, что из нее сделалось возможным изготовлять книжные свитки не хуже, чем из папируса. И вот из-за нехватки папируса в Пергаме возникло новое производство — выпуск пергамента. Так назвали кожу для письма.
Две тысячи книжных свитков собрал Евмен в своем книгохранилище. Все они были написаны на пергаменте. На тысячи лет могли они сохранить для потомков рассказы о жизни того времени, о славных деяниях. И они действительно прославили имя короля Евмена.
Много сотен лет спустя дипломы и всевозможные документы, которые должны были храниться долго, продолжали писать на пергаменте. И этим же именем назвали потом особый сорт бумаги, крепкой и плотной.
Пергамент был гораздо дороже папируса, но зато много прочней и удобнее: на нем можно было писать с двух сторон. Ввиду его дороговизны иногда вытравляли старый текст и заменяли новым. Особенно часто это делалось в средние века. Сколько древних рукописей исторического и научного значения погибло в эту пору!
Свиток папируса или книга на пергаменте были предметами роскоши. За рукопись на пергаменте можно было купить целую виллу.
Да, папирус и пергамент были дороги. Да и сама переписка книг стоила дорого, потому что мало было ученых людей, которые могли бы правильно переписывать. Поэтому писали только самые важные сообщения, которые нужно было сохранить надолго. Для каждодневного употребления пользовались дощечками, на которых можно уничтожать написанное. Иногда дощечки покрывали тонким слоем воска и писали тонким острием. Когда запись становилась ненужной, воск нагревали, он растапливался и запись стиралась; когда воск застывал, можно было писать снова.
Четыре тысячи лет назад египтяне вырезывали свои законы и легенды о богах на камнях гигантских построек — пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах развалин древнего Вавилона. Были целые библиотеки из каменных или глиняных плиток, на которых при помощи особых приспособлений выдавливались письмена. В 1852 г. на берегу Тигра, на месте древней Ниневии, была открыта богатая библиотека из таких плиток. Ученые расшифровали эти письмена — здесь были летописи, легенды о мироздании, записи законов. Эта библиотека находилась во дворце ассирийского царя Ассурбанипала, жившего за две с половиной тысячи лет до нашего времени.

Позднее слова вырезывались на бронзовых пластинках.
В Древней Греции и в Древнем Риме писали на раковинах и глиняных дощечках.
Для более широкого производства книг необходим был дешевый материал. Тогда-то китайцы и придумали бумагу.

Публикация статьи произведена при поддержке типографии «Август Борг». Типография «Август Борг» предоставляет профессиональные услуги офсетной печати книг в Москве. Печать книг от типографии «Август Борг» - это современное оборудование и услуги опытных специалистов, которые обеспечат корректную и высокоточную цветопередачу, изготовят качественный переплет и произведут надежную послепечатную обработку. Узнать больше о предложении типографии «Август Борг», увидеть примеры выполненных работ и заказать печать тиража книг On Line можно на сайте http://www.augustborg.ru

  • Самой большой книгой в мире считается древнейшая летопись, высеченная на стенах храма в Фивах в Греции. Каменные страницы этой летописи достигают 40 метров в ширину.

  • Наибольшее число бумажных страниц содержит китайская энциклопедия XVII в. — в ней 853 456 страниц.

  • Самой маленькой можно считать книжку, изданную в 1896 г. в итальянском городе Падуе. В ней напечатано письмо Галилея. Точный размер книги-малютки — 16 x 11 миллиметров, что равно примерно величине ногтя на большом пальце руки.

  • Первой газетой в мире считается китайская газета «Конгэое», которая выходит без перерыва уже 1047 лет.

  • Самой большой библиотекой в мире является Российская государственная национальная библиотека в Москве, она имеет более 25 миллионов книг на 173 языках.

  • Самой маленькой библиотекой в мире считают библиотеку в индийском городе Амритсаре, где хранится одна священная книга.

Рейтинг@Mail.ru