Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Праздник для детей от пяти лет

Ведущий: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда — в путь!

Звучит музыка. Дети следуют за педагогом или имитируют движение. Перед ними — декорация пушкинского Дуба.

Ведущий: Посмотрите, какое большой дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Дуб!

Ведущий: Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?

Дети: Пушкин.

Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.

Ведущий: Конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под дубом лежит конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, о чем там написано!

Ведущий читает письмо, адресованное детям. В нем написаны слова-заклинания, с помощью которых можно оживить всех сказочных героев.

Ведущий: Ну что, ребята, рискнем? Будем оживлять героев?

Дети: Да!

Ведущий: Итак, произносим все вместе слова-заклинания:

«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…»

Из-за дерева выходят ожившие герои.

Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся… Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье — не собрать бы мне косточек! Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Ученому! Мурр! (Обращаясь к детям.) А вы почему меня не хвалите? Думаете, легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый ученый Кот на свете!.. Здравствуйте! Мяу-мурр!

22.jpg (34990 bytes)Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря! Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим — приключения!
А, и ты здесь, Кот Ученый! Видно, рассказываешь ребятам свои лукоморные сказки?

23.jpg (22863 bytes)Кот: Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек этого детского сада в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это.

Баба Яга: Ну, что же, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморье. Для этого нужно пройти через сказочные ворота

Игра «Сказочные ворота»

Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну) только тот участник, который ответит на вопрос, касающийся сказок А.С. Пушкина. Затем дети делятся на две команды, выбирают себе капитана и название команды.

Баба Яга: Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина. (Обращается к Коту.) Кот, ты ведь у нас ученый. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят.

Кот: Это листочки не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят.

Баба Яга: Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе?

Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.

Кот: Чтобы в сказку нам попасть — нужно очень много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Дети перечисляют названия известных им сказок.

Баба Яга: Ну, вижу, вижу, что умные! Но это легкое задание было, вот вы и победили! Давайте-ка поиграем.

Игра «Найди то, не знаю что»

Условия игры: членам команд предлагается найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны заранее. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.

(Игра заимствована из книги Л.Ф. Ждановой «Праздники в детском саду». М.: Аквариум, 1999.)

После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Баба Яга и Кот помогают участникам. Команда, набравшая больше предметов, побеждает и получает силуэт Золотой рыбки.

Баба Яга: Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка, Кот, срывай следующий листок.

Кот срывает листок и читает второе задание: взять под корнями дерева сверток и посмотреть, что там спрятано.
В свертке два одинаковых кроссворда, которые вывешиваются на мольберт. Дети с помощью Бабы Яги и Кота решают его, заполняя пустые клеточки. Команда, первая решившая кроссворд, получает силуэт Золотой рыбки.

Содержание кроссворда

1. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?

Ответ: ЕЛИСЕЙ.

2. Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу?

Ответ: ЧЕРНОМОР.

3. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность?

Ответ: БАЛДА.

4. Имя няни А.С. Пушкина.

Ответ: АРИНА (РОДИОНОВНА).

5. Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь?

Ответ: ГВИДОН.

6. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»

Ответ: ПЕТУШОК.

Баба Яга: Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.

Игра «Там на неведомых дорожках»

Условия игры: команды продвигаются по следам (разложены Бабой Ягой и Котом) к дубу. Наступая на след, ребенок должен назвать любую строчку или несколько слов из произведения А.С. Пушкина.
Баба Яга и Кот помогают им в этом. Побеждает та команда, которая придет к финишу первой, за что и получит силуэт Золотой рыбки.

Кот: Молодцы, ребята! Знают произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы им много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать? Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Срывает лист.) И знак на нем какой-то интересный! (На листе нарисован скрипичный ключ.)

Дети вместе с Котом рассматривают знак.

Баба Яга: Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята знают?

Дети: Это же скрипичный ключ!

Кот: Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает?

Дети: Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!

Кот: Верно, верно! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.

Баба Яга: Кто не любит скучно жить — просим в круг выходить!

Ведущий: Может, нам даже удастся попасть на настоящий бал?

Баба Яга: Что такое бал? Чего там делают, на этом балу? Балуются, что ли?!

Кот: Ну и дремучая же ты, Баба Яга! Это же надо придумать: балуются! Ребята, объясните бабушке, что такое бал!

Дети объясняют значение слова.

Баба Яга: Ну ладно, просветили старуху! А вот скажите-ка: на чем можно было добраться на бал? И на чем вообще передвигались герои сказок А.С. Пушкина?

Кот: Ну и глупый вопрос ты задаешь, Баба Яга! Да на чем угодно! На машине, самолете, теплоходе! Тут и автобус сгодится! А на севере это могут быть и сани с собаками, и олени с нартами!

Ведущий: Ребята, вы как думаете? Прав ли наш Кот Ученый? Или в этот раз он что-то напутал?

Дети: Напутал Кот!

Кот: А давайте-ка поиграем.

Игра «Кто на чем едет»

Условия игры: каждая команда (по очереди) называет вид транспорта, на котором передвигались герои пушкинских произведений: телега, карета, повозка, кибитка, корабль, сани и т.п.
Побеждает та команда, которая назовет больше видов транспорта. Поощрение — силуэт Золотой рыбки.

Баба Яга: Батюшки! Кот, мы же совсем забыли про музыкальную страну, про танец под музыку. Совсем у меня плохая память стала. И не стара я вроде бы: всего 600 лет стукнуло, — а забывать стала такие важные вещи! И вообще — хочу танцы! Хочу на бал! Я вот и принарядилась по такому случаю, новую юбку надела, на ней всего-то 33 дырки, почти новая!

