Путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Праздник для детей от пяти лет
Ведущий: Ребята, любите ли вы
сказки? Хотите вместе со мной отправиться в
сказочную страну? Тогда — в путь!
Звучит музыка. Дети следуют за
педагогом или имитируют движение. Перед ними —
декорация пушкинского Дуба.
Ведущий: Посмотрите, какое большой
дерево! Кто знает, как оно называется?
Дети: Дуб!
Ведущий: Верно, дуб. Но дуб не
обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях
сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом.
Какой поэт описал именно такой дуб?
Дети: Пушкин.
Детям предлагается среди портретов
известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.
Ведущий: Конечно, Александр
Сергеевич Пушкин. Скажу вам по секрету, что
дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под
дубом лежит конверт. Давайте вскроем его и
прочитаем, о чем там написано!
Ведущий читает письмо, адресованное
детям. В нем написаны слова-заклинания, с помощью
которых можно оживить всех сказочных героев.
Ведущий: Ну что, ребята, рискнем?
Будем оживлять героев?
Дети: Да!
Ведущий: Итак, произносим все
вместе слова-заклинания:
«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…»
Из-за дерева выходят ожившие герои.
Кот: Ну и шмякнулся я, ну и
мяумякнулся… Если бы я не был самым прыгучим
котом в нашем Лукоморье — не собрать бы мне
косточек! Вот что значит путешествовать по
разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в
сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту
Ученому! Мурр! (Обращаясь к детям.) А вы почему
меня не хвалите? Думаете, легко попасть из
Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому
коту под силу! У меня получилось, потому что я
самый ученый Кот на свете!.. Здравствуйте!
Мяу-мурр!
Баба Яга: Ой, сколько упитанных
мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да
какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась,
сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря!
Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь большой
праздник ожидается! А где праздник, там и
приключения! Ох, чую, чую носом своим —
приключения!
А, и ты здесь, Кот Ученый! Видно, рассказываешь
ребятам свои лукоморные сказки?
Кот: Да я уже давно здесь! Хочу
пригласить девчонок и мальчишек этого детского
сада в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел
слух в нашей сказочной стране, что очень уж
хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу
проверить, правда ли это.
Баба Яга: Ну, что же, давай
пригласим всех ребят в путешествие по сказочной
стране Лукоморье. Для этого нужно пройти через
сказочные ворота
Игра
«Сказочные ворота»
Условия игры: в ворота проходит (а
значит, и попадает в сказочную страну) только тот
участник, который ответит на вопрос, касающийся
сказок А.С. Пушкина. Затем дети делятся на две
команды, выбирают себе капитана и название
команды.
Баба Яга: Сейчас узнаем, в какой
команде самые умные и находчивые ребята, кто из
них лучше знает сказки Пушкина. (Обращается к
Коту.) Кот, ты ведь у нас ученый. Объясни-ка нам,
что за листочки на дубе висят.
Кот: Это листочки не простые, а
волшебные: на каждом из них есть задание для
ребят.
Баба Яга: Ну что, ребята, готовы?
Команды в сборе?
Кот срывает листок с дуба и читает
первое задание.
Кот: Чтобы в сказку нам попасть —
нужно очень много знать. А какие сказки А.С.
Пушкина вы знаете?
Дети перечисляют названия известных
им сказок.
Баба Яга: Ну, вижу, вижу, что умные!
Но это легкое задание было, вот вы и победили!
Давайте-ка поиграем.
Игра
«Найди то, не знаю что»
Условия игры: членам команд
предлагается найти в зале все атрибуты,
относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны
заранее. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка,
петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке,
месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со
стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.
(Игра заимствована из книги Л.Ф.
Ждановой «Праздники в детском саду». М.: Аквариум,
1999.)
После того как все предметы найдены,
каждая команда кладет предмет в свою корзину и
называет сказку, к которой он относится. Баба Яга
и Кот помогают участникам. Команда, набравшая
больше предметов, побеждает и получает силуэт
Золотой рыбки.
Баба Яга: Подумаешь, сказки
назвали! Давай-ка, Кот, срывай следующий листок.
Кот срывает листок и читает второе
задание: взять под корнями дерева сверток и
посмотреть, что там спрятано.
В свертке два одинаковых кроссворда, которые
вывешиваются на мольберт. Дети с помощью Бабы Яги
и Кота решают его, заполняя пустые клеточки.
Команда, первая решившая кроссворд, получает
силуэт Золотой рыбки.
Содержание
кроссворда
1. Как звали жениха царевны из
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
Ответ: ЕЛИСЕЙ.
2. Имя злого волшебника,
заточившего Людмилу в темницу?
Ответ: ЧЕРНОМОР.
3. Кто обманул чертей и наказал попа
за жадность?
Ответ: БАЛДА.
4. Имя няни А.С. Пушкина.
Ответ: АРИНА (РОДИОНОВНА).
5. Сын царя Салтана, который спас
Царевну Лебедь?
