Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2002

Уроки фонетики для взрослых

Шестой урок мы закончили на том, что количество фонем в русском языке не совпадает с количеством букв русского алфавита. Фонем — 39, букв — 33.
Больше всего не повезло мягким фонемам.

Урок седьмой

Кроме пар по глухости-звонкости, согласные образуют пары по твердости-мягкости. Например, звуку [г] мягкую пару составит звук [г’], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф’].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар.
Например, звук [ц] не имеет мягкой пары: он всегда твердый. Звук [ч’] всегда мягкий. А звук [i] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [i] язык дополнительно не выгибается.)

Глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’] не имеют звонких пар.

Согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [i] не имеют глухих пар. Они в любой позиции — даже на конце слова — звучат звонко и называются сонорными.

Не все различаемые нами мягкие звуки являются фонемами. Не считаются фонемами [г’], [х’], [к’]. Это связано с особенностями их образования.
Всего согласных фонем 34.

Ошибки взрослых

Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово герой?» И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г’]. Именно поэтому после буквы «Г» пишется буква «Е» чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Важно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это различение дает ключ к использованию «Ь» и букв «Я», «Е», «Ю», «Е», служащих для обозначения мягкости согласных на письме.

 

Рейтинг@Mail.ru