Кот: А ну-ка, давайте прислушаемся!

Звучит музыка, и в зал въезжает карета. Дети рассматривают карету.

Ведущий: Вот в таких каретах во времена А.С. Пушкина и ездили на бал!

Баба Яга: Посмотрим, что лежит в карете.

В карете — цилиндры и веера. Кот с важным видом раздает мальчикам цилиндры. Баба Яга дает девочкам веера.

Ведущий: Ну вот, мы и готовы ехать на бал!

Баба Яга вместе с девочками «усаживается» в карету. Имитируется езда. Вот экипаж «остановился», и мальчики помогают «дамам» выйти из кареты. Затем под музыку вальса П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» дети танцуют.

Кот: Ну, потанцевали — пора и отдохнуть!

Баба Яга срывает с дуба новый лист и объявляет детям следующие задания.

Игра «Сказочные последовательности»

1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

3. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.

Задания даются каждой команде одинаковые. Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее. Кот и Баба Яга следят за правильным выполнением заданий.
Пока Кот вручает силуэт Золотой рыбки команде-победительнице, Баба Яга идет к дубу и поднимает какой-то сверток.

Баба Яга: Ой, что же я наделала! Ой, что случилось! Да что же теперь будет? Да кто же мне, старой бабушке, поможет?

Кот: Что случилось, Баба Яга?

Баба Яга: Да вот, несла я ребятам картинки показать, а они рассыпались! Ой, рученьки мои дырявые! Ой-ой-ой!

Кот: Да что ты расстроилась, бабуля, ребятишки у нас умные — они твоему горю в два счета помогут! Верно, ребята?

Игра «Собери картинку»

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.

Баба Яга: Ай, какие ребята молодцы! Все выполнили правильно! За свои 600 лет жизни я еще не видела ребят умнее да смекалистее! А вот есть у меня одно задание, которое и взрослым выполнить не под силу, а не то что детям!
Мы с Котом будем вам движениями показывать эпизод из сказки, а вы должны отгадать, откуда он и назвать действующих персонажей. За каждый правильный ответ команда получает Золотую рыбку.

Пантомимы:

— Кот изображает, как старик тянет невод из моря.
— Баба Яга изображает белку, щелкающую орешки.
— Кот изображает Гвидона, натягивающего стрелу.
— Баба Яга изображает Балду, дающего щелчок царю в лоб.

Кот: Видишь, Баба Яга! Ребята здесь знают все сказки нашего Лукоморья.

Баба Яга: Ну, давайте напоследок еще с вами поиграем. Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:

Выделенные в тексте слова произносят дети:

— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»

— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Баба Яга: Все-все! Хватит! Я знаю, знаю, на какие вопросы они не смогут ответить! Ура! Я придумала: пусть каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина!

Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану, — и т.д.

Кот: Ну, Яга, проиграли мы с тобой! Думали, обхитрим кого-нибудь из детей да заберем к себе в Лукоморье, чтобы был у нас на посылках, ан нет! Не удалось! Так весело мы с ними время провели! Так подружились, что не хочется и обратно возвращаться!

Баба Яга: Вот ты, Кот, вроде бы и умный, и ученый, а не догадываешься, что нужно подсчитать золотых рыбок и узнать, какая команда победила.

Кот и Баба Яга подсчитывают вслух силуэты золотых рыбок и определяют команду-победительницу; если счет равный, то награждаются обе команды.

Баба Яга: Кот, а чем же мы будем награждать таких умных, озорных, шустрых, сообразительных, а главное — любящих сказки ребят? Я же не знала, что они смогут нас победить! Я-то думала, что все будет наоборот! Что делать? Что делать? Как нашему горю помочь?

Кот: Да погоди ты, старая, причитать! Давай заглянем в сундучок с золотом, который стоит под дубом, может быть, и найдем там что-нибудь!

Баба Яга с Котом открывают сундук и находят в нем комплект шоколадных медалей с различными рисунками и надписями по сказкам А.С. Пушкина.

Ведущий: Ну что, ребята, давайте провожать наших дорогих гостей. Только вот беда: они нам подарки подарили, а мы что же? Нам-то что им подарить? Как вы думаете?

Дети: Мы нарисовали рисунки по сказкам А.С. Пушкина. Пусть Кот и Баба Яга передадут их жителям волшебной страны Лукоморье!

Настенные панно в группах на тему «Сказки Пушкина». Материал: картон, фольга, обои, вата, ткань, поролон, нитки.
Работы Ольги Вощило и Риммы Жиляевой,   педагогов Центра развития ребенка — детского сада № 45 г. Кургана.

Дети передают пакет с рисунками (которые заранее подготовили на занятиях по изодеятельности).

Баба Яга: Конечно, все жители нашей страны не смогли явиться сюда, но они наблюдали за нашими приключениями, переживали и радовались за вас. Мы все рады, что дети вашего детского сада так хорошо знакомы со сказками великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Всегда помните:

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

Баба Яга и Кот (вместе): До свидания! До сказочных встреч!

Уходят.

Педагоги ЦРР — детский сад № 13 г. Магадана
Наталья ШУМСКАЯ, педагог дополнительного образования,
Лариса КОСАРЕВА, воспитатель,
Ольга ПАСТЮК, заведующая

Литература, использованная при подготовке к празднику:

1. Богатырева Ю., Богатырев А. Я знакомлюсь с Пушкиным (рабочая тетрадь). М.: Гном-Пресс, 1999.
2. Науменко Г. Фольклорный праздник. М.: Линка-Пресс, 2000.
3. Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. М.: Аквариум, 1999.

 

Рейтинг@Mail.ru