Ответ: ГВИДОН.
6. Про какого героя своей сказки А.С.
Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Ответ: ПЕТУШОК.
Баба Яга: Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Игра
«Там на неведомых дорожках»
Условия игры: команды продвигаются
по следам (разложены Бабой Ягой и Котом) к дубу.
Наступая на след, ребенок должен назвать любую
строчку или несколько слов из произведения А.С.
Пушкина.
Баба Яга и Кот помогают им в этом. Побеждает та
команда, которая придет к финишу первой, за что и
получит силуэт Золотой рыбки.
Кот: Молодцы, ребята! Знают
произведения великого поэта. Сразу видно, что
мамы и папы им много читают. А может быть, вы и
сами уже умеете читать? Смотрите-ка, какой
необычный лист висит на нашем дубе! (Срывает
лист.) И знак на нем какой-то интересный! (На
листе нарисован скрипичный ключ.)
Дети вместе с Котом рассматривают
знак.
Баба Яга: Что-то я никак в толк не
возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята
знают?
Дети: Это же скрипичный ключ!
Кот: Какой такой ключ? Какую это он
дверь открывает?
Дети: Это музыкальный знак, и
открывает он дверь в мир музыки!
Кот: Верно, верно! Этот знак нам
напоминает, что мы должны танцевать под музыку.
Баба Яга: Кто не любит скучно жить
— просим в круг выходить!
Ведущий: Может, нам даже удастся
попасть на настоящий бал?
Баба Яга: Что такое бал? Чего там
делают, на этом балу? Балуются, что ли?!
Кот: Ну и дремучая же ты, Баба Яга!
Это же надо придумать: балуются! Ребята,
объясните бабушке, что такое бал!
Дети объясняют значение слова.
Баба Яга: Ну ладно, просветили
старуху! А вот скажите-ка: на чем можно было
добраться на бал? И на чем вообще передвигались
герои сказок А.С. Пушкина?
Кот: Ну и глупый вопрос ты задаешь,
Баба Яга! Да на чем угодно! На машине, самолете,
теплоходе! Тут и автобус сгодится! А на севере это
могут быть и сани с собаками, и олени с нартами!
Ведущий: Ребята, вы как думаете?
Прав ли наш Кот Ученый? Или в этот раз он что-то
напутал?
Дети: Напутал Кот!
Кот: А давайте-ка поиграем.
Игра
«Кто на чем едет»
Условия игры: каждая команда (по
очереди) называет вид транспорта, на котором
передвигались герои пушкинских произведений:
телега, карета, повозка, кибитка, корабль, сани и
т.п.
Побеждает та команда, которая назовет больше
видов транспорта. Поощрение — силуэт Золотой
рыбки.
Баба Яга: Батюшки! Кот, мы же совсем
забыли про музыкальную страну, про танец под
музыку. Совсем у меня плохая память стала. И не
стара я вроде бы: всего 600 лет стукнуло, — а
забывать стала такие важные вещи! И вообще — хочу
танцы! Хочу на бал! Я вот и принарядилась по
такому случаю, новую юбку надела, на ней всего-то
33 дырки, почти новая!
Кот: А ну-ка, давайте прислушаемся!
Звучит музыка, и в зал въезжает
карета. Дети рассматривают карету.
Ведущий: Вот в таких каретах во
времена А.С. Пушкина и ездили на бал!
Баба Яга: Посмотрим, что лежит в
карете.
В карете — цилиндры и веера. Кот с
важным видом раздает мальчикам цилиндры. Баба
Яга дает девочкам веера.
Ведущий: Ну вот, мы и готовы ехать
на бал!
Баба Яга вместе с девочками
«усаживается» в карету. Имитируется езда. Вот
экипаж «остановился», и мальчики помогают
«дамам» выйти из кареты. Затем под музыку вальса
П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» дети
танцуют.
Кот: Ну, потанцевали — пора и
отдохнуть!
Баба Яга срывает с дуба новый лист и
объявляет детям следующие задания.
Игра
«Сказочные последовательности»
1. На мольберте выложены картинки с
изображением насекомых из «Сказки о царе
Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной»
последовательности: князь Гвидон сначала
превратился в муху, потом в комара и, наконец, в
шмеля.
2. На мольберте выложены картинки с
изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны
расставить их в той последовательности, в
которой царевич Елисей из сказки «О мертвой
царевне» обращался к ним с вопросом о своей
невесте.
3. На мольберте выложены животные: заяц,
коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех
животных, которые помогли Балде из сказки «О попе
и работнике его Балде» обхитрить чертят.
Задания даются каждой команде
одинаковые. Выигрывает та команда, которая
выполнит их быстрее. Кот и Баба Яга следят за
правильным выполнением заданий.
Пока Кот вручает силуэт Золотой рыбки
команде-победительнице, Баба Яга идет к дубу и
поднимает какой-то сверток.
Баба Яга: Ой, что же я наделала! Ой,
что случилось! Да что же теперь будет? Да кто же
мне, старой бабушке, поможет?
Кот: Что случилось, Баба Яга?
Баба Яга: Да вот, несла я ребятам
картинки показать, а они рассыпались! Ой,
рученьки мои дырявые! Ой-ой-ой!
Кот: Да что ты расстроилась, бабуля,
ребятишки у нас умные — они твоему горю в два
счета помогут! Верно, ребята?
Игра
«Собери картинку»
Условия игры: каждая команда
должна собрать разрезную картинку с
иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу
мозаики). Побеждает та команда, которая сделает
это быстрее и назовет ее название.
Баба Яга: Ай, какие ребята молодцы!
Все выполнили правильно! За свои 600 лет жизни я
еще не видела ребят умнее да смекалистее! А вот
есть у меня одно задание, которое и взрослым
выполнить не под силу, а не то что детям!
Мы с Котом будем вам движениями показывать
эпизод из сказки, а вы должны отгадать, откуда он
и назвать действующих персонажей. За каждый
правильный ответ команда получает Золотую рыбку.
Пантомимы:
— Кот изображает, как старик тянет
невод из моря.
— Баба Яга изображает белку, щелкающую орешки.
— Кот изображает Гвидона, натягивающего стрелу.
— Баба Яга изображает Балду, дающего щелчок царю
в лоб.
Кот: Видишь, Баба Яга! Ребята здесь
знают все сказки нашего Лукоморья.
Баба Яга: Ну, давайте напоследок
еще с вами поиграем. Я буду читать начало строки
из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы
будете заканчивать:
Выделенные в тексте слова произносят
дети:
— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»
— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
Баба Яга: Все-все! Хватит! Я знаю,
знаю, на какие вопросы они не смогут ответить!
Ура! Я придумала: пусть каждая команда вспомнит
все числа, которые встречались в сказках А.С.
Пушкина!
Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3
девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод в
море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану, — и
т.д.
Кот: Ну, Яга, проиграли мы с тобой!
Думали, обхитрим кого-нибудь из детей да заберем
к себе в Лукоморье, чтобы был у нас на посылках, ан
нет! Не удалось! Так весело мы с ними время
провели! Так подружились, что не хочется и
обратно возвращаться!
Баба Яга: Вот ты, Кот, вроде бы и
умный, и ученый, а не догадываешься, что нужно
подсчитать золотых рыбок и узнать, какая команда
победила.
Кот и Баба Яга подсчитывают вслух
силуэты золотых рыбок и определяют
команду-победительницу; если счет равный, то
награждаются обе команды.
Баба Яга: Кот, а чем же мы будем
награждать таких умных, озорных, шустрых,
сообразительных, а главное — любящих сказки
ребят? Я же не знала, что они смогут нас победить!
Я-то думала, что все будет наоборот! Что делать?
Что делать? Как нашему горю помочь?
Кот: Да погоди ты, старая,
причитать! Давай заглянем в сундучок с золотом,
который стоит под дубом, может быть, и найдем там
что-нибудь!
Баба Яга с Котом открывают сундук и
находят в нем комплект шоколадных медалей с
различными рисунками и надписями по сказкам А.С.
Пушкина.
Ведущий: Ну что, ребята, давайте
провожать наших дорогих гостей. Только вот беда:
они нам подарки подарили, а мы что же? Нам-то что
им подарить? Как вы думаете?
Дети: Мы нарисовали рисунки по
сказкам А.С. Пушкина. Пусть Кот и Баба Яга
передадут их жителям волшебной страны Лукоморье!
|
|
|
Настенные панно в группах на
тему «Сказки Пушкина». Материал: картон, фольга,
обои, вата, ткань, поролон, нитки.
Работы Ольги Вощило и Риммы Жиляевой,
педагогов Центра развития ребенка — детского
сада № 45 г. Кургана.
|
Дети передают пакет с
рисунками (которые заранее подготовили на
занятиях по изодеятельности).
Баба Яга: Конечно, все жители нашей
страны не смогли явиться сюда, но они наблюдали
за нашими приключениями, переживали и радовались
за вас. Мы все рады, что дети вашего детского сада
так хорошо знакомы со сказками великого русского
поэта Александра Сергеевича Пушкина. Всегда
помните:
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ
МОЛОДЦАМ УРОК.
Баба Яга и Кот (вместе): До
свидания! До сказочных встреч!
Уходят.
Педагоги ЦРР — детский сад № 13 г.
Магадана
Наталья ШУМСКАЯ, педагог дополнительного
образования,
Лариса КОСАРЕВА, воспитатель,
Ольга ПАСТЮК, заведующая
Литература, использованная при
подготовке к празднику:
1. Богатырева Ю., Богатырев А. Я
знакомлюсь с Пушкиным (рабочая тетрадь). М.:
Гном-Пресс, 1999.
2. Науменко Г. Фольклорный праздник. М.:
Линка-Пресс, 2000.
3. Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. М.:
Аквариум, 1999.
|